Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Погашение государственного долга минфин

Минфин подсчитал, сколько долгов осталось отдать Украине до конца года

С начала года Украина заплатила внешним кредиторам 2,6 млрд долларов

Объем предстоящих выплат Украины по внешнему государственному долгу до конца 2018 года – в четвертом квартале, – составляет 17,247 млрд грн, или 610 млн долларов по текущему курсу Национального банка Украины (НБУ).

Как свидетельствует график прогнозных долговых платежей на сайте Министерства финансов, по действующим соглашениям на 1 октября в том числе предстоят платежи по погашению долга на 13,714 млрд грн (485 млн долл.) и его обслуживанию на 3,533 млрд грн (125 млн долларов).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Согласно приведенным данным, с начала года Украина заплатила внешним кредиторам 74,096 млрд грн, что по текущему курсу НБУ составляет 2,620 млрд долл., и с учетом предстоящих платежей годовой объем выплат составит 3,230 млрд долл.

В 2019 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего госдолга составят 165,395 млрд грн (5,849 млрд долл.), в том числе:

  • 53,590 млрд грн (1,895 млрд долл.) в первом квартале;
  • 47,672 млрд грн (1,686 млрд долл.) – во втором;
  • 56,459 млрд грн (1,997 млрд долл.) – в третьем;
  • 7,673 млрд грн (271 млн долл.) – в четвертом.

Объем предстоящих внешних долговых платежей в 2020 году составляет 169,902 млрд грн, или 6,009 млрд долл. по текущему курсу НБУ.

Напомним, международные (золотовалютные) резервы Украины в августе 2018 года сократились по сравнению с июлем на 2,9%, или 517 млн долларов. По состоянию на 1 сентября объем резервов составил 17,2 млрд долларов. ЗВР сокращаются уже четыре месяца подряд. С начала года резервы уменьшились уже на 1,38 млрд долларов.

Сильнее всего на резервы давила долговая нагрузка. Так, в августе Украина выплатила Международному валютному фонду 607,4 млн долларов в счет старого долга. Кроме того, на обслуживание и погашение госдолга в иностранной валюте было направлено 447,9 млн долларов, из которых 389,2 млн долларов составляли обслуживания и погашения по государственным ценным бумагам.

Ранее премьер-министр Украины Владимир Гройсман отмечал, что Украина испытывает серьезные проблемы с внешним долгом . При этом в Минфине сообщали, что долг Украины приближается к «безопасному» уровню. Речь идет о ключевом показателе – соотношении размера госдолга и ВВП страны. Это соотношение за 2017 год снизилось с 80,9% до 71,8%.

Погашение госдолга Украины в 2019 году планируется на сумму 272,247 млрд грн, в том числе внешнего долга – 121,767 млрд грн. Помимо этого, 145,205 млрд грн будет направлено на обслуживание госдолга, в том числе 56,44 млрд грн – внешнего долга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Напомним, согласно проекту госбюджета на 2019 год, государственный долг Украины должен уменьшиться до 52,2% ВВП. Ранее в Минфине уточняли, что безопасным для государства является уровень госдолга ниже 60%.

Как Украина будет расплачиваться с кредиторами

Государственный долг Украины поставил очередной рекорд. К началу этого года он перевалил за два триллиона, достигнув 2,14 трлн грн. Для сравнения – доходы госбюджета-2018 составят чуть меньше 918 млн грн. Причем на текущий год приходится один из пиков валютных выплат по госдолгу.

Именно в такие периоды резко возрастает количество мрачных прогнозов, которые пророчат стране неизбежный дефолт. Сможет ли Украина выполнить свои обязательства перед кредиторами, и в чем заключаются реальные риски для бюджета и национальной валюты, разбирался «Минфин».

Откуда взялся триллионный долг

В последнее время Украина наращивает госдолг сравнительно низкими темпами. За прошедший год государственный и гарантированный государством долг прирос на 211,86 млрд грн, годом ранее – на 284 млрд грн. Бюджет-2018 оговаривает возможность привлечения в этом году 231,96 млрд грн. Еще на 24 млрд грн можно будет предоставить госгарантии под привлекаемые субъектами хозяйствования займы. В целом же за последних 4 года (2013-2017 гг) госдолг в долларовом эквиваленте вырос на $5,2 млрд. Для сравнения: с 2009 г по 2013 г он увеличился более чем вдвое – сразу на $31,7 млрд. Правда, из-за девальвации национальной валюты в гривневом выражении статистика выглядит не так оптимистично: за 2014-2017 гг государственный долг Украины вырос почти в четыре раза. А дальнейший рост заимствований плюс сжатие экономики автоматически ухудшило и показатель соотношения госдолга к ВВП: если к концу 2013 г он достигал 32,8% ВВП, то к концу прошлого года – уже 64,4%.

Минфин называет несколько факторов, которые спровоцировали рост внутреннего госдолга в последние четыре года. Во-первых, нужно было наращивать капиталы госбанков и помогать Фонду гарантирования вкладов. Через выпуск ОВГЗ в этот период было привлечено 294 млрд грн. Из них 155,4 млрд грн влили в Приватбанк, еще 81,5 млрд грн ушло в ФГВФЛ. Во-вторых, деньги понадобились на докапитализацию «Нафтогаза», в который закачали еще 126,3 млрд. грн. Плюс 11,1 млрд грн пошло местным бюджетам на компенсацию разницы в тарифах для производства тепловой энергии для населения (т.е. опять-таки «зашло» в «Нафтогаз»). В- третьих, 6,9 млрд грн пришлось привлечь для погашения долгов по возмещению НДС.

Внешние займы потратили на финансирование бюджетного дефицита, пополнение резервов НБУ и реализацию проектов развития. В прошлом году Украина получила лишь один миллиардный транш от МВФ. А вот за предыдущие три года — 2014-2016 гг — $5,6 млрд. В этот же период Украина выпустила облигации внешнего займа под гарантии США на $3 млрд, а также разжилась кредитами от МБРР ($2,3 млрд), Евросоюза ($2,25 млрд), Канадского экспортного агентства ($400 млн), немецкого кредитного учреждения (200 млн. евро) и Японского агентства международного сотрудничества (47 млрд. японских иен).

«Плюсом» является то, что за последние годы Украине удалось существенно снизить стоимость привлекаемых кредитов. Если в 2013 г средневзвешенная ставка по государственным заимствованиям составляла почти 6,2%, то в 2016 – чуть больше 1%.

Пик выплат уже начался

В этом году Украина подошла к пику выплат по государственному долгу. Последний такой «горячий» период наша страна прошла в 2014 году — тогда по долговым обязательствам пришлось отдать $10 млрд. В этом году, по данным ICU, на погашение и обслуживание только валютного долга наша страна должна направить $7,2 млрд, в следующем — $6,94 млрд. На эти же два года приходится и наибольшая долговая нагрузка на бюджет.

«Суммарно эти платежи приблизительно одинаковые — $10,7 млрд в этом году, и $11,1 млрд в следующем (расчёты сделаны по курсам валют на 15 февраля 2018 года). Однако у этих выплат немного разный характер. На 2018 год приходятся значительные выплаты ($3 млрд) по валютным ОВГЗ, и сравнимые с ними выплаты по внешнему долгу — около $3,3 млрд. При этом, с учётом уже осуществлённых с начала года краткосрочных заимствований, общий объём платежей в гривне за год составит не менее 50 млрд грн», — рассказывает старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович. На 2019 год соотношение выплат по валютам (гривна/иностранная валюта) останется приблизительно тем же, но существенно увеличатся выплаты по внешнему долгу. Выплаты же по валютным ОВГЗ (если не будут выпущены новые облигации с погашением в 2019 году) значительно уменьшатся.

Если Украина преодолеет нынешний пик выплат по валютным долгам, дальнейшее погашение и обслуживание займов будет не столь обременительным. «В 2020-2021 годах нам придется отдавать по $5,7-5,8 млрд, потом еще меньше: $4,1 млрд – в 2022-м и около $3,2 млрд – в 2023-2024. Но эти расчеты сделаны без спорных сумм – $3 млрд «облигаций Януковича», $0,3 — 0,5 млрд — по евробондам ПриватБанка и еще 1,1 млрд — по конфискованным средствам экс-президента и его окружения», — подсчитал глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Смягчить нагрузку на бюджет удалось за счет реструктуризации долга, проведенной осенью прошлого года. Если бы не это, выплачивать пришлось бы на $1,2 млрд больше в 2019-м, и на $0,4 млрд — в 2020-м годах.

Аналитики не видят опасности и в грядущих выплатах по ВВП-варрантам. Эти бумаги были выпущены в рамках долговой операции в конце 2015 года. Тогда комитет кредиторов согласился списать Украине 20% долга, что снизило нагрузку на $3,6 млрд. ВВП-варранты в теории позволяют компенсировать убытки кредиторов после восстановления нашей экономики. Они не предусматривают регулярных выплат процентного дохода. Но при выполнении определённых условий (номинальный ВВП Украины свыше $125,4 млрд при годовом росте не менее 3%) инвесторы могут рассчитывать на 15% суммы ВВП, превышающей установленный порог и скорректированной на инфляцию. А если экономика вырастет на 4 процента и более, то держатели варрантов могут забрать не менее 40% от суммы произведенного национального продукта, превышающей пороговое значение.

«Первые платежи по варрантам могут наступить в 2021 году, и будут зависеть от роста реального ВВП в 2019 году. Порог по номинальному ВВП в $125,4 млрд к 2021 году скорее всего будет преодолён. Но также рост ВВП в базовом году должен превышать 3%, а первый базовый год – для выплат в 2021 году – это 2019 год. По прогнозам ICU, в 2019-2020 годах не ожидается роста ВВП более 2%, а значит, в 2021-2022 годах выплат по варрантам не предполагается», — считает Тарас Котович.

Правда , такой оптимизм разделяют не все . По словам главного экономиста инвесткомпании «Драгон Капитал» Елены Белан , долларовый ВВП Украины может достичь $ 130 млрд уже в 2019 году. » Если рост реального ВВП превысит 3,0%, то первая выплата по варрантам может быть и по результатам 2019 «, — допускает она.

Откуда деньги

Источников, из которых Украина может рассчитываться с долгами, не так уж много — новые кредиты и золотовалютные резервы НБУ. Вопрос о дальнейшем продолжении сотрудничества с МВФ остается открытым. Кредитор уже озвучил свои требования (главным из которых является создание антикоррупционного суда). Теперь мяч на стороне украинских властей. «Транш МВФ не имеет критического значения для краткосрочной возможности обслуживать внешние долги. И без него и в текущем, и в следующем году долги можно погашать, как минимум, используя золотовалютные резервы. То есть и без получения траншей о дефолте по обязательствам в ближайшие два года речь не идет (а на больший срок прогнозировать сложно). Но к кредиту МВФ привязаны другие источники финансирования – кредиты Всемирного банка, Евросоюза, гарантии правительства США. От судьбы программы с МВФ будет зависеть траектория рейтингов Украины, а значит, и изменение стоимости заимствований на рыночных условиях», — говорит Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари.

Сейчас у Украины есть возможность привлекать ресурс через размещение облигаций. Во всяком случае, события на международных финансовых рынках складываются в нашу пользу. По информации Institute of International Finance (IIF), в прошлом году впервые с 2013 года инвесторы возобновили интерес к развивающимся рынкам: объем входящих инвестиций достиг $1,2 трлн. В этом году, по прогнозам аналитиков IIF, приток капитала на развивающиеся рынки может превысить прошлогодний показатель. Причем, в первую очередь, инвесторов будут интересовать долговые обязательства развивающихся стран. Эта тенденция должна обеспечить спрос на украинские долговые бумаги. Во всяком случае, нерезиденты уже продемонстрировали высокий интерес к украинским ОВГЗ. По данным НБУ, объем гривневых ОВГЗ в портфеле нерезидентов вырос с начала этого года более чем в 2,5 раза — с 5,1 до 13,1 млрд грн. Это стало одним из факторов укрепления гривны (нерезиденты массово продавали валюту, чтобы разжиться гривной для приобретения наших долговых бумаг).

Вопрос лишь в том, по какой цене будут привлекаться новые займы. И здесь отсутствие слаженных действий НБУ и Минфина лишь усугубляет и без того непростую долговую ситуацию. Неоднократное повышение учетной ставки НБУ спровоцировало рост ставок, под которые Минфин может привлекать новые заимствования. «К примеру, по годовым облигациям к лету 2017 года ставки отсечения по годовым ОВГЗ снизились до 12,5%, но уже к середине февраля после повышений учётной ставки — выросли до 16,4%», — уточняет Тарас Котович.

«Из-за высокой ставки НБУ Минфин размещает «короткие» бумаги. Высокая ставка не позволяет выгодно замещать длинные облигации. Минфин ожидает, что ставка может через год упасть – и тогда можно будет разместиться гораздо дешевле», — говорит Александр Паращий.

Такая ситуация опасна, как минимум, по двум причинам. Во-первых, Минфину приходится сильно переплачивать за обслуживание госдолга. Во-вторых, ситуация в любой момент может измениться и нерезиденты охладеют к нашим долговым бумагам. Например, если поймут, что денег МВФ Украине не видать. А это значит, что после погашения коротких ОВГЗ начнется отток валюты из страны, что в один момент может обвалить гривну.

В ближайшей перспективе эти риски сохранятся. НБУ уже заявил, что при дальнейшем раскручивании инфляции готов и дальше повышать учетную ставку.

Еще один не менее сложный для бюджета момент – наложение валютных выплат по государственному долгу и долгам предприятий и банков госсектора. «В 2019 году Украине помимо внешнего долга нужно направить на погашение и обслуживание валютных ОВГЗ $1,6 млрд. До сих пор такие ценные бумаги рефинансировались преимущественно госбанками. Однако в следующем году, если последним понадобится изыскать крупные суммы валюты для погашения внешних долгов, они уже не смогут обеспечить рефинансирование. Это создаст дополнительную нагрузку на государство», — поясняет главный экономист Альфа-Банка и Укрсоцбанка Алексей Блинов.

По состоянию на январь золотовалютные резервы НБУ составляли около $18,58 млрд. Это означает, что, как минимум, этот год пиковых выплат пройдет для Украины спокойно. Что касается следующего года, то в период такой экономической турбулентности даже во власти не строят долгосрочных прогнозов. Во всяком случае, можно всегда утешить себя надеждой, что международные финансовые институты не допустят дефолта Украины, дабы самим не столкнуться с еще большими проблемами.

Государственный долг Украины

Государственный долг — совокупные долговые обязательства государства перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и пр.) Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в их капитале.

Государственный долг традиционно разделяют на внешний и внутренний.

  • Внешний государственный долг — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны.
  • Внутренний государственный долг — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.

Собственно государственный долг возникает в результате финансовых заимствований государства, договоров и соглашений о предоставлении кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. В совокупность долговых обязательств государства включается также гарантированный государством долг, возникающий в результате принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц, либо принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Полностью структура государственного и гарантированного государством долга по данным Министерства финансов Украины на 31.08.2018 показана в следующей таблице:

Минфин на погашение госдолга в 2017 году направил 363,5 млрд гривен

На обслуживание госдолга направлено 110,5 млрд гривен

На погашение государственного долга Украины в 2017 году было направлено 363,5 миллиарда гривен. Об этом заявил заместитель министра финансов Украины Сергей Марченко во время отчета о выполнении госбюджета 2017 года, передает корреспондент РБК-Украина.

«На погашение было направлено — 363,5 млрд гривен, а на обслуживание — 110,5 млрд гривен. Это на 14,7 млрд гривен, или на 15,3% больше, чем в 2016 году», — заявил Марченко.

Так, по словам заместителя министра, в течение 2017 года погашение и обслуживание долга осуществлялось вовремя.

«На конец 2017 года государственный долг составлял 1833,7 млрд гривен. В том числе государственный внешний долг — 1080,3 млрд гривен, а государственный внутренний долг — 753,4 млрд гривен», — добавил он.

Напомним, как сообщал минфин в конце февраля 2018 года, совокупный государственный и гарантированный государством долг Украины в январе 2018 года сократился на 0,25%, или на 0,19 миллиарда долларов — до 76,11 миллиарда долларов.

Государственный долг на 1 апреля 2018 г.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 апреля 2018 года составил 41,3 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с началом 2018 года на 838,0 млн. рублей, или на 2,0%.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2018 года составил 16,4 млрд. долларов США, уменьшившись с начала года на 304,7 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,8%.

В январе-марте 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму 871,5 млн. долларов США:

— 600,0 млн. долларов США – еврооблигации;

— 222,3 млн. долларов США – Правительства и банков Российской Федерации;

— 33,5 млн. долларов США – МБРР;

— 14,2 млн. долларов США – банков КНР;

— 1,5 млн. долларов США – ЕБРР и СИБ.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2018 года составило 1 189,1 млн. долларов США:

— 800,0 млн. долларов США – еврооблигации;

— 179,3 млн. долларов США – банки КНР;

— 107,1 млн. долларов США – Правительство Российской Федерации;

— 88,3 млн. долларов США – ЕФСР;

— 13,3 млн. долларов США – МБРР;

— 0,7 млн.долларов США – США;

— 0,4 млн.долларов США – ЕБРР и СИБ.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2018 года составил 9,3 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 134,2 млн. рублей (с учетом курсовых разниц), или на 1,5%.

За январь-март 2018 года размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 134,0 млн. долларов США. Погашено валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 68,9 млн. долларов США.

Минфин оценивает выплаты Украины по долгу в 2017г в 240,9 млрд грн

Общие выплаты Украины по государственному долгу, которые должны быть осуществлены в 2017 году за счет средств государственного бюджета, оцениваются в 240,897 млрд грн, из которых 30%, или 72,199 млрд грн составляют выплаты по внешнему долгу, сообщается в Программе управления госдолгом на 2017 год, утвержденной Минфином 31 января и обнародованной в четверг.

В документе уточняется, что эти показатели запланированы исходя из существующих графиков платежей и прогнозных процентных ставок и курсов валют, хотя сами ставки и курсы отсутствуют.

Госбюджет-2017 был составлен с учетом среднегодового курса гривни 27,2 грн/$1. По ожиданиям Министерства финансов, к концу 2017 года курс национальной валюты составит 27,8 грн/$1.

Минфин уточняет, что в текущем году объем платежей по погашению внутреннего госдолга составит 98,621 млрд грн, внешнего — 30,938 млрд грн.

Крупнейшие платежи при выплате внутреннего госдолга планируются по облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ) 2013 года – 29,068 млрд грн, ОВГЗ 2016 года – 24,702 млрд грн, ОВГЗ 2014 года – 10,935 млрд грн и ОВГЗ 2012 года — 9,213 млрд грн; по внешнему: 16,836 млрд грн – погашение долга перед Международным валютным фондом (МВФ), 7,305 млрд грн – перед Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и 3,252 млрд грн – перед Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Выплаты по обслуживанию госдолга планируются в объеме 111,338 млрд грн. Наибольший удельный вес в соответствующих расходах будут иметь выплаты по ОВГЗ 2014 года в сумме 23,642 млрд грн и ОВГЗ 2016 года – 12,204 млрд грн, по облигациям внешнего государственного займа 2015 года (еврооблигации, выпущенные в ходе реструктуризации долга – ИФ) – 28,615 млрд грн, по кредитам МВФ в сумме 3,375 млрд грн и по кредитам МБРР – 2,679 млрд грн, сообщается в программе.

Финансирование государственного бюджета Украины в 2017 году будет осуществляться с помощью широкого спектра долговых инструментов на общую сумму 190,797 млрд грн.

По срокам обращения наибольший удельный вес будут иметь среднесрочные инструменты – 46,6%, при этом долгосрочные инструменты – 40,3%, краткосрочные инструменты – 13,1%, отмечает Минфин.

Доля долговых инструментов с фиксированной ставкой составит 91,6%, с плавающей – 8,4%.

Предполагается, что заимствования на внутреннем рынке составят 103,907 млрд грн, или 54,5% общего объема заимствований, на внешних рынках – 86,89 млрд грн, или 45,5%, в том числе в спецфонд от международных финансовых организаций – 16 млрд грн.

Минфин прогнозирует, что за 2017 год доля государственного внешнего долга в общей сумме госдолга составит 66,3%.

По структуре сроков погашение, удельный вес долгосрочных долговых инструментов составит 64,1%, среднесрочных – 34,8%, краткосрочных – 1,1%, а средневзвешенный срок погашения государственного долга составит к концу года не менее 5,2 года.

Как сообщалось, совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины в 2016 году увеличился на 8,3%, или на $5,46 млрд — до $70,97 млрд.

По данным Минфина, основной причиной роста задолженности является финансирование госбюджета за счет госзаимствований, капитализация ПриватБанка и Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), а также девальвация национальной валюты с около 24,00 грн/$1 до около 27,19 грн/$1.

Минфин уточняет, что в гривневом выражении госдолг за минувший год увеличился на 357,58 млрд грн, или на 22,7% – до 1 трлн 929,76 млрд грн.

С учетом предварительной оценки Нацбанком номинального ВВП Украины в 2016 году в 2,358 трлн грн, за минувший год госдолг вырос с 79,0% ВВП до 81,8% ВВП.

Согласно обнародованным данным, суммарный внешний долг страны на конец прошлого года составлял $45,6 млрд, что на 5%, или $2,16 млрд превышает показатель годичной давности. В то же время его доля в общем объеме госдолга уменьшилась с 66,3% до 64,3%.

Закон о госбюджете-2017 установил предельный размер госдолга на конец 2017 года в 1 трлн 716,63 млрд грн и предельный размер гарантированного государством долга в 579,37 млрд грн по сравнению 1 трлн 501,48 млрд грн и 444,78 млрд грн на конец 2016 года в законе о госбюджете-2016.

Похожие статьи:

  • 31 ст 125 коап рф 31 ст 125 коап рф Судебный участок № 2 Урванского района по делу об административном правонарушении 31 января 2014 года г. Нарткала Мировой судья судебного участка № 2 Урванского района Кабардино-Балкарской Республики Канлоева М.В., рассмотрев материалы […]
  • Гк рф ст 610 Статья 610. Срок договора аренды 1. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. 2. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время […]
  • П1 ст 610 гк рф Статья 610. Срок договора аренды 1. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. 2. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время […]
  • Материнский капитал на детей рожденных в 2018 году Материнский капитал в 2018 году С начала 2018 года в России вступают в силу законы, согласно которым в программу материнский капитал вносятся несколько существенных изменений. Они коснутся продления срока действия программы, дополнительной возможности […]
  • Статья 185 часть 3 кку ч.3 ст.185 УК Украины Преступление, предусмотренное ч.3 ст.185 УК Украины является тяжким преступлением или средней тяжести? Если преступление совершено в 2009 году, по какому уголовно-процессуальному кодексу (старому или новому)будут проходить следственные […]
  • Очередь сертификат молодая семья тольятти Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в […]
  • Дачная амнистия книги Дачную амнистию продлили до 2020 года Дачная амнистия должна была закончиться 1 марта, но ее продлили. Об этом догадывались и раньше, но официальный документ вступил в силу только 28 февраля. Упрощенный порядок оформления права собственности на недвижимость […]
  • Ч 1 ст69 коап рф Статья 6.9 КоАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ Новая редакция Ст. 6.9 КоАП РФ 1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без […]