Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Приостановление деятельности филиала

Оглавление:

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

Данная статья введена в КоАП Законом N 45 и вступила в силу с 18 августа 2005 г. Административное приостановление деятельности:

1) может устанавливаться и применяться, и как основное, и как дополнительное наказание (ст. 3.3);

2) может применяться и к ЮЛ, и к ИП. Может быть приостановлена деятельность и обособленных подразделений ЮЛ (филиалы, представительства) иных структурных подразделений организаций (цехов, участков, ферм, лабораторий и т.п.), аналогичных объектов ИП, а также иных объектов (зданий, сооружений, агрегатов и т.п.) неисчерпывающим образом перечисленных в ст. 3.12.

3) может относиться и отдельным видам деятельности по выполнению работ, и по оказанию услуг, и ко всей осуществляемой данным лицом деятельности;

4) назначается только судьей и только в случаях исчерпывающим образом перечисленных в самой ст. 3.12, а также в нормах Особенной части КоАП (см. например, коммент. к ст. 5.27, 6.3, 6.5, 6.6, 6.13, 6.15, 8.2, 8.3, 8.6, 10.3, 13.4). Этот перечень дополнен (административными правонарушениями в области порядка управления и в области общественного порядка и общественной безопасности) Законом N 211 от 24.07.07 (дополнение вступило в силу с 11.08.07).

2. Судья назначает данный вид административного наказания:

1) если только менее строгий вид наказания (например, штраф) не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (см. об этом коммент. к ст. 3.1);

2) на срок не более 90 календарных дней. По ходатайству лица, которому назначено это наказание, судья вправе досрочно прекратить его исполнение (если будут устранены обстоятельства послужившие основанием его назначения). Об этом судья выносит соответствующее постановление.

В протоколе об административном правонарушении за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается. В противном случае судья вправе вынести определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые их составили, по основаниям, предусмотренным в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП (п. 8 Обзора от 04.03.09).

Приостановление деятельности обособленного подразделения и обязанность сдавать «нулевую» налоговую отчетность

В I квартале 2010 г. организация приостановила деятельность своего обособленного (структурного) подразделения, не указанного в учредительных документах. Работники подразделения были уволены, договор аренды нежилого помещения, в котором располагался офис, расторгнут, имущество возвращено в головной офис. Должна ли организация уведомлять ИФНС России о приостановлении деятельности обособленного подразделения и сдавать «нулевую» налоговую отчетность?

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в п. 2 ст. 11 НК РФ, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/[email protected] «О направлении разъяснений»).
Следовательно, поскольку работники подразделения были уволены, договор аренды офиса расторгнут, а имущество, которым были оборудованы рабочие места, возвращено в головное подразделение, в соответствии со ст. 11 НК РФ в данном случае, по нашему мнению, имеет место не приостановление деятельности обособленного подразделения, а прекращение его деятельности. Поэтому следует учитывать, что организация должна принять решение не о приостановлении деятельности своего обособленного подразделения, а о прекращении его деятельности.
В данном случае следует также учитывать, что речь идет о прекращении деятельности структурного подразделения организации, а не о прекращении деятельности филиала или представительства организации, понятие которых содержится в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, так как из вопроса следует, что они не указаны в учредительных документах организации. При этом согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
В данном случае, учитывая, что речь идет не о представительстве или филиале, указанном в учредительных документах организации, а об обособленном (структурном) подразделении, организации не требуется сначала вносить изменения в свои учредительные документы, а в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ она обязана сообщать в течение одного месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
Снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (ст. 84 НК РФ).
В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уточненные декларации по указанному обособленному подразделению, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения (учета) организации (п. 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н).
При возобновлении деятельности обособленного подразделения организация может вновь его зарегистрировать в налоговом органе.

Приостановление деятельности филиала: отчетность

Добрый день! Может кто сталкивался с такой ситуацией. У ООО есть филиал в другом городе (области), деятельность в филиале прекратилась и больше не предвидется, но филиал еще не закрыт, и до закрытия его никак не доходят руки. Отдельного баланса и расчетного счета по филиалу нет, отчитываемся туда только по прибыли, прибыль делим между филиалом и головной организацией исходя из численности работников. Уплачиваем ежемесячные авансовые платежи по прибыли, и за филиал до сих пор уплачиваем, хотя во втором квартале деятельности там уже не было!

Можно ли до закрытия филиала сдавать за него нулевую отчетность по прибыли, и как это отразить в декларации (показать, что численность работников равна нулю, это действительно так, человек еще числится, но зарплата ему уже не начисляется)? Тогда что делать с уже перечисленными за второй квартал авансами, если в декларации сейчас показать, что в субъект, где находится филиал, ничего не причитается, будет «висеть» переплата.

Заранее благодарю за ответы!

Прежде всего, отметим, что приостановление действия филиала не означает прекращение его действия. Поэтому до прекращения деятельности филиала и его исключения из ЕГРЮЛ, на налоговом учете будет числится обособленное подразделение (филиал).
Поэтому до снятия филиала с налогового учета (а это делают сами инспекторы после внесения изменений в ЕГРЮЛ и окончания возможной налоговой проверки филиала) Вам необходимо сдавать отчетность по филиалу.
В частности по налогу на прибыль.
Поскольку Вы уже определились, что делите прибыль между головой и филиалом пропорционально стоимости ОС и численности (а не расходам по оплате труда), то нулевой декларация по филиалу будет только в случае, если и ОС по филиалу и численность по нему будут равны нулю.
У Вас же, как я понимаю, в филиале числится работник, который не получает зарплату. Конечно, многое зависит от причин, по которым он не получает зарплату и в то же время числиться у Вас. Но Вы должны подходить с формальными мерками. Если по инструкции Росстата этот человек должен включатся в среднюю численность, значит, он должен учитываться и при распределении по филиалу. Если не должен включаться в среднюю численность, значит и при распределении налога на прибыль тоже не должен участвовать.
Если бы в расчете изначально у Вас фигурировала на численность, а расходы по оплате труда, то вопрос решился бы автоматически — нет расходов, нет налогов — по филиалу нулевая декларация.
Так что вопрос, нулевой будет декларация по филиалу или нет, зависит от причины неначисления работнику филиала заработной платы.

С другой стороны, не вижу большого криминала, если часть налога на прибыль Вы заплатите не по голове, а по филиалу. Если, конечно, по «голове» не применяются льготные ставки налога.

Приостановление деятельности филиала

Профессиональный бухгалтер РК,

Профессиональный бухгалтер РФ,

Председатель экспертного совета ПОБ

«Институт сертифицированных бухгалтеров Казахстана»,

Директор ТОО «Almer Int.Pro»

МОЖЕТ ЛИ ГОЛОВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИОСТАНОВИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА НА 5 ЛЕТ, СДАТЬ БАЗУ В АРЕНДУ?

Может ли головное предприятие приостановить деятельность филиала на 5 лет, сдать базу в аренду?

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Согласно пункту 3 статьи 43 филиалы не являются юридическим лицом, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В гражданском законодательстве Республики Казахстан нет понятия «приостановление деятельности».

Есть понятие в налоговом законодательстве Республики Казахстан есть понятие «приостановление представления налоговой отчетности».

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) в порядке, установленном настоящей статьей, имеет право на основании налогового заявления о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности:

1) приостановить представления налоговой отчетности;

2) продлить срок приостановления представления налоговой отчетности;

3) возобновить представление налоговой отчетности, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 6 статьи 73 Налогового кодекса решение о приостановлении представления налоговой отчетности, полученное налогоплательщиком (налоговом агентом), является основанием для непредставления налоговой отчетности на период приостановления представления налоговой отчетности, указанный в налоговом заявлении о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности, если иное не установлено настоящей статьей. Непредставление налоговой отчетности, указанной в настоящем пункте, приравнивается к представлению налоговой отчетности с нулевыми показателями.

Согласно подпункту 19) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса структурное подразделение юридического лица — филиал, представительство.

Как указано в подпункте 35) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса налогоплательщик — лицо и (или) структурное подразделение юридического лица, являющиеся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В соответствии с налоговым законодательством юридическое лицо может признать по некоторым видам налогов и других обязательных платежей в бюджет свое структурное подразделение в качестве самостоятельного налогоплательщика.

Согласно пункту 2 статьи 373 Налогового кодекса юридическое лицо своим решением вправе признать самостоятельным плательщиком земельного налога свое структурное подразделение по объектам обложения по месту нахождения такого структурного подразделения. Если иное не установлено настоящей статьей, решение юридического лица о таком признании вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения. В случае если самостоятельным плательщиком земельного налога признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом создания данного структурного подразделения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса юридическое лицо своим решением вправе признать самостоятельным плательщиком налога на имущество свое структурное подразделение по объектам обложения по месту нахождения такого структурного подразделения. Если иное не установлено настоящей статьей, решение юридического лица о таком признании вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения. В случае если самостоятельным плательщиком земельного налога признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом создания данного структурного подразделения.

Таким образом, вы не можете приостановить деятельность филиала. Возможно только прекращение деятельности филиала.

Если ранее ваша компания признала самостоятельным налогоплательщиком филиал, то вы не можете приостановить представление налоговой отчетности филиалом, пока вы ликвидируете филиал, предварительно переоформив базу на само юридическое лицо. После переоформления базы плательщиком земельного налога и имущественного налога становится само юридическое лицо.

Фактически вы можете остановить деятельность филиала, но само юридическое лицо должно представлять соответствующую налоговую отчетность за свое структурное подразделение — филиал, признанное самостоятельным налогоплательщиком, и уплачивать соответствующие налога за филиал.

Хочу отметить, что так как филиал является подразделение юридического лица, то имущество, в том числе база, принадлежащее филиалу, также принадлежит юридическому лицу. Следовательно, юридическое лицо вправе полностью владеть, распоряжаться имуществом филиала. То есть юридическое лицо может сдать в аренду базу, принадлежащую филиалу.

Также плательщиками НДС и КПН будет являться само юридическое лицо, а не его филиал.

Настоящий материал является объектом авторского права.

Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

Приостановление деятельности и сдачи налоговой отчетности

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе принять решение о приостановлении деятельности. Бывают различные ситуации, когда это целесообразно (например, отсутствие необходимых ресурсов, спроса). Но ликвидировать бизнес при этом пока не планируется. В этом случае, подав специальное заявление, вы вправе не сдавать налоговую отчетность. Порядок приостановления, продления срока и возобновления представления налоговой отчетности установлен статьей 73 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Налогоплательщик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) имеет право на основании налогового заявления установленной формы:

  • приостановить представление налоговой отчетности;
  • продлить срок приостановления представления налоговой отчетности;
  • возобновить представление налоговой отчетности.

Порядок действий при приостановлении деятельности

Перед приостановлением деятельности и подачей заявления налогоплательщику имеет смысл посетить своего налогового инспектора, чтобы проверить задолженность по всем видам налогов, пеням, штрафам и оплатить в случае их обнаружения.

Затем необходимо заполнить бланк Налогового заявления о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налогвой отчетности в 2 экземплярах (распечатать можно отсюда). В заявлении необходимо указать период, на который приостанавливается сдача отчетности. Этот срок не может превышать 5 лет.

К заявлению прилагается налоговая отчетность по всем видам налогов, других обязательных платежей, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям с начала налогового периода до даты приостановления деятельности, указанной в его заявлении. Не имеет при этом значения, что срок представления очередной налоговой отчетности не наступил.

По указанному заявлению налоговый орган в течение 3 рабочих дней с даты его подачи принимает решение о приостановлении представления налоговой отчетности или об отказе в приостановлении. Отказ возможен только в случаях:

  • наличия налоговой задолженности на дату подачи заявления;
  • непредставления налоговой отчетности на дату приостановления деятельности.

В случае отказа в заявлении, необходимо представлять очередную налоговую отчетность, до устранения причин, послуживших основанием к отказу.

Решение о приостановлении представления налоговой отчетности или об отказе вручается налогоплательщику лично под роспись или направляется с уведомлением.

Непредставление налоговой отчетности приравнивается к представлению налоговой отчетности с нулевыми показателями.

Порядок действий при возобновлении деятельности

Если налогоплательщик решил возобновить ранее приостановленную деятельность, то он подает в налоговый орган упомянутое заявление, где указывает дату, с которой намерен возобновить представление налоговой отчетности. Такое заявление должно быть представлено до окончания срока приостановления деятельности. Если заявление в этот срок не подано, то по истечению срока приостановления деятельности, указанного в решении налогового органа, налогоплательщик автоматически считается возобновившим деятельность и должен представлять очередную налоговую отчетность в установленные для нее сроки.

Порядок действий при продлении приостановления деятельности

Не позднее даты, когда приостановление деятельности оканчивается, налогоплательщик вправе подать упомянутое заявление о продлении на новый срок, который он указывает в заявлении. Общий срок приостановления при этом не может превышать 5 лет. Налоговое заявление, с отметкой налогового органа о его приеме, является основанием для непредставления налоговой отчетности на новый срок до даты возобновления деятельности.

Может ли предприятие заниматься какой-либо деятельностью в период приостановления?

По смыслу пункта 10 статьи 73 Налогового кодекса в период приостановления деятельности предприятие должно воздерживаться от любой деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с особенной частью Налогового кодекса (например, продажа товаров, выплата зарплаты).

Если деятельность не приводит к возникновению налоговых обязательств (например, организационные, подготовительные процедуры), то ее осуществление в период приостановления не будет служить основанием для возобновления представления налоговой отчетности.

Обнаружение деятельности в период приостановления сдачи налоговой отчетности

Если налоговый орган обнаружит факты осуществления налогоплательщиком деятельности в период ее приостановления, то он без извещения налогоплательщика признает прекращенным срок приостановления представления налоговой отчетности.

Кроме того, в соответствии со статьей 205-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях осуществление деятельности в период действия решения налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности влечет административную ответственность в виде предупреждения, а повторное аналогичное нарушение в течение года после первоначального наказывается штрафом на на индивидуальных предпринимателей в размере 30 месячных расчетных показателей (МРП), на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства или некоммерческими организациями, – в размере 40 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего или крупного предпринимательства, – в размере 50 МРП.

Кто не вправе воспользоваться приостановлением деятельности?

Рассмотренные здесь положения о приостановлени деятельности не распространяются на следующих налогоплательщиков:

  • индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, для субъектов малого бизнеса на основе патента;
  • ндивидуальных предпринимателей или юридических лиц, являющихся плательщиками налога на игорный бизнес и (или) фиксированного налога;
  • юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Также эти положения не распространяются на порядок и сроки представления налоговой отчетности по:

  • налогу на имущество;
  • налогу транспортные средства;
  • земельному налогу;
  • плате за пользование земельными участками.

Особенности приостановления деятельности индивидуальными предпринимателями, применяющими патент

У индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента до истечения срока действия патента есть следующие варианты действий:

  • продлить срок действия патента;
  • приостановить свою деятельность;
  • прекратить деятельность.

В случае принятия решения о приостановлении деятельности такой предприниматель, подает в налоговый орган по месту своего нахождения налоговое заявление о приостановлении (продлении, возобновлении) на предстоящий период до истечения срока действия патента. Срок приостановления представления налоговой отчетности с учетом его продления не должен превышать 5 лет.

Решение налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности выносится в день подачи заявления и является основанием для непредставления расчета для получения патента за период с даты, указанной в налоговом заявлении до даты возобновления деятельности.

После истечения срока приостановления предприниматель признается возобновившим деятельность и обязан подать расчет для получения патента. Если предприниматель подал заявление о продлени срока приостановления деятельности, то такое заявление является основанием для непредоставления расчета для получения патента.

Предприниматель вправе возобновить деятельность до окончания срока ее приостановления путем подачи в налоговый орган расчета для получения патента на предстоящий период.

Можно ли до окончания срока приостановления сдачи отчетности начать процедуру ликвидации юридического лица или прекращения деятельности предпринимателя?

Приостановление сдачи отчетности не препятствует принятию решения о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Но поскольку эти процедуры предусматривают сдачу ликвидационной налоговой отчетности, то для начала процедуры ликвидации необходимо возобновление представления отчетности.

приостановление деятельности филиала

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Директор хочет приостановить деятельность филиала ОАО, оставить только сторожей. Также на территории филиала (г. Рогачев)имеется имущество ОАО, которое мы хотим продать. Подскажите какой НПА почитать и какие документы необходимо оформить в связи с прекращением деятельности филиал. Положение о порядке создания и прекращении деятельности филиала открытого акционерного общества (если такое имеется) и в соответствии.
Ликвидация обособленного подразделения хозяйственного общества / ликвидация филиала

Первым этапом процедуры ликвидации обособленного подразделения (филиала, представительства) хозяйственного общества является принятие соответствующего решения в соответствии с корпоративным законодательством Республики Беларусь. Так, согласно ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон), решение о ликвидации филиала отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, На основании ч. 2 ст. 35 Закона данное решение может быть передано на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) в случае закрепления соответствующего положения в уставе. Более того, решение о ликвидации филиала может быть отнесено учредительными документами и к компетенции исполнительного органа в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) (ч. 3 ст. 35 Закона).

При принятии решения о ликвидации филиала следует определить ответственное лицо за процедуру ликвидации: по общему правилу это исполнительный орган общества – директор (управляющий, управляющая организация). При назначении иного работника ответственным за ликвидацию филиала стоит принимать во внимание должностные обязанности данного работника, изложенные в должностной инструкции, и тот факт, что выполнение данным работником обязанностей по ликвидации филиала требует также подтверждение его полномочий руководителем (выдачу доверенности). Желательно указывать конкретную дату, до которой должны быть завершены все процедуры по ликвидации филиала во избежание проволочек со стороны ответственных за ликвидацию лиц.

На основании решения о ликвидации филиала, руководитель общества утверждает приказ с планом мероприятий по ликвидации филиала. Такой план мероприятий должен отражать все аспекты, связанные с процедурой ликвидации (от правовых до организационно-хозяйственных).

Рассматривая ликвидацию филиала в призме трудового права, нужно понимать, что филиал по своей правовой природе является структурным подразделением юридического лица и никакой отдельной правоспособностью не обладает. Потому нанимателем для работников филиала выступает само юридическое лицо, но никак не филиал.

Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» в п. 27 разъяснено, что упразднение структурного подразделения организации, передача его из одной организации в другую не являются ликвидацией или реорганизацией. Это обстоятельство может являться основанием для прекращения с работниками такого структурного подразделения трудового договора по сокращению численности или штата работников (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)) или перевода работника с его согласия к другому нанимателю (п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК).

Наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения по п. 1 ст. 42 ТК, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Каждый работник ликвидируемого филиала должен быть ознакомлен с соответствующим уведомлением под роспись.

В силу ч. 4 ст. 43 ТК наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем высвобождении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения.

В период срока предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работнику предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем — с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей (ч. 6 ст. 43 ТК).

Работникам филиала предлагаются все имеющиеся свободные вакансии. В данном случае применяется ст. 30 ТК с применением порядка перевода (в первую очередь с получением согласия работника на перевод, а также с соблюдением требований по медицинским показаниям конкретного работника). Такой перевод не относится к категории изменений существенных условий труда, и п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК в данном случае не применяется. Как не применяется и п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК, т.к. работник не переводится к другому нанимателю, поскольку при указанных обстоятельствах наниматель не меняется.

Положение о филиале является основным документом, на основании которого действует филиал (п. 3 ст. 51 ГК). Утверждается такое положение приказом руководителя юридического лица, создавшего филиал. Следователь, при ликвидации филиала руководитель издает приказ об его отмене, иначе положение будет и дальше являться локальным нормативным правовым актом субъекта хозяйствования.

Современное белорусское законодательство не обязывает юридические лица вносить изменения в учредительные документы в связи с ликвидацией филиала и не устанавливает для этого никаких сроков. В то время как ч. 4 п. 3 ст. 51 ГК и ст. 14 Закона требует отражения в уставе юридического лица созданных им представительств и филиалов. В связи с этим, по мнению автора настоящей статьи, необходимо внести требование о внесении соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы в связи с ликвидацией представительств и филиалов в определенные сроки в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение).

На сегодняшний день нет правового механизма определения конкретной даты прекращения деятельности филиала. На практике в качестве такой даты рассматривают как дату принятия решения о ликвидации, так и дату, специально определенную в решении о ликвидации или дату государственной регистрации изменений в устав юридического лица, связанных с ликвидацией филиала. Кроме того, различные органы (инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах») производят снятие филиала с учета в разные сроки, в том числе с отсчетом от даты ликвидации.

Многие юристы предлагают принять за дату прекращения деятельности филиала дату принятия решения о ликвидации. Однако в таком случае неурегулированным остается вопрос о работниках филиала: без наличия решения о ликвидации они лишаются права на увольнение по сокращению численности или штата работников со всеми причитающимися социальными гарантиями и выплатами. Следовательно, принимать за дату ликвидации филиала дату принятия соответствующего решения неправильно.

В рамках действующего законодательства представляется обоснованным издание подробного приказа о ликвидации филиала с планом мероприятий и расчетом сроков на каждое мероприятие. Этим же приказом может быть установлена и определенная дата прекращения деятельности филиала, которая совпадет по времени с выполнением всех предусмотренных законодательством, в том числе и трудовым, формальностей.

При этом приказ является внутренним документом общества и в отношениях с третьими лицами применим быть не может, то наиболее юридически грамотным будет внесение соответствующих изменений в устав общества. Дата государственной регистрации таких изменений будет считаться датой ликвидации филиала.

Хозяйственное общество обязано письменно сообщить о прекращении деятельности филиала в налоговый орган по месту постановки на учет филиала не позднее 10 рабочих дней со дня ликвидации филиала (подп. 1.9.4 п. 1 ст. 22 НК).

В рамках п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», плательщики обязательных страховых взносов, в т.ч. филиалы юридических лиц, обязаны сообщать письменно в органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятых решениях о ликвидации, о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

На основании п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294, страхователи — юридические лица обязаны письменно сообщить обособленному подразделению Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о ликвидации обособленного подразделения в десятидневный срок со дня принятия такого решения.

В соответствии с п. 41 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение о лицензировании), лицензия должна содержать сведения об обособленных подразделениях, в том числе о филиалах (наименование и местонахождение), с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала.

Следовательно, при ликвидации филиала лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае вступления в силу решения лицензирующего органа либо вступления в законную силу решения суда о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, а также в случае изменения иных сведений, указанных в лицензии (п. 66 Положения о лицензировании).

Контрагентов при ликвидации филиала уведомлять необязательно, в связи с тем, что филиал не является юридическим лицом, а его ликвидация или присоединение к организации не является реорганизацией юридического лица в смысле ст. 53 ГК. Однако контрагентов, которые работали непосредственно с филиалом, уведомить рекомендуется с точки зрения деловой вежливости. Кроме того, ликвидация филиала может повлечь изменение банковских реквизитов и должники организации, будучи неуведомленными о ликвидации филиала, не смогут правильно осуществлять платежи в пользу организации.

Поскольку филиал не обладает отдельной от юридического лица, его создавшего, правоспособностью, то и владельцем банковского счета его назвать нельзя. Владельцем банковского счета, предназначенного для расчетов филиала, является головная организация. При этом перечень лиц, имеющих право распоряжения этим счетом, может быть разным.

В связи с этим законодательно закрепленной обязанности по закрытию банковского счета филиала у юридического лица нет. Однако в связи с изменением круга лиц, имеющих право распоряжения счетом (увольнение или перевод руководителя и бухгалтера филиала и т.п.), владелец счета — юридическое лицо должен осуществить переоформление карточки с образцами подписей и оттиском печати. Процедура переоформления регулируется локальными нормативными правовыми актами конкретно банка и, как правило, отражается в договоре расчетного счета.

Похожие статьи:

  • Земля анапа под ижс купить Земля анапа под ижс купить Загородный поселок "Лесной" доступные цены на старте продаж! 5 км до моря 95 участков от 6,82 до 15,96 соток Загородный поселок «Заповедный-2» выгодное предложение на старте продаж 5 км до моря 257 участков […]
  • 63 и 82 коап рф РОСПРИРОДНАДЗОР Мы ответственны по своей природе 26.01.2016 Старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Приморскому краю рассмотрены: - дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Таскиной […]
  • Приговор по статье 134 ук рф Приговор по статье 134 ук рф Вынесен приговор по уголовному делу о половом сношении с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста Старшим помощником прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Молодцовой Н.М. поддержано обвинение в отношении […]
  • Адвокат налоговый учет Порядок постановки на учет в налоговом органе адвокатов В каком порядке в 2010 г. подлежит постановке на учет в налоговом органе гражданин, которому присвоен статус адвоката? Правовые основы осуществления адвокатской деятельности регулируются Федеральным […]
  • Как купить очередь на жилье Очередь на жилье: есть ли смысл в ней стоять опубликовано: 4 декабря 2015 в 13:00 обновлено: 4 декабря 2015 в 17:05 Наталья Шарай / REALTY.TUT.BY По данным Белстата, на начало 2015 года в Беларуси в очереди на жилье были зарегистрированы более 740 тысяч […]
  • Труд водителя трудовой кодекс Prom-Nadzor.ru Особенности труда водителей Трудовое законодательство, наряду с нормами, распространяющимися на всех, содержит ряд требований и правил, касающихся отдельных категорий работников. Одна из таких категорий - водители. Их труд отличается высокой […]
  • Право на имя статья в конституции Статья 40 Конституции РФ 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. […]
  • Ст 269 тк рф с комментариями Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации […]