Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Получение лицензии на осуществление банковской деятельности

Получение лицензии на осуществление банковской деятельности

Лицензия на осуществление банковской деятельности – специальный документ, который позволяет субъекту осуществлять деятельность по привлечению вкладов, выдаче кредитов и другие виды банковской деятельности.

Срок выдачи лицензии:
Банковская лицензия выдается в течение 30 дней.

Срок действия лицензии:
Формально банковская лицензия является бессрочной. Тем не менее, Национальный банк проводит регулярные плановые проверки (не часто, один раз в год) из-за которой банковская лицензия может быть отозвана.

Банковскую лицензию в Украине выдает Национальный банк Украины.

Банковскую лицензию получить очень сложно. Учреждения должны отвечать десяткам требований. Не зря Национальный банк Украины и банковская система Украины считаются одной из самых надежных в мире.

Некоторые требования для получения банковской лицензии:

  • получить банковскую лицензию возможно только тогда, когда первоначальный уставной капитал составляет не менее чем 10 миллионов Евро;
  • требуется наличия помещений, программного обеспечения и персонала соответствующей квалификации для начала работы банка;
  • оформить банковскую лицензию возможно только при наличии по крайней мере трех членов правления с соответствующим образованием и опытом управления. Все члены правления утверждаются Национальным банком Украины.

Регистрация и лицензирование банков является наиболее важными функциями банковского надзора. Они предназначены для ограничения или расширения банковской деятельности в соответствии с требованиями применимых законов и положений национального банка Украины.

Регистрация банка является завершенной в момент внесения соответствующей записи в «Республиканской книги регистрации банков и кредитно-банковских учреждений». Это означает создание в соответствии с законодательством Украины специфического юридического лица – банковского учреждения. Обратный процесс – соответствующая запись в Республиканской книге показывает, что банк как юридическое лицо прекратило свое существование.

Коммерческие банки различных видов и форм собственности создаются в форме публичных акционерных обществ в соответствии с законами Украины «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственных обществах», «Об акционерных обществах» «О ценных бумагах и фондовом рынке», другими законодательными актами Украины и нормативными актами Национального банка Украины. Коммерческий банк создается и приобретает статус юридического лица с момента его регистрации в Национальном банке Украины.

Учредителями, акционерами (участниками) коммерческого банка могут быть украинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением советов всех уровней и органов исполнительной власти, политических и профсоюзных организаций, союзов и политических партий, государственных фондов.

В соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» определяется минимальный размер уставного капитала банка не менее 10 миллионов Евро.

Уставный капитал коммерческого банка формируется только за счет собственных средств участников (акционеров). Не следует использовать для формирования уставного фонда в коммерческом банке бюджетные средств, средства, полученные в кредит и в залог. Банкам не разрешается увеличивать уставный капитал за счет нераспределенной прибыли и средств других фондов, а также увеличивать уставный капитал для покрытия убытков. Вклад участников (акционеров) в уставной капитал банка вносится только в виде денежных средств в национальной валюте Украины.

Для регистрации коммерческого банка в течение двух недель после проверки финансового состояния его учредителей в региональное отделение НБУ по месту регистрации банка подаются следующие документы:

  • заявление о регистрации банка;
  • Меморандум, подписанный учредителями банка;
  • Устав банка;
  • протокол учредительного собрания;
  • экономическое обоснование и цели создания банка;
  • аудиторское заключение по финансовом состоянии и платежеспособности учредителей;
  • бухгалтерская и финансовая отчетность участников (учредителей) банка;
  • о наличие руководителей банка (Председатель правления и главный бухгалтер);
  • копии платежного документа о внесении платы за регистрацию банка;
  • копию отчета о проведении открытой подписки на акции;
  • договор о предоставлении помещений для размещения банка;
  • учредительные документы акционеров;
  • копию решения органов Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание банка в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Региональное отделение НБУ по месту нахождения коммерческого банка в течение двух недель с момента получения полного пакета документов готовит заключение о следующем:

  • финансовом положении, платежеспособности и репутации акционеров (участников) банка, наличии свободных собственных средств для внесения в уставный фонд банка, о подтверждение о вкладе временного счета для средств банка в уставный фонд каждого акционера (член) в размерах, предусмотренных законом;
  • наличия помещений для размещения банка;
  • Профессиональной пригодности и репутация Председатель Исполнительного органа (правления) банка и главный бухгалтер банка.

Пакет документов, в том числе Устава банка в 4 экземплярах и заключение областного управления Национального банка Украины, национального банка Украины.

Документы для регистрации банка рассматриваются Департаментом регистрации и лицензирования банков, юридическим департаментом, и (при необходимости) другими департаментами и Комиссией Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирования деятельности банков.

Решение о регистрации коммерческого банка, созданного с участием иностранного капитала, принимается Правлением Национального банка Украины, а коммерческого банка, созданного с участием украинского капитала — Комиссией по надзору и регулированию деятельности банков. Регистрация осуществляется путем внесения соответствующих записей в Республиканской книге регистрации банков, валютных бирж и других финансово кредитных учреждений в месячный срок с момента получения всех необходимых документов.

Национальный банк Украины может отказать в регистрации коммерческого банка в случае нарушения порядка создания, несоответствия их Устава и других учредительных документов законодательству Украины, неудовлетворительного финансового состояния, которое несет угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка, а также в связи с профессиональным несоответствия рекомендованного руководства банка, отсутствие надлежащей материально-технической базы.

Решение об отказе в регистрации коммерческого банка может быть обжаловано в суде.

Коммерческие банки, зарегистрированные Национальным банком Украины, могут открывать филиалы и представительства после получения соответствующей лицензии Национального банка Украины при условии, что с момента ее получения до момента открытия филиала ими не нарушены требования, на которых была получена лицензия.

Филиал банка – банковское учреждение, которое не является юридическим лицом, действует на основе отдельного положения, действует от имени головного банка, имеет субкорреспондентский счет и МФО и осуществляет банковские операции, предусмотренные положением о филиале, при наличии соответственно оформленного поручения головного банка и разрешения на проведение операций, выданного региональным управлением Национального банка Украины по местонахождению банка.

Представительство банка – банковское учреждение, который которое не является юридическим лицом, действует на основе отдельного положения, действует от имени головного банка и ним финансируется. Представительство банка не имеет права осуществлять банковские операции.

Лицензирование банковской деятельности заключается в предоставлении банкам официального разрешения на осуществление определенных банковских операций.

При выдаче лицензий учитывается общая сумма капитала (уставный и общий), его финансовое состояние, соблюдение банком установленных финансовых нормативов, срок его деятельности на финансовом рынке, профессиональная пригодность руководителей и позитивные заключения независимого аудита.

Лицензирование банковской деятельности осуществляется с целью допуска на рынок банковских услуг коммерческих банков и банковских учреждений, условия которых отвечают установленным Национальным банком Украины обязательным требованиям и не угрожают интересам их клиентов.

Коммерческие банки (юридические лица) имеют право совершать банковские операции только после получения соответствующей лицензии Национального банка Украины. Филиалы коммерческих банков проводят банковские операции при наличии соответственно оформленного поручения головного банка и разрешения регионального управления Национального банка Украины по местонахождению банка.

Операциями банков, которые подлежат лицензированию, считаются банковские операции, перечисленные в статье 3 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» и другие операции с разрешения Национального банка Украины.

НБУ предоставляет банкам лицензии на осуществление ряда операций с наличными, расчетные, активные, пассивные операции с валютными ценностями и другие операции.

Закон запрещает осуществление банковских операций теми хозяйствующими субъектами, которые не имеют банковской лицензии, а также предусматривает полномочия органов надзора по проведению расследования по тем субъектам, относительно которых имеются подозрения, что они проводят банковские операции, не имея на это право.

В случае изменения объема капитала банка, его финансового положения и других условий Национальный банк Украины может пересмотреть перечень пунктов лицензии на выполнение банковских операций в установленном порядке.

НБУ выдает вновь созданным банкам лицензии, на выполнение банковских операций, при условии, что они имеют:

  • профессионально подготовленных руководителей банка (Председатель правления и главный бухгалтер), кандидатуры которых согласованы с Национальным банком Украины;
  • подразделение, которое будет осуществлять соответствующие банковские операции, подразделение внутреннего аудита, укомплектованные профессионально пригодным по квалификации персоналом;
  • соответствующие внутренние документы банка, регламентирующие осуществление банком деятельности, которая лицензируется Национальным банком Украины;
  • необходимое банковское оборудование, компьютерную технику, программное обеспечение и средства связи, отвечающие требованиям Национального банка Украины;
  • помещение банка, которое удовлетворяет требованиям, установленным Национальным банком Украины или заключенный договор на аренду помещений на срок не менее 5 лет, или свидетельство о праве собственности на помещения.

Национальный банк Украины выдает работающим банкам лицензии на расширения их деятельности, если они придерживаются следующих обязательных условий:

  • Уставный капитал банка зарегистрирован и фактически оплачен в размере не менее установленного Национальным банком Украины;
  • формирование резервного фонда банка отвечает требованиям действующего законодательства и нормативных актов Национального банка Украины, Уставу банка;
  • формирование резерва для покрытия возможных затрат по кредитам отвечает требованиям действующего законодательства, нормативных актов Национального банка Украины. Внутренние документы банка о порядке формирования таких резервов не должны противоречить требованиям Национального банка Украины;
  • банк придерживается экономических нормативов, установленных Национальным банком Украины на протяжении шести месяцев, предшествующих его обращению в Национальный банк Украины;
  • обеспечивается стабильная безубыточная деятельность банка в течение шести месяцев, предшествующих его обращению в Национальный банк Украины о предоставлении лицензии;
  • состояние кредитного портфеля банка не угрожает интересам его кредиторов и вкладчиков (сумма безнадежных для возврата кредитов не превышает сумму фактически сформированного резервного и страхового фондов банка;
  • формирование фонда гарантирования вкладов физических лиц соответствует действующему законодательству Украины и нормативным актами НБУ;
  • положительное заключение независимого аудитора о деятельности банка за финансовый год, предшествующий обрашению Банка в НБУ;
  • банковские операции, который лицензируются НБУ не могут негативно повлиять на деятельность банка;
  • отсутствие нарушений действующего законодательства, нормативных актов НБУ и внутренних документов банка.

Для получения лицензии вновь созданные банки подают следующие документы в НБУ:

  • ходатайство банка о выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  • бизнес-план банка на первые три года своей деятельности;
  • профессиональная пригодность руководителей соответствующих подразделений;
  • заключение регионального управления НБУ, относительно технической готовности и наличие квалифицированного персонала.

Решение о выдаче лицензии принимается Комиссией по надзору и регулированию деятельности банков.

Отзыв лицензии на выполнение банковских операций является крайней мерой Национального банка Украины. До применения этой меры НБУ использует меры превентивного характера в соответствии с действующими законами и положениями национального банка Украины.

Лицензия на выполнение банковских операций (отдельных или всех) может быть отозвана по ходатайству регионального управления Национального банка Украины в случае:

  • обнаружения недостоверных данных, на основании которых была выдана лицензия;
  • задержки начала деятельности, на которую была выдана лицензия, более чем на один год с момента выдачи лицензии;
  • возникновение угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка;
  • выявление нарушений банком требований банковского и антимонопольного законодательства, а также нормативных актов НБУ;
  • убыточной деятельности банка на протяжении 3-х месяцев;
  • систематического нарушения экономических нормативов, установленных Национальным банком Украины, на протяжении 3 месяцев подряд или 6 месяцев в течение года;
  • выполнение операций, на которые не была выдана лицензия;
  • недостоверной информации и отчетности или несвоевременной их предоставления;
  • невыполнения в установленный срок требований НБУ, касающихся деятельности банка и условий, на основании которых была выдана лицензия.

В случае принятия решения Комиссии об отзыве лицензии на выполнение одного или всех видов банковских операций коммерческий банк обязан в день получения такого решения приостановить осуществление новых операций и обеспечить выполнение обязательств банка по осуществлению банковских операций, для которых лицензия была отозвана, перед кредиторами и вкладчиками в соответствии с заключенными договорами. Банк обязан в трехдневный срок вернуть Национальному банку Украины ранее полученную лицензию для замены перечня разрешенных операций.

Подразделения банковского надзора Национального банка Украины и его региональные управления осуществляют постоянный контроль соблюдения требований Национального банка по прекращению операций, для которых были отозваны лицензии. Если банк не прекращает выполнение банковских операций, для которых были отозваны лицензии, Правление Национального банка Украины может принять решение об отмене лицензий на все виды банковских операций.

Решение об отзыве лицензии на все банковские операции принимается Правлением Национального банка Украины исходя из предложений Комиссии по надзору и регулирования деятельности банков

В случае решение об аннулировании лицензии на все виды банковских операций правления Национального банка Украины обязывает учредителей акционеров (участников) Банк для решения двух недель в форме дальнейшего функционирования банка или прекращения его деятельности путем реорганизации или ликвидации.

Если эти требования не выполняются, Совет национального банка Украины на основании предложений Комиссии по надзору и регулирования деятельности банков принимает решение о ликвидации банка.

Решение Правления Национального банка Украины в отношении отзыва лицензии на осуществление всех банковских операций, сообщается всем банкам Украины, а также оповещается во всеукраинских средствах массовой информации.

Нормативные документы, которые регулируют получение лицензии:

Обращайтесь к нам за бесплатными консультациями!

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Банковская лицензия

Банковская лицензия (Banking Licence) — документ, который выдает Национальный банк Украины в установленном порядке в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» и «Положения о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций» и на основании которого банки и филиалы иностранных банков имеют право осуществлять банковскую деятельность.

Целью предоставления банковской лицензии является нормативное урегулирование банковской деятельности, повышение надежности и стабильности банковской системы Украины и обеспечение защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков. Банки имеют право осуществлять банковскую деятельность только после получения банковской лицензии.

Для получения банковской лицензии банк подает в территориальное управление Национального банка по месту его нахождения или в Департамент регистрации и лицензирования банков следующие документы:

  1. ходатайство банка о выдаче банковской лицензии за подписью председателя правления банка;
  2. сведения о руководителях банка;
  3. сведения об обеспеченности банка надлежащим банковским оборудованием, программным обеспечением и коммуникационными средствами, необходимыми для осуществления банковских операций;
  4. документ на право собственности или договор аренды на помещение, в котором будет размещаться банк, на срок не менее пяти лет;
  5. сведения о соответствии технического состояния и организации охраны помещений требованиям Национального банка Украины.

Банковская лицензия является бессрочной. Тем не менее, в случае нарушения банком требований нормативных документов в части проведения той или иной банковской операции Национальный банк может отозвать лицензию. Отзыв лицензии на выполнение банковских операций является крайней мерой Национального банка Украины. До применения этой меры НБУ использует меры превентивного характера в соответствии с действующими законами и положениями Национального банка Украины.

Лицензия на выполнение банковских операций (отдельных или всех) может быть отозвана по ходатайству регионального управления Национального банка Украины в случае:

  • обнаружения недостоверных данных, на основании которых была выдана банковская лицензия;
  • задержки начала деятельности, на которую была выдана банковская лицензия, более чем на один год с момента выдачи лицензии;
  • возникновение угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка;
  • выявление нарушений банком требований банковского и антимонопольного законодательства, а также нормативных актов НБУ;
  • убыточной деятельности банка на протяжении 3-х месяцев;
  • систематического нарушения экономических нормативов, установленных Национальным банком Украины, на протяжении 3 месяцев подряд или 6 месяцев в течение года;
  • выполнение операций, на которые не была выдана банковская лицензия;
  • недостоверной информации и отчетности или несвоевременной их предоставления;
  • невыполнения в установленный срок требований НБУ, касающихся деятельности банка и условий, на основании которых была выдана банковская лицензия.

В случае принятия решения об отзыве банковской лицензии на выполнение одного или всех видов банковских операций коммерческий банк обязан в день получения такого решения приостановить осуществление новых операций и обеспечить выполнение обязательств банка по осуществлению банковских операций, для которых лицензия была отозвана, перед кредиторами и вкладчиками в соответствии с заключенными договорами. Банк обязан в трехдневный срок вернуть Национальному банку Украины ранее полученную лицензию для замены перечня разрешенных операций.

Подразделения банковского надзора Национального банка Украины и его региональные управления осуществляют постоянный контроль соблюдения требований Национального банка по прекращению операций, для которых были отозваны лицензии. Если банк не прекращает выполнение банковских операций, для которых были отозваны лицензии, Правление Национального банка Украины может принять решение об отмене лицензий на все виды банковских операций.

Решение Правления Национального банка Украины в отношении отзыва лицензии на осуществление всех банковских операций, сообщается всем банкам Украины, а также оповещается во всеукраинских средствах массовой информации.

Получение лицензии на осуществление банковской деятельности

63 Лицензирование банков и банковской деятельности

В отличие от обычных хозяйственных обществ, большинство из которых могут начинать финансово-хозяйственной деятельности сразу после государственной регистрации, банки, даже зарегистрированные в. Государственном реестре и банков, не имеют права на осуществление банковских операций без получения соответствующей лицензии. Без получения банковской лицензии не разрешается осуществлять одновременно деятельность по привлечению вкладе в и других средств, подлежащих возврату, и предоставлению кредитов, а также вести счетаи.

Лицензирование банков введен, прежде всего, с целью повышения надежности и стабильности банковской системы, обеспечения защиты интересов кредиторов и вкладчиков

. Банковская лицензия — это документ, на основании которого банки имеют право осуществлять в комплексе базовые банковские операции

. Лицензия на выполнение отдельных операций — это документ, который выдается юридическим лицам, не имеющих банковской лицензии, и дает им право на выполнение отдельной операции по открытию и ведению текущих счетов клиентов или операций с размещен ния указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный ризы.

Банковская лицензия выдается. Национальным банком Украины на основании ходатайства банка при соблюдении им следующих обязательных условий (рис 69):

. Рис 69. Условия предоставления банка банковской лицензии

Национальный банк Украины может отказать в предоставлении лицензии, если указанные выше условия не выполнены банком в течение одного года с даты государственной регистрации банка. Государственная регистрация банка в таком случае и тоже отменяется, а банк ликвидируетсяя.

Решение о предоставлении банковской лицензии или об отказе в ее предоставлении. Национальный банк Украины принимает в течение одного месяца со дня получения полного пакета документов (рис 610). Банковская лицензия не е может передаваться третьим лицобам.

. Рис 610 Перечень документов для получения банковской лицензии

Национальный банк Украины может отозвать банковскую лицензию только в случаях:

Национальный банк Украины может также подавать банка письменное разрешение при соблюдении им обязательных условий, отраженных на рис 611:

. Рис 611. Условия выдачи банка письменного разрешения

. Письменное разрешение. НБУ — это документ, на основании которого банки имеют право осуществлять отдельные операции, определенные законодательством

На основании банковской лицензии банки имеют право осуществлять следующие банковские операции:

1) прием вкладов (депозитов) от юридических и физических лиц;

2) открытие и ведение текущих счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе перевод денежных средств с этих счетов с помощью платежных инструментов и зачисление средств на них;

3) размещение привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск

Перечисленные операции относятся к исключительно банковских операций, совершать разрешается только юридическим лицам, имеющим банковскую лицензию (приложение 1)

Другие юридические лица имеют право осуществлять операции, определенные пунктами 2-3, на основании лицензии на осуществление отдельных банковских операций

Кроме этого, банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки при наличии банковской лицензии без получения письменного разрешения (приложение 1):

1) предоставление гарантий и поручительств и других обязательств, которые предусматривают их выполнение в денежной форме;

2) приобретение права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или предоставленные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг);

4) услуги по ответственному хранению и предоставлению в аренду сейфов для хранения ценностей и документов;

5) выпуск, покупку, продажу и обслуживание чеков, векселей и других оборотных платежных документов;

6) выпуск банковских платежных карточек и осуществления операций с их использованием;

7) оказание консультационных и информационных услуг по банковским операциям

Банки, кроме перечисленных выше операций, при наличии банковской лицензии и при условии получения письменного разрешения. НБУ имеют право осуществлять следующие операции (приложение 1):

2) эмиссию собственных ценных бумаг;

3) организацию покупки и продажи ценных бумаг по поручению клиентов;

4) осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени (включая андеррайтинг);

5) осуществление инвестиций в уставные фонды и акции других юридических лиц;

6) осуществление выпуска, обращения, погашения государственной и другой денежной лотереи;

7) перевозки валютных ценностей и инкассацию средств;

8) операции по поручению клиентов или от своего имени: с инструментами денежного рынка, с инструментами, базирующимися на обменных курсах и процентах; с финансовыми фьючерсами и опционами;

9) доверительное управление средствами и ценными бумагами по договорам с юридическими и физическими лицами;

10) депозитарную деятельность и деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг

Таким образом, установленный. Законом Украины»О банках и банковской деятельности»механизм лицензирования банковской деятельности, кроме классических банковских операций, позволяет банкам осуществлять широкий спе ектр различных операций и услуг, что является необходимым условием комплексного обслуживания клиентов и развития конкуренции на финансовых рынкавих ринках.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Лицензирование банковских операций

Лицензирование банковских операций (Bank Licensing) — один из методов государственного управления в сфере банковской деятельности, которое осуществляет Национальный банк Украины. Субъектами проведения вступительного контроля относительно процедуры лицензирования являются:

  • территориальные управления Национального банка Украины;
  • Департамент регистрации и лицензирования Национального банка Украины.

Законодательное и нормативное урегулирование процесса лицензирования банковской деятельности осуществляется с целью повышения надежности и стабильности банковской системы Украины, а также обеспечения защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков. Порядок выдачи банкам и банковским корпорациям банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций является одной из форм вступительного контроля, которая регулируется Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и «Положением о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций».

Согласно нормативным документам банк имеет право осуществлять банковскую деятельность только после получения банковской лицензии. Кроме лицензии, Национальный банк предоставляет единое письменное разрешение на осуществление отдельных операций, на основании которого банки имеют право осуществлять одну, несколько или все операции согласно перечню этих операций, указанным в письменном разрешении.

После получения банковской лицензии или письменного разрешения банк обязан в течение всего времени действия банковской лицензии придерживаться лицензионных требований, в том числе по размеру регулятивного капитала.

На основании банковской лицензии банки имеют право осуществлять следующие банковские операции:

  1. прием вкладов (депозитов) от юридических и физических лиц;
  2. открытие и ведение текущих счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе перевод денежных средств с этих счетов с помощью платежных инструментов и зачисление средств на них;
  3. размещение привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск.

При наличии банковской лицензии банки имеют право без получения письменного разрешения осуществлять такие операции и сделки:

  • предоставление гарантий, поручительств и других обязательств от третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
  • приобретение права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или оказанные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг);
  • лизинг;
  • услуги по ответственному хранению и предоставлению в аренду (имущественный наем) сейфов для хранения ценностей и документов;
  • выпуск, покупку, продажу и обслуживание чеков, векселей и других оборотных платежных инструментов;
  • выпуск банковских платежных карт и осуществление операций с использованием этих карт;
  • оказание консультационных и информационных услуг по банковским операциям.

При наличии банковской лицензии и при условии получения письменного разрешения Национального банка Украины банки имеют право осуществлять следующие операции:

  1. операции с валютными ценностями:
    • неторговые операции с валютными ценностями;
    • операции с наличной иностранной валютой и чеками (покупка, продажа, обмен, принятие на инкассо), которые осуществляются в кассах и пунктах обмена иностранной валюты банков;
    • операции с наличной иностранной валютой (покупка, продажа, обмен), которые осуществляются в пунктах обмена иностранной валюты, работающих на основании заключенных банками агентских договоров с юридическими лицами-резидентами;
    • ведение счетов клиентов (резидентов и нерезидентов) в иностранной валюте и клиентов-нерезидентов в денежной единице Украины;
    • ведение корреспондентских счетов банков (резидентов и нерезидентов) в иностранной валюте;
    • ведение корреспондентских счетов банков (нерезидентов) в денежной единице Украины;
    • открытие корреспондентских счетов в уполномоченных банках Украины в иностранной валюте и осуществление операций по ним;
    • открытие корреспондентских счетов в банках (нерезидентах) в иностранной валюте и осуществление операций по ним;
    • привлечение и размещение иностранной валюты на валютном рынке Украины;
    • привлечение и размещение иностранной валюты на международных рынках;
    • торговля иностранной валютой на валютном рынке Украины (за исключением валютно-обменных операций);
    • торговля иностранной валютой на международных рынках;
    • операции с банковскими металлами на валютном рынке Украины;
    • операции с банковскими металлами на международных рынках;
    • другие операции с валютными ценностями на международных рынках;
    • другие операции с валютными ценностями на валютном рынке Украины;
  2. эмиссию собственных ценных бумаг;
  3. организацию покупки и продажи ценных бумаг по поручению клиентов;
  4. осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени (включая андеррайтинг);
  5. осуществление инвестиций в уставные фонды и акции других юридических лиц;
  6. осуществление выпуска, обращения, погашения (распространения) государственной и другой денежной лотереи;
  7. перевозки валютных ценностей и инкассацию средств;
  8. операции по поручению клиентов или от своего имени: с инструментами денежного рынка; с инструментами, базирующимися на обменных курсах и процентах; с финансовыми фьючерсами и опционами;
  9. доверительное управление средствами и ценными бумагами по договорам с юридическими и физическими лицами;
  10. депозитарную деятельность и деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.

Операции с валютными ценностями осуществляются с учетом требований Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Кроме того, деятельность, которая регулируется нормативно-правовыми актами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и на осуществление которой нужно иметь ее лицензию, может осуществляться банком только после получения такой лицензии.

Банкам запрещена деятельность в сфере материального производства, торговли (за исключением реализации памятных, юбилейных и инвестиционных монет) и страхования, кроме выполнения функций страхового посредника.

При наличии банковской лицензии и при условии получения письменного разрешения Национального банка специализированные расчетные (клиринговые) банки имеют право осуществлять следующие банковские операции:

  • открытие и ведение счетов клиентов (резидентов и нерезидентов) и банков-корреспондентов (резидентов и нерезидентов) в национальной и иностранной валютах с целью обеспечения их расчетов по сделкам, заключенным третьими лицами на биржевом и внебиржевом рынках, а также других расчетов по взаимным обязательства третьих сторон;
  • покупка, продажа и хранение платежных документов, ценных бумаг, а также операции с ними, связанные с выполнением поручений клиентов и банков-корреспондентов, поддержанием ликвидности рынка и выполнением обязательств участников биржевых и внебиржевых сделок;
  • выдача поручительств, гарантий и других обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме при условии, что предоставление таких обязательств связано с процедурой обеспечения выполнения заключенных на биржевом и внебиржевом рынках сделок и по поручению клиентов;
  • привлечение средств, ценных бумаг и других активов клиентов и банков-корреспондентов для выполнения заключенных на биржевом и внебиржевом рынках сделок или по поручению клиентов;
  • вложение средств в уставные фонды других юридических лиц ограничивается вложением средств в уставные фонды бирж, внебиржевых (торговых) систем, депозитариев и учреждений, занимающихся клирингом и расчетами на биржевом и внебиржевом рынках;
  • предоставление и получение кредитов на межбанковском рынке в пределах регулятивного капитала банка;
  • клиринговые операции по сделкам на всех сегментах финансового рынка.

Специализированным расчетным (клиринговым) банкам запрещается:

  • привлекать средства от населения на депозиты;
  • привлекать межбанковские кредиты для проведения собственных активных операций;
  • брать на себя риски третьих лиц путем выдачи гарантий и поручительств, кроме случаев, связанных с проведением соответствующих расчетов по сделкам, заключенным этими лицами на организационно оформленных рынках.

Национальный банк Украины выдает банковскую лицензию в случае соблюдения банком следующих обязательных условий:

  1. наличие на момент обращения банка с ходатайством о выдаче банковской лицензии полностью уплаченного зарегистрированного уставного капитала;
  2. банк должен быть обеспечен надлежащим банковским оборудованием, компьютерной техникой, программным обеспечением и коммуникационными средствами, необходимыми для осуществления банковских операций и защиты информации, ведения бухгалтерского учета, составления ежедневного баланса, а также качественного проведения расчетов и участия в системе электронных платежей Национального банка, отвечающих требованиям нормативно-правовых актов Национального банка и Фонда гарантирования вкладов физических лиц;
  3. наличие у банка помещения (в том числе кассового узла), техническое состояние и организация охраны которого отвечают требованиям Национального банка;
  4. наличие как минимум трех лиц, назначенных членами правления (совета директоров) банка, которые имеют соответствующее образование, опыт и соответствующие квалификационным требованиям.

Руководители банка (председатель банка, его заместители, члены совета банка, председатель, его заместители и члены правления (совета директоров), главный бухгалтер, его заместитель, руководители структурных подразделений банка) должны иметь безупречную деловую репутацию.

Получение лицензии на осуществление банковской деятельности

Термин «специальное разрешение (лицензия)» применительно к осуществлению банковской деятельности, помимо специального банковского законодательства (гл.2 Закона о банках; ст. 4 и 58 За­кона о Банке России), употребляется в ст. 52 Закона о рынке цен­ных бумаг, ст. 172 УК РФ, ст. 9 Закона о валютном регулировании и в других нормативных правовых актах.

Таким образом, понятие «лицензия на осуществление банков­ских операций» является межотраслевым понятием и в связи с этим, должно иметь единое для всех отраслей права содержание. Между тем это понятие не имеет адекватного функционального определе­ния не только в гражданском, финансовом или уголовном, но и в банковском законодательстве, что следует расценивать как пробел законодательства и говорит об особой актуальности более подроб­ного рассмотрения данного вопроса.

Начнем с изучения положений постановления Правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов дея­тельности», которым утвержден Порядок ведения лицензионной деятельности 1 , в п. 1 которого определено, что в РФ отдельные виды деятельности осуществляются на основании лицензии — спе­циального разрешения органов, уполномоченных на ведение ли­цензирования, а также то, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока и определяющим ус­ловия его осуществления.

Анализируя эти положения, можно выделить ряд признаков, определяющих понятие «лицензия».

Первое: лицензияэто документ.

Определение документа содержится в Федеральных законах от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов» 2 и от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» 3 .

Согласно ст. 1 Закона об обязательном экземпляре документов документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, пред­назначенный для передачи во времени и пространстве в целях хра­нения и общественного использования».

В ст. 2 Закона об информации документ отождествляется с ин­формацией, содержащейся в нем: «Документированная информа­ция (документ) — зафиксированная на материальном носителе ин­формация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

В связи с тем что лицензия выдается и получается, она должна обладать свойством передаваем ое™, т. е. возможностью осуществ­ления фактической передачи документа из органа, уполномочен­ного на ведение лицензионной деятельности, в организацию, кото­рой разрешается определенный вид деятельности.

Практика лицензирования в России пошла по пути оформле­ния лицензии на бумажных носителях (бумажных материальных объектах).

Второе: лицензияэто официальный документ.

Документ, претендующий на статус лицензии, должен быть из­готовлен на специальном бумажном носителе (бланке) — бумаге определенного рода, качества и признаков, содержащей типограф­ское клише. Это вытекает из требования п. 7 постановления Пра­вительства РФ от 24 декабря 1995 г., где установлено, что «бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер».

В соответствии с письмом Министерства экономики РФ от 18 января 1995 г. 1 приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагаются на органы, уполномоченные на ведение лицензион­ной деятельности, а заказы на их изготовление могут выполнять предприятия, имеющие необходимую технологическую оснащен­ность.

Лицензия является официальным документом еще и в силу сле­дующих обстоятельств:

— она выдается исключительно органами, уполномоченными государством на ведение лицензионной деятельности;

— предусмотрен особый порядок выдачи, переоформления, приостановления действия и отзыва лицензии;

—введен особый контроль за соблюдением условий, предусмот­ренных лицензией, со стороны уполномоченных органов;

—предусмотрен особый порядок учета выданных, зарегистри­рованных, приостановленных и аннулированных лицензий;

—предусмотрена ответственность руководителей и должност­ных лиц органов, уполномоченных на ведение лицензионной дея­тельности, за нарушение или ненадлежащее исполнение порядка ведения лицензионной деятельности.

Синтезируя первый и второй признаки лицензии, можно сфор­мулировать следующее определение:

Лицензия — это официальный документ определенного содер­жания, удостоверяющий с соблюдением установленной формы (реквизитов) право лицензиата осуществлять определенный вид деятельности.

Третье: лицензияэто специальное разрешение.

Как уже отмечалось, в п. 1 Порядка ведения лицензионной дея­тельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1995 г., содержится еще одно определение лицензии: лицензия — это специальное разрешение органов, уполномочен­ных на ведение лицензирования, на осуществление указанного в ней вида деятельности.

Таким образом, мы имеем два равноценных определения ли­цензии, которые характеризуют ее с разных сторон.

Чтобы синтезировать эти определения в одно общее, необходи­мо уяснить, как соотносятся между собой категории «лицензия — официальный документ» и «лицензия — специальное разре­шение».

Категория «лицензия — специальное разрешение» характеризу­ет понятие «лицензия» с точки зрения его содержания, тогда как категория «лицензия — официальный документ» характеризует по­нятие «лицензия» с точки зрения его формы. Исходя из этого, можно дать следующее общее определение понятия «лицензия»:

Лицензия — есть специальное разрешение органов, уполномо­ченных на ведение лицензионной деятельности, в форме офици­ального документа определенного содержания, удостоверяющего с соблюдением установленной формы (реквизитов) право лицензиа­та осуществлять указанный в нем вид деятельности в течение опре­деленного срока, а также определяющего условия осуществления этого вида деятельности.

Теперь, используя вышеизложенное определение как базовое и дополнив его положениями гл. 2 Закона о банках, можно дать следующее определение понятия «лицензии на осуществление бан­ковских операций»:

Лицензия на осуществление банковских операцийэто специаль­ное разрешение Банка России на осуществление банковской деятель­ности (банковских операций) в форме официального документа, удос­товеряющего с соблюдением установленной Банком России формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществление указан­ных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия та­кого документа.

В настоящее время Банком России установлено восемь основ­ных видов лицензий на осуществление банковских операций, ко­торые выдаются различным типам кредитных организаций в зави­симости от их функционального назначения:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических
лиц), которая выдается вновь созданной кредитной организации;

2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте1 (без права привлечения во вклады
средств физических лиц), которая может быть выдана вновь со­зданной кредитной организации;

3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов 1 , которая может быть выдана вновь созданной кредитной организации одновременно с лицензией на осуществление банков­ских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

4) лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты
государственной регистрации кредитной организации;

5) лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте при наличии лицензии на осуществле­ние банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения средств физических лиц). Такая
лицензия может быть выдана по истечении двух лет с даты государ­ственной регистрации кредитной организации;

6) генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со
средствами в рублях и иностранной валюте.

Генеральная лицензия не расширяет крута выполняемых бан­ком операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать доли в уставном капитале кредитных организа­ций — нерезидентов.

Кредитные организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами 1 , с 1 октября 1997 г. имеют право осуществлять экспорт из Российской Федерации аффиниро­ванного золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 767 «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Россий­ской Федерации рафинированного золота и серебра» 2 (при условии получения лицензии, выдаваемой Министерством внешних эконо­мических связей и торговли РФ);

7) лицензия на осуществление банковского клиринга, выдаваемая небанковской кредитной организации 1 , которая осуществляет опе­рации по расчетам;

Небанковской кредитной организации предоставляется право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях:

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

8) лицензия на осуществление инкассации, которая выдается ор­ганизации инкассации.

Организации инкассации предоставляется право на осуществ­ление инкассации денежных средств, векселей, платежных и рас­четных документов.

Похожие статьи:

  • Банки чебоксары вклады под проценты Вклады в Чебоксарах Специальные предложения Дебетовая карта «Польза» - VISA PLATINUM. Каждая покупка по карте приносит вам деньги! до 7% годовых на остаток собственных средств по карте Баллы программы «Польза» за все покупки - от 1% до 10% кешбэк; […]
  • Поставить машину на учет в новогодние праздники в москве Входят ли новогодние каникулы в 2018 году в срок 10 дней для регистрации автомобиля в ГИБДД? Покупаю автомобиль в салоне 30 декабря 2017 года. До какого числа января 2018 года я обязан его зарегистрировать? Ответы юристов (1) Согласно пункту 4 Порядка […]
  • Ооо новое кредо омск Новое КРЕДО, ООО Новое КРЕДО, ООО зарегистрирована по адресу г.Омск, пр-кт.Мира, д.30В, кв.83, 644050. КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОВОЕ КРЕДО" Шумеков Самат Магзумович. Основным видом деятельности компании […]
  • Заполненная декларация по налогу на имущество организаций Порядок заполнения декларации по налогу на имущество в 2018 году В ст. 372 НК РФ указано, что размер и порядок уплаты устанавливают субъекты федерации. В 2013 году в гл. 30 НКРФ были внесены изменения следующими законами: закон № 268-ФЗ от 30. 09. 2103 […]
  • Госконтракт аванс На практике нам часто задают вопрос: «возможно ли по контракту установить аванс по контракту?». Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос. Итак, по общему правилу предварительная оплата (аванс) означает, что заказчик обязан полностью или частично оплатить […]
  • Красноярск продажа домов под материнский капитал Купить дом Красноярский край Всего 7 244 объявления Всего 7 244 объявления Купить дом, 300 м², 10 соток. 23 октября 129 Риелтор Пожаловаться Заметка Продажа дома, 40 м², 4 сотки. 22 октября 123 Риелтор Пожаловаться […]
  • Работа для юристов кемерово Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист, помощник юриста 30 000 — 50 000 руб. Обязанности: Составление документов правового характера , представительство в судах общей юрисдикции. Требования: высшее Юридическое […]
  • Ип производство осно Общая система налогообложения для ИП Общая система налогообложения для ИП (ОСНО) 2018 года — это налоговый режим, который известен также как классический и основной. Все ИП и организации, которые не перешли на упрощенную систему налогообложения (УСНО) и на […]