Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Труд водителя трудовой кодекс

Оглавление:

Prom-Nadzor.ru

Особенности труда водителей

Трудовое законодательство, наряду с нормами, распространяющимися на всех, содержит ряд требований и правил, касающихся отдельных категорий работников. Одна из таких категорий — водители. Их труд отличается высокой напряженностью, психологическими перегрузками, а рабочее место (автомобиль) представляет собой источник повышенной опасности.

Особенности приема на работу

Прием на работу, связанную с движением транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 328 ТК РФ. В частности, принимаемые работники должны пройти профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законом порядке.

К работе по профессии «водитель» не допускаются лица моложе 18 лет (ч. 1 и 3 ст. 265 ТК РФ; п. 2111 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»).

При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее — Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений — российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:

Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 «О введении в действие водительского удостоверения»;

Приказ МВД РФ от 18.04.2011 N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения»;

Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»;

Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782.

Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения — национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные — до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).

С 9 мая 2014 г. водителями не смогут работать лица с правами, выданными на территории иностранного государства (это относится и к национальным, и к международным правам). Соответствующая норма введена п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ. Исключение составляют случаи участия транспортного средства в международном движении (п. 17 той же статьи). Это ограничение принято в связи с высоким числом дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных водителей. Работодатели, выпустившие на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ).

Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.

Перед тем как принять работника на должность водителя, нужно убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению подобной работы.

Медицинские осмотры водителей

С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения». Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.

В отношении лиц, работающих водителями, установлены следующие виды обязательных медицинских осмотров:

  • предварительные (проводятся до оформления приема на работу водителей);
  • периодические (проводятся в течение всего времени работы водителей — не реже одного раза в два года, а для лиц в возрасте до 21 года — ежегодно, согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • предрейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, за исключением водителей экстренных служб);
  • послерейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, чья работа связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов).
  • Вышеуказанные виды медицинских осмотров проводятся за счет средств работодателя.

Кроме того, медицинское освидетельствование проводится перед получением водительского удостоверения впервые, а также в случаях его замены в связи с истечением срока действия либо возврата по истечении срока лишения прав. Эти медосмотры проводятся за счет средств водителя.

Обязательные медосмотры могут проводиться организациями разных форм собственности и управления, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врача-психиатра и врача психиатра-нарколога осуществляется только в специализированных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Важно. Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782, гласит:

«15.3. Проверяется наличие и срок действия медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами тех категорий, право на управление которыми испрашивается кандидатом в водители.

В Государственной инспекции для информации ведется перечень медицинских учреждений, находящихся на обслуживаемой территории и осуществляющих выдачу указанных справок.

В случае представления медицинской справки, выданной медицинским учреждением, не входящим в вышеуказанный перечень, в это медицинское учреждение или в соответствующее подразделение Государственной инспекции направляется запрос для подтверждения выдачи данной справки».

По результатам обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра водителю выдается медицинское заключение о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Законом установлено, что заключение изготавливается в двух экземплярах, один из которых хранится в медицинской организации, а второй выдается на руки водителю для предоставления работодателю, у которого оно впоследствии будет храниться.

Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей, на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Ответственность установлена Законом N 437-ФЗ. Изменения вносятся в виде новой статьи — 11.32 КоАП РФ.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров определяют следующие документы:

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н;

Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

На время прохождения работником медосмотра за ним сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).

Режим рабочего времени и времени отдыха

Общий порядок установления режима рабочего времени и времени отдыха определен Трудовым кодексом РФ. Нюансы, связанные со спецификой водительского труда, отражены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15. Этот документ применяется в отношении водителей, работающих в организациях всех форм собственности, кроме тех, кто осуществляет международные перевозки или работает в составе вахтовых бригад. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов (за исключением отдельных случаев).

Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день (с учетом мнения представительного органа работников организации). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Время управления автомобилем не может превышать 9 (в некоторых случаях — 8) часов в день, а при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

В рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем, также включаются и другие периоды, в частности время предрейсового и послерейсового медосмотров, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, время проведения работ по устранению возникших в пути неисправностей и некоторые другие. Включать в рабочее время вышеуказанные периоды можно не в полном объеме: например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%, время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей — в размере не менее 50%.

В случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ, водители могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ, однако они не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Можно ли направить водителя в командировку?

В соответствии со ст. 57 ТК РФ указание на характер работы должен содержать трудовой договор с работником. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ). Работа водителя носит разъездной характер (если водитель ежедневно имеет возможность возвращаться к месту своего проживания) или осуществляется в пути (если такой возможности нет), поэтому служебные поездки этих работников командировками не являются. В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ водителям должны возмещаться расходы, связанные со служебными поездками, такие как:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок возмещения расходов устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (например, в Положении о разъездном характере работы). В том же документе может быть установлена надбавка за разъездной характер работы (Письмо ФСС России от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П).

При установлении размера такой надбавки необходимо руководствоваться:

Положением о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N169/10-87);

Перечнем профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков (утв. постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579);

отраслевыми соглашениями, в частности Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2014-2016 гг. (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (Ассоциация «РАДОР»), Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 12.11.2013).

Ограничения при работе по совместительству

Нельзя оформлять на должность водителя по совместительству лиц, которые выполняют по основному месту работы аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением). Это ограничение введено ч. 1 ст. 329 ТК РФ, а также «Перечнем работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Подтвердить отсутствие подобного ограничения кандидат на позицию «водитель» может, предоставив копию трудовой книжки, справку с основного места работы либо указав в своем заявлении о приеме на работу, что его основная деятельность не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

Материальная ответственность

С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:

ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;

ущерб причинен умышленно;

ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);

ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

Требуется ли согласие водителя на смену автомобиля?

Распространенная на практике ситуация — когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Что делать, если по состоянию здоровья водитель не может выполнять свои обязанности?

Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ). На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). В этом уведомлении работник должен сделать письменную отметку и сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на срок, указанный в медицинском заключении. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то дальнейшие действия работодателя зависят от срока, на который работник в соответствии с медицинским заключением должен быть переведен.

Если перевод необходим на срок до четырех месяцев, то при отсутствии вакантных должностей или в случае отказа работника от предложенных ему вакансий руководитель обязан отстранить его от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. В этом случае заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).

Если работник нуждается в переводе на срок более четырех месяцев или постоянно, но подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник от них отказывается, трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с формулировкой «в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением». При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Как поступить, если водителя лишили прав?

Профессиональная деятельность водителя возможна при наличии у него специального права, которое подтверждается водительским удостоверением, выдаваемым органами ГИБДД. Только при наличии такового водитель имеет право на управление транспортным средством (п. 4 ст. 25 Закона N 196-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 28 того же закона, действие этого права прекращается, если:

истек срок действия водительского удостоверения;

выявлены медицинские противопоказания или ограничения к управлению транспортным средством;

водитель лишен права на управление транспортным средством.

Если постановлением суда водитель лишен права управления транспортным средством, его водительское удостоверение изымается (ст. 32.6 КоАП РФ). Срок лишения специального права начинает исчисляться со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения этого права (ст. 32.7 КоАП РФ). Действия работодателя зависят от того, на какой срок водитель лишен права управления транспортным средством.

Если права изъяты на срок до двух месяцев, то действия работодателя определяются положениями ст. 76 ТК РФ: водитель должен быть переведен на работу, не связанную с управлением транспортным средством, либо отстранен от работы на весь срок лишения специального права. На практике работодателю следует направить работнику уведомление, в котором нужно указать имеющиеся у него вакансии или сообщить об их отсутствии. Работник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору. Информация о временном переводе в трудовую книжку не вносится. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то необходимо издать приказ об отстранении от работы на весь период приостановления действия специального права. В период отстранения от работы заработная плата сотруднику не начисляется, также этот период не входит в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск (ст. 76 и 121 ТК РФ).

Если права изъяты на срок более двух месяцев, то действия работодателя определяются положениями ст. 83 ТК РФ: водитель должен быть переведен на работу, не связанную с управлением транспортным средством, а если это невозможно — трудовой договор с ним расторгается. Как и в предыдущем случае, работодателю следует направить работнику уведомление с указанием имеющихся у него вакансий (как вакантных должностей или работ, соответствующих квалификации работника, так и вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемых работ) или сообщить об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Сотрудник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если он согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает приказ о переводе. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник отказывается от перевода, то трудовой договор расторгается на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — в связи с лишением работника специального права (на управление транспортным средством), влекущим за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Как видим, труд водителей весьма жестко и оправданно регламентирован. Неукоснительное следование нормам закона — залог безопасной и быстрой езды, которую, как мы знаем, в нашей стране любят многие.

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч[1].

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха.

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути[2]. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей.

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 %[3]. А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 %[4].

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю[5].

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч[6].

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер[7], а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами[8].

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси[9]. Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации 7 .

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания 8 . При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней[10].

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени[11]. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему[12]. В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода 11 .

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие[13]. Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается 13 .

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13[14]).

Однако к уже имеющимся графам (1–6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику[15].

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период[16].

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13 14 ).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период.

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист[17], который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки[18]. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем[19].

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

• для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

• для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.

[1] Пункт 17 Положения о работе и отдыхе водителей.

[2] Пункт 19 Положения о работе и отдыхе водителей.

[3] Пункт 21 Положения о работе и отдыхе водителей.

[4] Пункт 22 Положения о работе и отдыхе водителей.

[5] Статья 91 ТК РФ.

[6] Пункт 7 Положения о работе и отдыхе водителей.

[7] Статья 101 ТК РФ.

[8] Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

[9] Статья 101 ТК РФ, п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей.

[10] Часть 1 ст. 119 ТК РФ.

[11] Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей.

[12] Статья 190 ТК РФ.

[13] Статья 103 ТК РФ.

[14] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

[15] Статья 100 ТК РФ.

[16] Статья 99 ТК РФ.

[17] Типовая межотраслевая форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

[18] Подпункт 4 п. 6 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

[19] Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2010 № Ф09-11338/09-С1 по делу № А60-40784/2009, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.04.2009 по делу № А60-8447/2009-С10.

Е. Н. Селянина,
аудитор

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2012.

Похожие статьи:

  • Гражданский кодекс гк рф часть 1 Гражданский кодекс гк рф часть 1 ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 […]
  • Как купить очередь на жилье Очередь на жилье: есть ли смысл в ней стоять опубликовано: 4 декабря 2015 в 13:00 обновлено: 4 декабря 2015 в 17:05 Наталья Шарай / REALTY.TUT.BY По данным Белстата, на начало 2015 года в Беларуси в очереди на жилье были зарегистрированы более 740 тысяч […]
  • Проблема развода реферат Главная > Реферат >Государство и право По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. По […]
  • Продам земельный участок в вологодской области Продажа земельных участков в пригороде Вологды и в Вологодской области Продажа земельных участков в пригороде Вологды и в Вологодской области Васильевское Назначение земли ИЖС Расстояние от города 15 км от Вологды Дорога До участка (круглый год) […]
  • Юрист работа белгород Удаленная работа юрист в городе Белгород Требования к работнику: Для работы юристом обязательное знание законов и правил. Отслеживание новых законодательных актов. Знание уголовно процессуального кодекса. Желательный возраст: От 25 до 65 лет. Зарплата: Оклад […]
  • Закон о защите персональных данных 1 июля Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 […]
  • Приобретение права собственности на земельный участок зк рф § 5. Основания приобретения и прекращения права собственности на земельный участок Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, […]
  • Статья 917 гражданского кодекса рк Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть), № 409 от 01.07.1999 г. (с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан № 496-V от 09.04.2016 г.) Сводная редакция Особенной части Гражданского кодекса включает изменения (см. ст. 913, гл. 46, […]