Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Земли сельскохозяйственного назначения российской федерации

Россельхознадзор / Новости

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

О работе Россельхознадзора по инициированию изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Россельхознадзор в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляет, в рамках своих полномочий, деятельность по инициированию процедуры принудительного изъятия неиспользуемых или ненадлежащим образом используемых земель сельскохозяйственного назначения для последующего их вовлечения в сельскохозяйственный оборот. Здесь важно отметить, что территориальные управления Россельхознадзора, в части своей компетенции, являются ключевым звеном по выявлению и документарному оформлению нарушений, связанных с ненадлежащим использованием и неиспользованием сельскохозяйственных земель.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации («Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году», опубликованном на официальном сайте Минсельхоза России) земли сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2016 года составляют 383,7 млн. га (22,4% от всего земельного фонда Российской Федерации). Из них по данным, представленным субъектами Российской Федерации, общая площадь неиспользуемых земель составляет 39,4 млн. га (10,3% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения).

Осознавая значимость вовлечения в сельскохозяйственный оборот такой значительной площади земель, необходимо подчеркнуть исключительную важность роли властей субъектов РФ и муниципальных образований в этом процессе. Так как, в первую очередь, именно они должны выражать заинтересованность в изъятии для последующего вовлечения в оборот неиспользуемых или ненадлежащим образом используемых земель сельскохозяйственного назначения и информировать территориальные управления Россельхознадзора о таких земельных участках.

Однако промежуточные итоги совместной работы территориальных управлений Службы и органов власти субъектов РФ в данном направлении, к сожалению, демонстрируют отсутствие заинтересованности, так сказать, спроса на сельскохозяйственные земли со стороны последних.

Так, за период с 2015 — 9 мес. 2016 года, по данным территориальных управлений Россельхознадзора, поступило порядка 640 обращений органов власти и муниципальных образований от 70 из 82 (не учитывая 3 города федерального значения и Республику Крым) субъектов РФ по вопросам неиспользования или ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения общей площадью порядка 690 тыс. га, из которых только лишь в 53 случаях (27 из 70 обратившихся субъектов РФ) в отношении земель общей площадью более 150 тыс. га упоминается заинтересованность органов власти субъектов РФ в изъятии данных земель с целью последующего их вовлечения в сельскохозяйственный оборот, в частности:

1. В Сибирском федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 10,7 млн. га) — 165 обращений в отношении сельхозземель площадью 69,8 тыс. га, из которых только лишь в 2 случаях в отношении земель общей площадью 702,6 га упоминается заинтересованность органов власти субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом следующие субъекты Сибирского ФО не выразили такой заинтересованности: Республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский, Красноярский, Забайкальский края, Томская, Омская, Иркутская, Кемеровская области.

2. В Приволжском федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 7,5 млн. га) — 163 обращения в отношении сельхозземель площадью 277,6 тыс. га, из которых только в 6 случаях в отношении земель общей площадью 50,4 тыс. га упоминается заинтересованность органов власти субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом следующие субъекты Приволжского ФО не выразили такой заинтересованности: Республики Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Марий Эл, Пермский край, Самарская, Кировская, Нижегородская области.

3. В Центральном федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 5,8 млн. га) — 116 обращений в отношении сельхозземель площадью 261 тыс. га, из которых в 14 случаях в отношении земель общей площадью 101,3 тыс. га упоминается заинтересованность органов власти субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом следующие субъекты Центрального ФО не выразили такой заинтересованности: Костромская, Ивановская, Орловская, Курская, Рязанская, Тверская Липецкая, Ярославская области.

4. В Северо-Западном федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 5,1 млн. га) — 34 обращения в отношении сельхозземель площадью 380 га. При этом лишь 7 обращений, в котором субъект выражает заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот. Следующий субъект Северо-Западного ФО не выразил такой заинтересованности: Псковская область.

5. В Дальневосточном федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 3,7 млн. га) — 59 обращений в отношении сельхозземель площадью 21,4 тыс. га, лишь 1 обращение, в котором субъект выражает заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот. При этом следующие субъекты Дальневосточного ФО не выразили такой заинтересованности: Республика Саха (Якутия), Приморский, Камчатский края, Сахалинская, Амурская области.

6. В Уральском федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 3,3 млн. га) — 23 обращения в отношении сельхозземель площадью 21,8 тыс. га, ни один из субъектов Уральского ФО (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области) в своём обращении не выразили заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот данных земель.

7. В Южном федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 3,0 млн. га) — 71 обращение в отношении сельхозземель площадью 36,4 тыс. га, из которых только в 23 случаях в отношении земель общей площадью 4,2 тыс. га упоминается заинтересованность органов власти субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом следующие субъекты Южного ФО не выразили такой заинтересованности: Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область.

8. В Северо-Кавказском федеральном округе (общая площадь неиспользуемых сельхозземель — 265,8 тыс. га) — 6 обращений в отношении сельхозземель площадью 31 га, ни один из субъектов Северо-Кавказского ФО (Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край) в своём обращении не выразили заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот данных земель.

Таким образом, в территориальные управления Службы поступила информация от субъектов РФ о 688 тыс. га, что составляет 1,7% от 39,4 млн. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения по всей стране. Все обращения были рассмотрены в установленном порядке. Более того, работа по выявлению таких земель и инициированию изъятия для последующего вовлечения в сельскохозяйственный оборот ведётся Россельхознадзором в части компетенции на постоянной основе.

И здесь крайне важно обратить внимание на сложность и длительность самой процедуры изъятия земель. Напоминаем, что территориальные управления Россельхознадзора, в части своей компетенции, направляют материалы, подтверждающие неустранение выявленных правонарушений, связанных с неиспользованием и ненадлежащим использованием сельскохозяйственных земель, в уполномоченные органы субъектов РФ, которые, в свою очередь, направляют материалы в суды с требованием об изъятии таких земельных участков и об их продаже с публичных торгов.

Так, на текущий момент Службой в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были переданы материалы по 1034 земельным участкам, неиспользуемым или используемым с нарушением требований земельного законодательства, на общей площади 49,4 тыс. га.

По информации, полученной от уполномоченных органов субъектов, ими в суды было направлено 429 материалов дел для изъятия земель площадью 35,1 тыс. га.

208 материалов дел в отношении земель площадью 13,2 тыс. га не были переданы Уполномоченными органами в суды. Основными причинами по их сведениям являются:

— переход права собственности на земельные участки к другим лицам на момент поступления материалов дел в уполномоченные органы;

— экономическая нецелесообразность изъятия земель в связи с их значительной удаленностью от населенных пунктов, отсутствием подъездных путей, инженерных коммуникаций, а также низкого сельскохозяйственного потенциала;

— начало осуществления собственником земельного участка сельскохозяйственной деятельности.

По результатам рассмотрения судами исковых заявлений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения было вынесено 161 решение об удовлетворении требований об изъятии земель общей площадью 8,5 тыс. га и 147 решений об отказе — в отношении земель площадью 20,9 тыс. га. Остальные дела находятся на рассмотрении в судах. Следует отметить, что частой причиной отказов в удовлетворении исковых заявлений является переход права собственности на земельные участки к другим лицам.

Таким образом, в результате всей проведённой работы состоялось всего лишь 7 публичных торгов по продаже земельных участков на площади 1,1 тыс. га, при этом 37 публичных торгов по продаже земельных участков признаны не состоявшимися по причинам, о которых уполномоченные органы субъектов РФ в Россельхознадзор не сообщили. 30 публичных торгов по продаже земельных участков на момент представления информации находились в процессе проведения. По результатам проведенных торгов 6 земельных участков общей площадью 415,5 га были вовлечены в сельскохозяйственный оборот.

Справедливости ради, следует отметить, что наиболее эффективное взаимодействие уполномоченных органов с территориальными управлениями Россельхознадзора по данному вопросу было отмечено в следующих субъектах РФ:

— Ульяновская область (10 из 11 исковых требований об изъятии земель были судами удовлетворены, вовлечены в сельскохозяйственный оборот земли площадью 36 га);

— Республика Татарстан (9 из 13 исковых требований удовлетворены, вовлечены в сельскохозяйственный оборот земли площадью 329 га);

— Псковская область (5 из 9 исковых требований удовлетворены, вовлечены в сельскохозяйственный оборот земли площадью 50 га).

В следующих субъектах РФ работа в данном направлении проводится неосновательно:

— Республика Дагестан (результаты работы отсутствуют, при этом Россельхознадзором были переданы материалы для изъятия земель площадью 3,9 тыс. га).

— Волгоградская область (результаты работы отсутствуют, при этом Россельхознадзором были переданы материалы для изъятия земель площадью 5,4 тыс. га).

— Архангельская область (Россельхознадзор направил материалов дел по изъятию земель площадью 106 га, при этом результаты работы по ним отсутствуют).

— Пензенская область (результаты работы отсутствуют, при этом Россельхознадзором были переданы материалы для изъятия земель площадью 11 га).

На данный момент, руководствуясь изложенным, а также в целях повышения эффективности реализации норм Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Россельхознадзором в адрес соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ направлены письма о необходимости активизации их работы по взаимодействию с территориальными управлениями Службы в части изъятия неиспользуемых или ненадлежащим образом используемых земель сельскохозяйственного назначения для последующего их вовлечения в сельскохозяйственный оборот.

Кроме того, Россельхознадзором аналогичные письма направлены и в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Работа Россельхознадзора в указанном направлении продолжается.

Ключевые слова: Земли сельскохозяйственного назначения, Изъятие

В целом по Российской Федерации не используется по целевому назначению более 56 млн. га земель сельхозназначения (14,5%)

Nataly Fisher/fotoimedia/Фото ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки состояния и использования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда Московской области, а также исполнения решений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам предыдущей проверки.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Объекты контрольного мероприятия: Минсельхоз России, Рослесхоз, Правительство Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Государственное автономное учреждение Московской области «Центральное лесохозяйственное объединение», ФГУП «Рослесинфорг», Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект», Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект», Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.

Общая площадь земельного фонда Московской области составляет 4,4 млн. гектар, из них 1,9 млн. гектар (65%) — земли лесного фонда, которые по целевому назначению являются защитными, с ограниченным режимом использования, и 1,64 млн. гектар (37,3%) — земли сельхозназначения, в том числе сельхозугодий — 1,3 млн. га (81,1%). По сравнению с 2014 г. площади лесного фонда области сократились незначительно — всего на 0,01% (0,2 тыс. га земли) в связи с переводом земель лесного фонда в другие категории. Земли сельхозназначения сократились на 15 тыс. га (на 0,91%).

По итогам проверки были выявлены недостатки и нарушения действующего законодательства, в том числе при исполнении госконтрактов и госзадания, что говорит об отсутствии действенного контроля за распоряжением и использованием земель. Кроме того, проверка свидетельствует о недостаточной работе Московской области по результатам аналогичного аудита 2013 года. «К сожалению, мы опять вынуждены констатировать, что со стороны федеральных и областных органов власти необходимые условия для эффективного и целевого использования земель не созданы. А в результате это влечет невыполнение целей и задач госпрограмм по развитию лесного и сельского хозяйства», — заявила на Коллегии глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Использование земель сельхозназначения

По данным Минсельхоза России площадь земель сельхозназначения на 1 января 2015 г. составила 385,5 млн. гектар, в том числе сельхозугодий — 196,2 млн. гектар (50,9%). «При этом, , — подчеркнула Татьяна Голикова, — около 14,5% земель сельхозназначения (более 56 млн. гектар) по целевому назначению не используется».

Основные мероприятия, предусмотренные Концепцией развития государственного мониторинга земель сельхозназначения на период до 2020 года*, до настоящего времени не выполнены – не приняты порядок проведения госмониторинга земель сельхозназначения и порядок предоставления сведений, внесенных в Единую федеральную информационную систему о землях сельхозназначения. Еще три проекта нормативных актов со сроками принятия в конце 2014 и втором квартале 2015 года находятся в стадии доработки. «В результате мониторинг земель сельхозназначения осуществляется Минсельхозом фрагментарно. Единая федеральная информационная система о землях сельхозназначения пока полноценно не функционирует», — было отмечено Татьяной Голиковой.

Обращает на себя внимание низкая результативность действующего механизма изъятия неиспользуемых земель. Так, в 2014 г. Россельхознадзором было выявлено 1 400 нарушений на площади 138,6 тыс. га (0,2% от неиспользуемых земель), за 9 месяцев 2015 г. – 3 464 нарушения на площади 759,4 тыс. гектар (1,4%). При этом инициировано изъятие 10,4 и 8,31 тысяч гектар земель, соответственно, т.е. только в 7,5% и 1,1% случаев. В судебном порядке принудительно были изъяты соответственно 3,4 тыс. и 2,22 тыс. гектар (32,7% и 26,5% от инициированных).

По Московской области Россельхознадзором в 2014 г. выявлено 61 нарушение на площади 9,5 тыс. га, за 9 месяцев 2015 года — уже 330 нарушений на площади 8,5 тыс. гектар. При этом по Московской области изъятие земель сельхозназначения в 2014 г. и за 9 месяцев 2015 г. не инициировалось. «По действующему законодательству возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельхозназначения возникает только после трех лет его неиспользования по назначению, а обращение уполномоченных органов исполнительной власти в суд с требованиями по изъятию земельных участков в связи с ненадлежащим использованием является правом, а не их обязанностью», — пояснил ситуацию выступавший на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Проверка также показала, что из 7 показателей региональной программы «Сельское хозяйство Подмосковья» в 2014 г. не достигнуты значения двух — «уровень интенсивности использования посевных площадей в Московской области, тонн/га» (процент выполнения 93,7%) и «площадь земельных участков, оформленных в собственность КФХ, тыс. га» (50%).

В ходе проверки установлены случаи нарушения Правительством Московской области и органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района сроков предоставления в аренду земельных участков под сельхозпроизводство, находящихся в собственности Московской области, от 2 месяцев до 2,5 лет.

Кроме того, Правительство Московской области не утвердило перечень особо ценных продуктивных сельхозугодий, использование которых для других целей не допускается. Не реализуется предусмотренный областным законодательством механизм восстановления и повышения почвенного плодородия земель собственниками и землепользователями Московской области. Учет земель сельхозназначения в проверенном Одинцовском районе реализуется только посредством ведения реестра муниципального имущества.

Использование земель лесного фонда

Проверка показала, что исполнение переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений осуществлялось Правительством Московской области неэффективно.

В 2014 г. объем финансирования переданных области лесных полномочий составил 1,7 млрд. рублей, в 2015 г. ‒ 1,6 млрд. рублей. Основная часть указанных средств (608 и 390 млн. рублей, соответственно) была направлена на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Однако 20% (350 млн. рублей) выделенных средств в 2014 г. не были использованы и возращены в федеральный бюджет.

Лесной план Московской области не содержит актуализированной информации о характеристике и состоянии лесов, а также об объеме планируемых мероприятий. «Изменения о состоянии лесов не вносились в него с 2011 года. После передачи в 2012 году Московской области лесных полномочий, план не переутверждался», — подчеркнул аудитор.

Из 14 показателей (индикаторов) Госпрограммы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы не выполнено 7. В частности, не обеспечено выполнение одной из основных задач госпрограммы — обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов. Согласно результатам проверки, площади лесовосстановления на землях лесного фонда были значительно ниже площадей сплошных рубок. Так, в 2013 г. при проведенных рубках на площади 10,5 тыс. гектар посажено леса на 5,8 тыс. гектар (в 1,8 раза меньше), в 2014 г. – при рубках на 11 тыс. посажено леса на 7 тыс. гектар (в 1,6 раза меньше).

Кроме того, не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию и обеспечение охраны лесов от лесных пожаров. Ущерб, нанесенный лесными пожарами, за 9 месяцев 2015 г. увеличился в 2,5 раза и составил 16,7 млн. рублей. При этом проверкой установлено, что оборудование, приобретенное Рослесхозом в рамках реализации Пилотного проекта «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России» и переданное Правительству Московской области, в проверяемый период не использовалось и находится на складах. Более того, перечень поставленного оборудования не соответствует заявленному Московской областью.

Процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства крайне низок: В 2014 г. он составил 1,8% от суммы нанесенного ущерба, на 1 октября 2015 г. – 2,7%.

Задолженность по поступлению в федеральный бюджет платы за использование лесов по состоянию на 1 января 2015 г. составляла 221 млн. рублей, на 1 октября 2015 г. она увеличилась на 42% и составила 330,7 млн. рублей.

На момент проверки в аренду были переданы 71 тыс. гектар или 3,7% от площади лесных участков (зон планируемого освоения лесов, где законодательно разрешены виды пользования). А для осуществления рекреационной деятельности переданы участки на площади 4,5 тыс. га (всего 0,3% от площади возможного использования). При этом 15% договоров аренды (274) не имели государственную регистрацию.

На кадастровый учет в Московской области поставлено 46% территории лесного фонда (0,9 млн. га), а площадь наложений составила 13,6 тыс. гектар. Наибольшее количество наложений установлено в Звенигородском, Волоколамском и Рузском районах.

Нарушения и недостатки при формировании и исполнении государственных заданий ГАУ «Центрлесхоз»

Проверка показала, что в государственное задание Государственного автономного учреждения Московской области «Центральное лесохозяйственное объединение» (далее – Центрлесхоз) на 2014 и 2015 гг. были включены виды деятельности, не предусмотренные его уставом, а также объемы работ, которые учреждение не могло выполнить своими силами. «В результате государственное задание на 2014 год в полном объеме не выполнено, а стоимость работ, выполняемых подрядными организациями, в 2014 г. составила 33% от субсидии на выполнение госзадания, в 2015 г. – это уже 84,4%.», — сообщил аудитор.

Кроме того, в связи с отсутствием внебюджетных средств и имеющейся кредиторской задолженностью Центрлесхоз использовал средства субсидии в сумме 45,6 млн. рублей на цели не связанные с выполнением государственного задания (выплаты по лизинговым платежам, оплату заработной платы, договоров купли-продажи лесных насаждений), что означает нецелевое использование субсидии.

Также в ходе проверки была установлена закупка автозапчастей для филиалов Центрлесхоз на 106 млн. рублей, потребность в которых не подтверждена. Приобретенные запчасти фактически в филиалы не поступили и впоследствии были списаны с баланса.

Нарушения при выполнении государственных контрактов

В ходе проверки установлены факты завышения Рослесхозом начальной (максимальной) цены контрактов по подготовке документов для постановки земельных (лесных) участков на кадастровый учет, что привело к необоснованному увеличению стоимости работ на 630 млн. рублей (или 36% от стоимости контрактов), что может свидетельствовать о возможном причинении ущерба. В частности, в госконтракты были включены расходы за предоставление сведений из кадастровой палаты в сумме 289 млн. рублей, которые должны предоставляться на бесплатной основе (фактически на эти цели было потрачено 1 млн. рублей), а также транспортные расходы в размере 158 млн. рублей без обоснования расчетов стоимости переездов (фактически на эти цели было потрачено всего 6 млн. рублей). Кроме того, стоимость работ была завышена на 184 млн. рублей из-за двойного учета в расчетах индекса-дефлятора на 2003 год к ценам Сборника ОНЗТ**.

При этом ФГУП «Рослесинфорг» (исполнитель по указанным контрактам) направил своим филиалам на непосредственное выполнение работ по подготовке документов для постановки земельных (лесных) участков на кадастровый учет только 54% от общей стоимости госконтрактов (1,7 млрд. рублей). При этом основные средства для выполнения работ филиалам не приобретались. «Чистая прибыль предприятия по данным контрактам составила 642 млн. рублей, что практически соответствует размеру завышений Рослесхозом стоимости работ. При этом полученная прибыль направлялась на цели не связанные с кадастровыми работами», — отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Нарушения при выполнении работ по проведению государственной инвентаризации лесов

На Коллегии отмечалось, что экономическая эффективность работ по дистанционному мониторингу использования лесов, проводимому Рослесхозом в рамках государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) находится на низком уровне. Возмещение ущерба от выявленных в результате дистанционного мониторинга нарушений лесного законодательства составило менее 1% (0,2%) от установленной суммы ущерба (3,5 млрд. рублей).

Проверка показала, что Роскосмос не выполнил свои обязательства по гарантированному предоставлению космоснимков для проведения ГИЛ, что в результате повлекло дополнительные затраты на сумму 292 млн. рублей. При этом в 2015 году наблюдается рост затрат на приобретение ФГУП «Рослесинфорг» снимков у сторонних организаций на 36 млн. рублей (или на 28%).

Согласно результатам проверки, в 2014 г. ФГУП «Рослесинфорг» в рамках выполнения работ по государственной инвентаризации лесов заключило 30 договоров на закупку космоснимков площадью 160 млн. га на сумму 93,0 млн. рублей. При этом договора заключались по стоимости, ниже установленной для согласования с учредителем — Рослесхозом (до 5 млн. рублей по 4 договора в день), что нарушает требования законодательства о конкуренции и унитарных предприятиях. В результате стоимость идентичных снимков у разных поставщиков варьировалась от 65 копеек до 1,7 рубля.

В ходе проверки также были установлены факты закупки снимков сверх установленных площадей на 15,7 млн. га на сумму 10 млн. рублей, на одни и те же площади — на сумму 200 тыс. рублей.

Коллегия приняла решение направить представления в Минсельхоз России, Рослесхоз, Правительству Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области, информационные письма — в Федеральное космическое агентство и ФСБ России, обращение — в Генеральную прокуратуру.

*Концепцией развития государственного мониторинга земель сельхозназначения на период до 2020 года, одобренной Правительством в 2010 году, предусмотрена реализация 13 мероприятий, в том числе принятие 8 нормативных актов.

**Сборник цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, утвержденного приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 28 декабря 1995 г.

Земли сельскохозяйственного назначения российской федерации

ГЛАВНАЯ ТЕМА Земельные отношения: барьеры на пути

Досье О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения

Опубликован второй доклад Министерства сельского хозяйства РФ «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения». В нем приведены данные анализа законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот и использование сельскохозяйственных земель, предложения по его совершенствованию, а также меры, принимаемые Минсельхозом России в целях реализации функций и полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Представлены сведения по выполнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы и Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2013 года».

По состоянию на 01.01.2010 г. площадь земельного фонда Российской Федерации составила 1709,8 млн. га, из них 400,0 млн. га, или 23,4 процента, занимают земли сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных почвенных процессов и повышение плодородия почв.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.

В состав сельскохозяйственных угодий входят: пашня, сенокосы, пастбища, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий.

На 1 января 2010 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 400,0 млн. га. В сравнении с предшествующим годом площадь данной категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 2,3 млн. га.

В основном сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения происходило по причине включения земель (преимущественно несельскохозяйственных угодий) в ряде субъектов Российской Федерации в состав фонда перераспределения земель в связи с ликвидацией сельскохозяйственных организаций, при добровольном и принудительном отказе от земельного участка, а также по причине перевода земель в другие категории для строительства газопроводов, иных линейных объектов, расширения территорий заповедников.

В структуре распределения земельного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 г. площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель всех категорий составила 220,5 млн. га, в том числе в составе земель сельскохозяйственного назначения — 196,1 млн. га, или 49,0 процентов.

Из всех сельскохозяйственных угодий в стране по состоянию на 1 января 2010 г. 24,3 млн. га находятся в составе земель иных категорий и в условиях действующего законодательства выпадают из системы государственного земельного контроля и мониторинга земель в сфере сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья в составе земель всех категорий включают в себя: пашня — 121,6 млн. га, залежь — 5,0 млн. га, многолетние насаждения — 1,8 млн. га, сенокосы — 24,0 млн. га, пастбища — 68,1 млн. га.

Следует отметить, что на протяжении всего пореформенного периода в целом по Российской Федерации наблюдалось ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в составе земель всех категорий. 2009 год не стал исключением. Такое сокращение за год составило 30,0 тыс. га (на 46,3 тыс. га меньше, чем по состоянию на 1 января 2009 г.) и наблюдавшегося в 51 субъекте Российской Федерации (на 1 января 2009 г. — в 54).

В целом с 1990 по 2009 годы площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель всех категорий уменьшилась на 1,9 млн. га, сокращение площади земель, используемых под пашню, составило более 10,8 млн. га. В то же время площадь земель под сенокосами и пастбищами увеличилась на 4,2 млн. га, а под залежью — на 4,6 млн. га.

По состоянию на 1 января 2010 г. площадь земель, используемых под пашню в составе земель всех категорий, уменьшилась незначительно. По данным наблюдений Росреестра, уменьшение составило 0,2 тыс. га. При этом площадь кормовых угодий в 2009 году увеличилась на 1,0 тыс. га.

Вместе с тем по состоянию на 1 января 2010 г. значительные площади пашни были вовлечены в сельскохозяйственный оборот в Курганской (16,8 тыс. га), Пензенской (16,4 тыс. га), Волгоградской (15,9 тыс. га) и Тамбовской (12,0 тыс. га) областях.

Следует также отметить, что по состоянию на 1 января в период за 20072010 годы в динамике изменений площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения наблюдаются незначительные колебания. Структура распределения сельскохозяйственных угодий в их составе также сохраняется.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения за отчетный период сократилась на 2,3 млн. га и составила 203,9 млн. га. Это земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства. Более 50% (105,6 млн. га) несельскохозяйственных угодий составляли земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства.

Среди причин выбытия из оборота земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, используемых для производства сельхозпродукции в составе земель иных категорий, можно указать на прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций и перевод освободившихся земель, в большей своей части, в фонд перераспределения земель.

По данным Росреестра на 1 января 2010 года, в Государственном кадастре недвижимости учтено 16,2 млн. га (на 1 января 2009 г. — 15,6 млн. га) земель сельскохозяйственных организаций, ликвидированных в результате банкротства (увеличение за 2 года составило 4,4 млн. га). В настоящий момент эти земельные участки не поставлены на кадастровый учет и их использование с правовой точки зрения существенно затруднено.

Другая причина выбытия — истечение срока права аренды земель (или временного пользования), его невозобновление производителями сельхозпродукции, изъятие земель для несельскохозяйственных целей, переводы земель сельхозназначения, включая сельскохозяйственные угодья, в земли других категорий, в том числе путем включения в границы населенных пунктов.

К необходимости данных переводов приводили такие мероприятия, как предоставление земельных участков, в том числе путем изъятия для государственных и муниципальных нужд, изменения (установления) границ населенных пунктов и муниципальных образований, возврата в прежнюю категорию отработанных и рекультивированных земель. Также осуществлялся отвод земель сельскохозяйственного назначения и для других не связанных с сельским хозяйством целей, среди которых: строительство газопроводов, заводов и предприятий, придорожных торгово-промышленных комплексов, расширение существующих предприятий и т. д.

По состоянию на 1 января 2010 г., из земель сельскохозяйственного назначения выбыло 72,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи было отведено 20,9 тыс. га, лесохозяйственным предприятиям для лесоразведения — 4,0 тыс. га, для расширения и строительства населенных пунктов — 38,5 тыс. га, для других нужд — 8,9 тыс. га.

В последние годы наблюдается увеличение площади земель, не предоставленных в использование и включенных в состав фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения. В течение 2009 года площадь фонда перераспределения земель достигла 50,8 млн. га.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации в фонд перераспределения земель включались земельные участки, не предоставленные заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства, но предназначенные для нужд сельского хозяйства, для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Основанием включения земельных участков в состав фонда является соответствующее решение исполнительного органа власти, принимаемое в определенных законодательством случаях (добровольный отказ от земельного участка, принудительный отказ, отсутствие наследников по закону или по завещанию, неиспользование земли по целевому назначению). Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

По состоянию на 1 января 2010 года площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения земель, увеличилась на 285,2 тыс. га по сравнению с тем же периодом в 2009 г. и составила более 12,0 млн. га. По данным Росреестра, наибольшие площади неиспользуемых земель зачислены в состав фонда перераспределения земель в республиках Калмыкия (171,0 тыс. га), Тыва (90,4 тыс. га), Алтай (41,9 тыс. га) и Свердловской области (43,7 тыс. га).

В течение 2009 года осуществлено включение пашни в фонд перераспределения земель в Саратовской (24,6 тыс. га), Свердловской (21,7 тыс. га), Амурской (16,5 тыс. га), Белгородской (12,1 тыс. га), Кемеровской (11,4 тыс. га) областях. Главная причина потери пахотных угодий — отсутствие финансовых и технических возможностей для поддержания их в надлежащем состоянии.

Отмечались факты перевода продуктивных земель в категорию земель запаса.

Увеличение общей площади земель фонда перераспределения в целом по России в значительной степени вызвано ликвидацией сельскохозяйственных организаций и прекращением права срочного пользования на территории Томской (543,7 тыс. га), Свердловской (327,8 тыс. га), Костромской (218,9 тыс. га), Вологодской (172,7 тыс. га) областей, республик Алтай (280,1 тыс. га), Калмыкия (273,2 тыс. га) и Тыва (147,3 тыс. га), Красноярского края (231,3 тыс. га). В результате чего в фонд перераспределения было зачислено 2,0 млн. га несельскохозяйственных угодий.

По данным на 1 января 2010 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн. га, или 67,7%, в собственности граждан — 119,5 млн. га, или 29,9%, в собственности юридических лиц —— 9,8 млн. га, или 2,4 процента. Из всех земель России, находящихся в частной собственности, земли сельскохозяйственного назначения занимали около 97,0% (129,3 млн. га — на 0,4 млн. га меньше, чем в 2009 году).

В структуре собственности на землю в Российской Федерации по данным на 1 января 2010 г. произошли следующие изменения. По сравнению с аналогичным предшествующим периодом, площадь земель в государственной и муниципальной собственности сократилась на 2,7 млн. га, в собственности граждан их площадь снизилась на 1,2 млн. га, в то время как в собственности юридических лиц она возросла на 1,6 млн. га. Изменения в значительной степени касались общей (долевой или совместной) собственности граждан на землю.

По формам собственности земли в границах реорганизованных в ходе земельной реформы сельскохозяйственных организаций, по состоянию на 1 января 2010 г., распределялись следующим образом: в частной собственности имелось 7,4 млн. га, в общей собственности — 78,5 млн. га, в государственной и муниципальной собственности — 334,0 млн. га. В общей собственности на землю долевая собственность составляла 77,7 млн. га, совместная — 0,8 млн. га. На 1 января 2010 г. у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, имелось 522,7 млн. га земель (на 1 января 2009 г. — 536,3 млн. га), из них земли сельскохозяйственного назначения составляли 349,2 млн. га, или 66,8 процентов. Земельные доли граждан (включая право в общей совместной собственности) в земельном фонде страны составили 6,1 процента, или 104,3 млн. га, 78,1 процентов земель, находящихся в частной собственности в целом по стране, и 99 процентов всех земель общей долевой собственности. Площадь невостребованных земельных долей по состоянию на 1 января 2010 г., собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению, составляла 26 процентов от их общей площади. Необходимо подчеркнуть, что в целях решения этой острой проблемы с 1 июля 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Предусмотренные в рамках данного Федерального закона инициативы будут направлены на решение этого вопроса.

В результате проведенных реформ в Российской Федерации ориентировочная численность собственников земельных долей составила более 12 млн. человек. К настоящему времени из них только 1,4 млн. человек, или 12 процентов от общего числа собственников осуществили государственную регистрацию прав. По имеющимся (неполным) сведениям Росреестра, по состоянию на 1 января 2010 г., в натуре выделено 19,1 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, или немногим более 25 процентов площади земель, находящейся в общей долевой собственности.

Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан, на 87,2 процента (104,2 млн. га) состояли из земельных долей, в том числе невостребованных (24,3 млн. га).

Активно происходит смена собственника земельной доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земельной доли) в пользу юридических лиц или государства.

В целом по России более 520,1 тыс. га земель общей долевой собственности, приобретенных юридическими лицами у граждан, зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. По данным официальной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2010 г., юридическими лицами приобретено прав на долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 100 тыс. гектар. Около 328,3 тыс. га земель общей долевой собственности приобретено субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, большая часть из которых принадлежит Белгородской области. В сравнении с предшествующим годом в этом субъекте Российской Федерации площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, увеличилась на 49,5 тыс. га за счет выкупа у граждан в установленном порядке земельных долей.

По данным Росреестра, в течение одиннадцати лет в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения выделено (сформировано земельных участков) и зарегистрировано в частной, государственной или муниципальной собственности 11,1 млн. га земель.

Собственники земельных долей в процессе распоряжения земельными долями предпочитали сдавать их в аренду, а не в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий и организаций, так как при этом сохранялось право собственности на земельные доли, или передавать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основе договоров купли-продажи.

Использование земель в сельскохозяйственных целях в настоящее время осуществляется организациями различных организационно-правовых форм. Большинство из них представлено сельскохозяйственными коммерческими организациями. Несмотря на то, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, все имущество коммерческих организаций должно принадлежать им на праве собственности или аренды, в действительности в результате того, что отношения к имуществу были урегулированы без учета права на используемую землю, часть земель используется сельскохозяйственными организациями на правах постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления либо без оформления прав.

К началу 2010 года в пользовании у сельскохозяйственных организаций и граждан числилось более 190,7 млн. га, или 86,5 процента (на 1 января 2009 г. — 190,9 млн. га, или 86,6 процента) сельскохозяйственных угодий из всех категорий земель. При этом из состава земель сельскохозяйственного назначения использовалось более 184,0 млн. га (к началу 2009 г. — 184,2 млн. га) сельскохозяйственных угодий. Для производства сельскохозяйственной продукции 64,4 процента (на 1 января 2009 г. — 65,6 процента) сельскохозяйственных угодий использовалось сельскохозяйственными организациями, а 35,6 процента (на 1 января 2009 г. — 34,4 процента) — гражданами.

Общая площадь земельных участков, предоставленных в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, для производства сельскохозяйственной продукции индивидуальным предпринимателям, на 1 января 2010 г. составила 15,3 млн. га, что больше уровня предыдущего года на 1,9 млн. га. Одновременно количество земельных участков, выделенных в натуре гражданам в счет земельной доли, увеличилось на 1,5 млн. гектар.

Значительное увеличение общей площади земель, состоящих из земельных участков, находящихся в собственности граждан, отмечалось в Саратовской (146,7 тыс. га) и Нижегородской (87,2 тыс. га) областях, Красноярском крае (90,8 тыс. га).

Земли общего пользования, находящиеся в собственности некоммерческих объединений граждан, занимали 76,6 тыс. гектар.

Наблюдалось перераспределение сельскохозяйственных угодий между названными группами землепользователей: площадь сельскохозяйственных угодий, числящаяся в использовании сельскохозяйственных организаций, уменьшилась, по состоянию на 1 января 2010 г., на 2,5 млн. га (на 1 января 2009 г. — на 3,2 млн. га), в использовании граждан — увеличилась на 2,3 млн. га (на 1 января 2009 г. — на 3,6 млн. га).

Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, на земледельческих территориях осуществляли свою деятельность по большей части на землях, находящихся у них в собственности — 29,6 ппроцента (на 1 января 2009 г.— 29,7 процента), арендованных из состава земель государственной и муниципальной собственности — 33,6 процента (на 1 января 2009 г. — 33,0 процента), находящихся в пожизненном наследуемом владении — 4,1 процента (на 1 января 2009 г. — 4,3 процента), земель иных организаций, предприятий и граждан — 30,2 процента (на 1 января 2009 г. — 30,5 процента). Из общей площади используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земель земельные доли составили более 94 процентов.

Для производства сельскохозяйственной продукции личные подсобные хозяйства также использовали прежде всего собственные земли — 73,6 процента (на 1 января 2009 г. — 72,2 процента), доля земель, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, составила 9,3 процента (на 1 января 2009 г. — 8,7 процента), арендованных земель государственной и муниципальной собственности — 11,0 процента (на 1 января 2009 г.— 10,6 процента), предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения — 5,8 процента (на 1 января 2009 г. — 5,4 процента).

Из всех земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, в Российской Федерации гражданами и некоммерческими объединениями граждан использовалось 96,5 млн. га (на 1 января 2010 г. — 94,3 млн. га), или 18,5 процентов.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности юридических лиц, составила на 1 января 2010 г. 9803,9 тыс. га, что на 1541,6 тыс. га больше показателя в предшествующем году. К изменению показателя привели факты выкупа юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, а также передачи права граждан в общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в уставной (складочный) капитал сельскохозяйственных организаций и выкупа доли (как отмечалось выше) в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения у граждан собственников земельных долей.

Около 72 процентов земель, принадлежащих юридическим лицам, являлось собственностью сельскохозяйственных организаций, более 18 процентов приходилось на собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Также земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения выкупаются приватизированными несельскохозяйственными организациями. Так, по состоянию на 1 января 2010 г., общая площадь таких земельных участков составила 302,2 тыс. га.

В 38 регионах состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц, выражающееся в сокращении площади земель, находящихся в собственности физических лиц, и соответствующем увеличении площади земель, находящихся в собственности юридических лиц. Такое перераспределение земель наблюдалось на значительных площадях в Липецкой (100,3 тыс. га), Пензенской (83,7 тыс. га), Кировской (83,6 тыс. га) и Нижегородской (72,9 тыс. га) областях.

Земли, находящиеся в собственности товариществ и обществ, составили всего 7,3 процента (на 1 января 2009 г. — 5,8 процента), в собственности производственных кооперативов — 1,5 процента (на 1 января 2009 г. — 1,3 процента). Сельскохозяйственные производственные кооперативы использовали более 38,6 процента (на 1 января 2009 г.— 40 процентов) земель, находящихся у всех предприятий и организаций — производителей сельскохозяйственной продукции. Государственные и муниципальные предприятия — более 6 процентов земель, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий — около 0,8 процента земель.

Из всех земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, в Российской Федерации сельскохозяйственными организациями использовалось 426,2 млн. га (на 1 января 2009 г. — 442 млн. га), или 81,5 процента.

Кроме этого, сельскохозяйственными организациями использовались земли иных физических и юридических лиц, а также земли, предоставленные органами власти, не являющихся непосредственными участниками предприятий, оформленные организациями в срочное пользование для развития сельскохозяйственного производства. Общая площадь таких земель составила 6,3 млн. га, из них 5,3 млн. га принадлежало собственникам земельных долей.

В связи с тем, что регистрация новой организационно-правовой формы предприятий в течение длительного периода времени происходила без оформления в установленном порядке права на землю, включая проведение территориального (межхозяйственного) землеустройства и установление новых границ землепользования, частная (долевая) собственность на землю в настоящее время наблюдается и на землях государственных и муниципальных предприятий и прочих организаций, где земля не подлежала приватизации.

Так, по данным Государственного университета по землеустройству, государственные и муниципальные унитарные и сельскохозяйственные предприятия в земледельческих районах имеют 655,3 тыс. га земель (4,9 процента их общей площади), находящихся в долевой собственности, и 17,3 тыс. га земель (0,1 процента), принадлежащих частным лицам. Кроме того, большинство земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве, не выделено на местности, не имеет границ и точно установленных размеров. В связи со сложными экономическими обстоятельствами в 1990-е годы в отрасли почти повсеместно длительное время не проводились землеустроительные работы, земельные участки не ставились на государственный кадастровый учет, соответственно регистрация права на них не осуществлялась. Указанные проблемы и их последствия в настоящее время не позволяют в полной мере развивать механизмы земельной ипотеки и привлекать на сельские территории дополнительные инвестиционные ресурсы под залог земельных участков.

Эффективное использование сельскохозяйственных угодий определяется не только организацией производственных процессов на продуктивных угодьях, но зависит от упорядоченности землепользований и определения юридической состоятельности правообладателей земельных участков. Поэтому перед сельскохозяйственными товаропроизводителями остро стоит проблема проведения землеустроительных и кадастровых работ, осуществления кадастрового учета используемых в сельскохозяйственном производстве земельных участков. В настоящее время их проведение приходится восполнять за счет собственных средств хозяйств, что не всегда возможно из-за дефицита финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате этого, по оценкам Государственного университета по землеустройству, в настоящее время около 80 процентов организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, до сих пор не смогли оформить свое право на земельные участки.

Приоритетной остается задача сохранения продуктивных сельскохозяйственных земель, вовлечения новых земельных участков в сельхозоборот, оптимизации площадей пашни и посевных площадей не только по количественным, но и по качественным характеристикам земель. Ее решение связано с совершенствованием технологий поддержания и повышения биологической продуктивности сельскохозяйственных земель, развитием технологий рационального землеустройства, комплексного проектирования сельских территорий, землепользования и охраны земель, созданием эффективных организационно-правовых механизмов управления сельскохозяйственными землями, а также развитием системы государственного мониторинга сельскохозяйственных земель и формирования государственных информационных ресурсов в сфере АПК.

Начало земельной реформы в Российской Федерации было положено в 1990 году законом РСФСР «О земельной реформе», который содержал положения об отмене монополии государства на землю, введении частной собственности на землю в условиях формирования многоукладной экономики и равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, а также платности использования земель.

В ходе земельных преобразований осуществлялась передача земель в собственность гражданам и их объединениям (предприятиям, организациям). Однако закрепление земель в частную собственность не было обеспечено должными механизмами реализации прав. Тем не менее к концу 90-х годов процесс перераспределения земель в основном был завершен: наряду с государственной и муниципальной сложилась частная собственность на землю, были созданы общие предпосылки для гражданского оборота земельных участков.

Приоритетным направлением процесса перераспределения земель стало предоставление земель гражданам. При реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий земли передавались в коллективную (совместную или долевую) собственность с выдачей участникам такой собственности свидетельств о праве собственности на земельные доли.

С принятием в начале 2000-х годов Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» была создана система современного правового регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. При этом Земельным кодексом Российской Федерации установлены базовые специальные условия использования как всех земель в Российской Федерации, так и земель сельскохозяйственного назначения. В целях закрепления части земель Российской Федерации преимущественно для сельскохозяйственного производства Земельным Кодексом Российской Федерации утверждена категория земель сельскохозяйственного назначения.

В регулировании земельных отношений в сфере сельского хозяйства существенное значение, наряду с вышеупомянутыми документами, имеют также и иные нормативные правовые акты.

В настоящее время одной из основных задач продолжающихся земельных преобразований является оформление хозяйствующими субъектами прав на землю согласно действующему законодательству, в том числе включающее образование земельных участков с целью осуществления их государственного кадастрового учета и регистрации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости и государственной регистрации прав на земельные участки» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Выполнение этой задачи имеет особую актуальность для АПК России, поскольку земельные права подавляющего большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей (как юридических лиц, так и граждан) должным образом не оформлены. При этом существенную роль играет, с одной стороны, сохранение правовой стабильности, а с другой — учет специфики производства сельскохозяйственной продукции и создание условий для его развития. Это в целом обеспечивается сложившейся в Российской Федерации системой законодательства о земле.

Дальнейшее совершенствование правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения и опыт развития правового регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве показывают, что развитие аграрной реформы, формирование рынка земли, специфика использования земли как основного ресурса сельскохозяйственного производства нуждаются в особых правовых подходах, опирающихся на общие конституционные требования и правовые принципы.

Похожие статьи:

  • Оформление земли в ставрополе ООО "КадастрЮГ" Наша компания осуществляет комплексное оформление документов на недвижимость (земельные участки и объекты капитального строительства). юридическая экспертиза имеющейся документации, сбор пакета документов для оформления прав на […]
  • 101 фз статья 10 Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим […]
  • 10 тк рф Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права СТ 10 ТК РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией […]
  • Выкуп земли льготной цене Горячая линия Клуб профразвития Обучающие мероприятия (347) 291 20 70 Льготный выкуп земли! Разъясняет Вячеслав Росс, директор юридической компании «Собственник», стаж работы 16 лет. Вопрос: У меня в собственности магазин, земля под которым в аренде. По […]
  • С чего удерживаются алименты 2014 С чего удерживаются алименты 2014 Вопрос: В организацию поступил исполнительный лист на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 50 доходов сотрудника. Сотрудник уходит в отпуск по уходу за ребенком. Нужно ли удерживать алименты из […]
  • Приостановление деятельности филиала Статья 3.12. Административное приостановление деятельности Статья 3.12. Административное приостановление деятельности Данная статья введена в КоАП Законом N 45 и вступила в силу с 18 августа 2005 г. Административное приостановление деятельности: 1) может […]
  • 122 ч 4 коап 122 ч 4 коап Часовой пояс: UTC + 2 часа Правила форума ВНИМАНИЕ!! РАЗДЕЛ С ЖЕСТКОЙ МОДЕРАЦИЕЙ! 1. В этом разделе Вы можете создавать темы с просьбой о помощи в составлении исков, жалоб, заявлений.2. Тема не должна дублировать уже существующую тему. […]
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону круглосуточно украина Горячая линия юридическая консультация бесплатно 0 800 213 103 Горячая линия юридическая консультация бесплатно Телефон Горячая линия юридическая консультация бесплатно круглосуточной поддержки граждан Украины. Служба круглосуточной поддержки – удобны […]