Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Оплата труда госслужащих закон

​К 2019 году минимальный оклад госслужащего должен составлять не менее двух прожиточных минимумов, — Ващенко

Сейчас прожиточный минимум составляет 1700 гривен.

За последние два года заработная плата государственных служащих благодаря закону «О государственной службе» выросла, однако существует проблема в колоссальной разнице между самым низким и самым высоким должностным окладами бюджетников. Пропорция должна составлять 1:7, сейчас же она достигает 1:40. Об этом сообщил Константин Ващенко, председатель Национального агентства Украины по вопросам государственной службы на круглом столе в Институте Горшенина.

Так, говорит Ващенко, средняя заработная плата специалиста местной госадминистрации в 2015 году составляла 3 100 гривен, в 2016 году — 4 700 гривен, в 2017 году — 6 900 гривен. В центральных органах исполнительной власти начинали с 4 700, увеличили до 6 800, сейчас — 12 600.

«Конкурентная ли это зарплата? Очевидно, что нет. Я напомню, что сейчас мы в переходном периоде, но согласно закону у нас цель выйти на размер должностного оклада государственного служащего не менее, чем два прожиточных минимума. Эту цель мы должны достичь к 2019 году», — сказал Ващенко.

По его словам, в Украине долгое время была искажена структура оплаты труда государственных служащих. Поскольку базовые выплаты, которые работник получал на руки, составляли лишь 30%, остальное — это премии и бонусы, что делало работника зависимым от руководителя.

По мнению Ващенко, такая ситуация возникла в условиях, когда 40% госслужащих из 295 тысяч, которые были в Украине на 2015 год, получали должностной оклад меньше чем минимальная зарплата. Минимальная зарплата тогда, по словам чиновника, составляла 1385 гривен, а должностные оклады в районных администрациях были 800-900 гривен. Чтобы выполнить закон, запрещающий работодателю платить меньше, разница покрывалась за счет премий. Поэтому премии выполняли роль не поощрения и стимулирования к работе, ими латали дыры, говорит чиновник.

«Во многих странах, премии для госслужащего составляют не более 10-15%. Все остальные — это то, что служащий гарантированно получит. Сейчас мы достигли пропорции 70 на 30, когда основные выплаты, которые по новому закону состоят из должностного оклада, доплаты за ранг и за выслугу лет, должны быть не менее 70%, остальные 30% — это премии и бонусы», — отметил Ващенко.

Принят закон о госслужбе: как изменятся чиновники и работа министерств

Народные депутаты после дискуссий вокруг спорных правок поддержали закон о государственной службе

Сегодня народные депутаты приняли в целом законопроект «О государственной службе» (№2490). «За» проголосовал 261 народный депутат. Перед этим спикер Владимир Гройсман поставил сигнальное голосование — 255 «за».

Закон вступит в действие с 1 мая 2016 года.

Перед этим депутаты активно обсуждали спорные правки к законопроекту. Всего было подано 1382 правки. Активная дискуссия разгорелась вокруг правки члена фракции Радикальной партии Юрия Шухевича (№1341), которая фактически отменяла спецпенсии для госслужащих, проработавших 10 и 20 лет. Данную правку поддержал депутат Виктор Пинзеник, а против выступала Людмила Денисова («Народный фронт»). Данная правка не набрала достаточного количества голосов. Поэтому Гройсман решил перенести дискуссию на следующий год до вступления закона в действие.

Документ успел стать скандальным после того, как на заседании Национального совета реформ, которое прошло 18 сентября, было предложено отозвать этот законопроект и разработать новый. Такое решение вызвало негодование ряда экспертов и некоторых сотрудников Администрации президента, поскольку над документом долго работали европейские эксперты и ученые, а также он был одобрен SIGMA.

Документ предусматривает четкое разграничение должностей государственной службы от иных должностей — политических, патронатных, обслуживающих. Должности будут делиться на три категории и девять рангов (сейчас 7 и 15 соответственно — ред.), а кандидаты будут назначаться исключительно через конкурсную процедуру.

Действие закона не распространяется на президента, главу администрации президента, его заместителей, членов Кабмина, заместителей министров, глав и членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольного комитета, Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, Центризбиркома, секретаря СНБО, народных депутатов, служащих Нацбанка, депутатов местных советов, судей, прокуроров, военнослужащих, правоохранителей и сотрудников патронатных служб.

Минимальная зарплата госслужащих будет постепенно повышаться и приблизится к размеру двух минимальных зарплат. Так, минимальный размер должностного оклада 9-й группы составляет:

с 1 января 2017 — 1,25 размера минимальной зарплаты;

с 1 января 2018 — 1,5 размера минимальной заработной платы;

с 1 июля 2018 — 1,75 размера минималки.

При этом минимальный размер оклада чиновника из первой группы не должен быть больше 7 окладов госслужащего 9-й группы.

Кроме этого, источником формирования фонда оплаты труда госслужащих является государственный бюджет, а также средства, которые поступают в госбюджет в рамках программ ЕС, международных финансовых организаций, донорских учреждений и правительств иностранных государств.

Также в законопроекте предусмотрен запрет на совместную работу родственников: не будут допускаться на госслужбу лица, которые будут непосредственно подчинены близкому лицу или которому будут подчинены близкие лица. Кроме того, новый закон ограничивает партийную деятельность госслужащих — им нельзя быть в руководящих органах партий, а членам категории «А» и вовсе состоять в партии.

Также закон предусматривает введение новой должности — государственного секретаря. Они будут назначаться Кабмином по представлению Комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы для каждого министерства. Госсекретари будут контролировать работу министерства, назначать и увольнять госслужащих и работников аппарата министерств, а также руководителей предприятий, которые принадлежат к сфере управления министерства.

В течение шести месяцев должен быть проведен конкурс на госсекретарей и их заместителей.

Что не так с оплатой труда государственных служащих, и как это изменить

Граждане требуют от чиновников быстрых и качественных реформ, но мотивирует ли действующая система оплаты труда государственных служащих двигать страну вперед?

Общество и доноры уже несколько лет настойчиво требуют от украинского правительства реформ, но реформы идут медленно. С 19 июня по 2 июля 2017 года Индекс мониторинга реформ (іМоРе) составил +0,4 балла из пяти возможных.

Чаще всего, когда говорят о реформах, вспоминают политическую волю к переменам в стране. Однако даже при наличии политической воли мало просто принять закон или постановление — изменения нужно реализовывать на всех уровнях.

Возникает вопрос, кто делает реформы. Это обычные государственные служащие: управленцы, работники среднего и нижнего звеньев. Именно они будут качественно или не качественно внедрять лучшие законы или политику правительства топового уровня.

Реформу сектора государственного управления начали два года назад. В 2015 году Верховная Рада приняла закон “О государственной службе” и “Стратегию реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы”.

Этот закон соответствует европейским принципам госуправления и решает основные проблемные вопросы государственной службы. Однако в 2017 году система все еще далека от совершенства. Действующий механизм оплаты труда государственных служащих мешает обновлению кадров, хотя и обходится налогоплательщикам в значительную сумму.

Ожидается, что в 2017 году расходы на оплату труда в государственном секторе достигнут 10,8% ВВП . Для страны с переходной экономикой и большим долгом этот уровень слишком высок. Такие расходы могут себе позволить только экономически развитые страны. В ЕС доля расходов на оплату труда в 2016 году в среднем составляла 10,2%.

Закон ввел две важные новеллы. Первая — открытые конкурсы на вакантные должности в государственной службе, чтобы привлечь людей из-за пределов системы. С тех пор было проведено 26 тыс. кадровых конкурсов, а госслужба стала одной из трех крупнейших сфер на рынке труда по количеству размещенных вакансий.

Вторая новелла — повышение вознаграждения на государственной службе и изменение структуры оплаты труда. Однако со временем оба эти достижения обнаружили свои недостатки.

В этой статье авторы остановились именно на этих недостатках. Оказалось, что действующая система демотивирует людей участвовать в конкурсах и ухудшает результат реформы. Украина скоро окажется перед необходимостью исправлять вызванные этим диспропорции.

Какие недостатки остались в новой системе оплаты труда

В Украине принята централизованная система оплаты труда работников публичного сектора на базе тарифной сетки. Их зарплата состоит из базовых, временных и льготных компонентов. Базовые компоненты — это должностной оклад и постоянные надбавки за выслугу лет и за ранг государственного служащего.

Также служащие имеют право на два вида материальной помощи: на решение социально-бытовых вопросов и на оздоровление во время отпуска. Временные премии и надбавки — это дополнительные выплаты, которые зависят от условий и результатов работы.

Составляющие вознаграждения за труд в секторе государственного управления в Украине

Первая проблема заключается в том, что слишком большая доля временных компонентов в зарплате делает служащего заложником руководителя. Премии легко превратить из инструмента поощрения в инструмент давления или склонения к коррупции.

Новый закон увеличил долю должностного оклада с 26% в 2015 году до 34% в 2016 году, но она еще низкая. Хорошо, что эти искривления постепенно будут исправляться.

Фактическая и ожидаемая структура денежного вознаграждения по закону, % от общей выплаты

С 1 января 2018 года минимальный должностной оклад возрастет до 1,5, а с 1 июля 2018 года — до 1,75 размера прожиточного минимума. С 1 января 2019 года ежеквартальные премии будут ограничены 30% годового должностного оклада, а максимальный размер премиального фонда не превысит 20% годового фонда оплаты труда.

По сравнению с действующими правилами это радикальные изменения, ведь сейчас экономия фонда оплаты труда полностью распределяется на премиальные, и этим нередко манипулируют. Руководители могут намеренно держать определенное количество должностей вакантными, чтобы увеличить объем свободных ресурсов для выплат своим подчиненным.

Глава Нацгосслужбы Константин Ващенко считает, что доля таких вакансий в штатном расписании может составлять 10-15%. С одной стороны, это позволяет легально платить зарплаты, приближенные к рыночным, с другой — этим можно злоупотреблять.

Вторая проблема — дискриминация в оплате молодых специалистов и специалистов из-за пределов системы государственной службы, ведь надбавка за выслугу лет может достигать 50% дохода работника. К сожалению, этот недостаток сохранен и в новом законе. Из-за этого топовый руководитель, который пришел из негосударственного сектора, может получать примерно столько же, сколько служащий среднего звена, который имеет большой стаж.

Такие ситуации не редкость: по данным Госстата, в 2015 году доля руководителей всех уровней и категорий на государственной службе с выслугой более 15 лет, то есть тех, кто имел надбавку за выслугу лет на уровне 45-50%, составляла 46%. Еще 26% руководящих работников имели стаж 10-15 лет и надбавку к должностному окладу 30-42%.

Чтобы иметь представление о совокупных размерах вознаграждения государственных служащих центральных органов исполнительной власти ( ЦОИВ ), авторы сделали расчет условной среднемесячной выплаты при минимальных и максимальных надбавках, определенных законом для работников ЦОИВ центрального уровня.
Расчет денежного вознаграждения служащего ЦОИВ центрального уровня на основе схемы должностных окладов, 2017 год, грн в месяц до налогообложения

  • Совокупно два вида материальной помощи: на оздоровление при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и на решение социально-бытовых вопросов. Для уровня государственного секретаря гарантированы надбавки за интенсивность труда и выполнение особо важной работы в объеме не менее 50% должностного оклада за каждую.
  • Учтены все временные надбавки и выплаты: за дополнительную нагрузку, за интенсивность труда, за выполнение особо важной работы, за участие в подготовке законодательных актов, за доступ к секретной информации.

Третья проблема — работники различных центральных органов власти ( ЦОВ ) получают различные вознаграждения. Самые высокие оклады установлены для должностных лиц вновь созданных антикоррупционных органов — НАБУ и НАПК . Они в разы превышают оклады высшего уровня государственной службы — государственного секретаря.

Должностной оклад простого прокурора Генеральной прокуратуры подобен окладу руководителя государственного органа центрального уровня. Такой подход противоречит принципу равнозначности оплаты за одинаковую работу.

Это заметно даже на усредненных показателях. В 2016 году расчетная среднемесячная зарплата для разных министерств варьировалась в диапазоне 2 882-9 377 грн, тогда как средний показатель в министерствах составил 6 374 грн в месяц.

Даже в пределах одного ведомства зарплаты могут очень отличаться. Это демотивирует работников, особенно если они не понимают причин диспропорции.

Чтобы решить эти проблемы, не обойтись без детального анализа фактической оплаты труда и влияния различных вариантов изменений на совокупные расходы на оплату труда в секторе. Для этого нужна централизованная база данных кадрового учета и оплаты труда. По словам Ващенко, такую систему создадут за донорские средства до конца 2017 года.

Почему высокая доля премий не мотивирует

Государства всячески экспериментировали с компонентами вознаграждений, но далеко не всегда это добавляло мотивации работникам и улучшало качество их работы.

В 1980-х годах на волне реформ государственного управления развитые страны поставили часть вознаграждения в зависимость от оценки результатов работы сотрудника (performance-related pay). Впоследствии эту практику подхватили другие государства.

Кроме того, многие страны уменьшили долю вариативных и льготных компонентов оплаты труда в структуре денежных вознаграждений и увеличили гарантированную долю. По данным ОЭСР , в 2011 году на премии приходилось лишь 20-35% зарплаты служащего.

Вариаций мотивирования персонала в зависимости от результатов работы и систем оценки было много. В Португалии ввели такое правило распределения премий: в рамках системы премии за надлежащий уровень выполнения обязанностей получают четверть работников, из которых 5% получают более высокие премии, если результаты их работы признаны образцовыми.

Если образцовыми были признаны результаты работы всей организации, то ее премиальный фонд распределяется между 35% работников, из которых за примерные результаты премируют 10% включительно с руководителями.

В Германии элементы вознаграждений в зависимости от результатов работы ввели в 1997 году. Они предусматривают либо одноразовый годовой бонус в размере зарплаты начального уровня, либо ежемесячную премию до 7% исходного базового оклада.

Некоторые страны установили лимит на долю премий в общей выплате работнику.

В Латвии и Словении кумулятивный объем бонусов не может превышать 40% и 55% совокупной оплаты соответственно. В Литве после реформы средний уровень премиальных выплат уменьшился до 20% совокупной зарплаты, а максимальный размер всех надбавок и премий не может превышать 70% совокупного вознаграждения.

Повысили ли мотивационные схемы эффективность работы сотрудников? Далеко не везде. Согласно опросам, только 31% литовских государственных служащих считают, что высокая производительность приводит к повышению зарплаты. В Эстонии так считают 50%, в Латвии — 30%, в Польше — 18%.

Частично это объясняется несовершенными системами оценки персонала, а частично тем, что работников сектора государственного управления денежные компоненты оплаты мотивировали значительно меньше, чем тех, кто работал в частном секторе.

Результаты опросов чиновников показали: определяющими с точки зрения мотивации является ощущение значимости работы служащего, его влияние на принятие решений, карьерное продвижение, защита и престиж государственной службы.

Для страны с ограниченными бюджетными ресурсами и высокими коррупционными рисками важно максимально упростить надбавки к зарплате и поставить все материальные стимулы в зависимость от цели реформы госслужбы.

Например, целесообразно уменьшить максимальный размер надбавки за выслугу лет с 50% до 30% или переквалифицировать ее в надбавку за релевантный опыт работника, в том числе вне государственной службы.

Стоит также проанализировать, как в Украине для новых и старых чиновников работают нематериальные мотивационные факторы: карьерные перспективы, влияние на принятие решений, условия труда, культура взаимоуважения, удобство документооборота.

Не все то “низкие зарплаты”, что госсектор

Государственная служба остается непривлекательным работодателем для украинцев. По результатам 26 тыс. кадровых конкурсов на вакантные должности в государственной службе лишь 2% должностей заняли люди, ранее не работавшие в этом секторе, утверждает Национальное агентство по вопросам государственной службы.

Украинцы часто считают, что в государственном секторе зарплаты низкие, и поэтому не слишком интересуются вакансиями. Однако это не так. Зарплаты чиновников не отставали от темпов роста экономики: расходы на оплату труда в секторе госуправления и обороны за 2001-2015 годы на 35% превысили рост номинального ВВП .

Зарплаты менялись неравномерно, но за последние 15 лет расходы на оплату труда чаще росли быстрее, чем ВВП , чем отставали или были на уровне с ним. После принятия закона о госслужбе фонд оплаты труда чиновников и их средние зарплаты выросли более чем вдвое в 2016 году, а в 2017 году вырастут еще на 48%.

Изменение номинального ВВП и расходов на оплату труда работников сектора государственного управления, 2001-2016 годы, % за год

Средние зарплаты в госсекторе конкурентны по сравнению с производственными отраслями, но ниже зарплат в секторах технологических и финансовых услуг.

Средняя зарплата работников центральных аппаратов органов государственной власти в 2016 году была на 11,4% выше средней зарплаты в промышленности, но на 31% ниже среднемесячной зарплаты в секторах финансовых услуг и IT.

Структура зарплаты в государственном и частном секторах существенно отличается.

В структуре фонда оплаты труда работников сектора государственного управления в 2016 году должностной оклад составлял 34%, надбавки — 53%, премии — 13%. В финансовом секторе и промышленности основная зарплата составляет 60% совокупного вознаграждения, а дополнительные выплаты — 30-35%.
Исследование оплаты труда в государственном и частном секторах в ЕС показали, что для менее квалифицированных работников в государственном секторе зарплата выше, чем в частном. Одновременно для более квалифицированных работников и чиновников разница между государственным и частным секторами уменьшается или меняется в пользу частного сектора. Такая ситуация в Польше, Словении, Литве, Эстонии.

У руководителей высших звеньев государственной службы, которые не имеют больших надбавок за стаж работы на государственной службе, средние заработные платы на 40-60% ниже, чем в частном секторе, в Польше, Чехии, Литве и Эстонии.

Такая ситуация характерна и для Украины. Для специалистов центральных органов государственной власти заработные платы на 25-30% выше, чем для сравнимых по смыслу работы должностей в частном секторе. Для руководителей частный сектор предлагает заработную плату в среднем на 50% выше, чем государственный.

Разница в оплате труда в государственном секторе по сравнению с частным в зависимости от профессионального уровня в странах ЕС, 2010 год, и в Украине 2016 год

Для высшего корпуса госслужбы Украины целесообразно изменить правила оплаты труда. Например, отменить надбавки за выслугу и особенно важные задачи и увеличить должностные оклады.

Мотивационным элементом оставить премии или перейти к контрактной системе с отдельными принципами формирования вознаграждения, которое зависит от достижения целей и предусмотренных контрактом результатов.

Что делать

Что можно сделать, чтобы государство стало более привлекательным работодателем без существенного негативного влияния на фискальную стабильность?

Во-первых, необходимо создать базу интегрированного кадрового и зарплатного учета служащих, детально проанализировать дифференциации оплаты труда и оценить последствия различных вариантов изменений в структуре заработных плат.

Во-вторых, сделать максимально прозрачным механизм формирования вознаграждения для служащих. Для страны с ограниченными бюджетными ресурсами и коррупционными рисками важно упростить надбавки к зарплате и другие материальные стимулы.

В-третьих, уменьшить диспропорции в оплате труда в различных ведомствах и избегать политических решений, которые искажают уровни компрессии зарплат.

Наиболее высокооплачиваемыми работниками в системе по должностным окладам являются работники НАБУ : 40-50 прожиточных минимумов по сравнению с восемью прожиточными минимумами для государственного секретаря.

Необходимо совершенствовать условия проведения конкурсов, повышать качество экзаменов. Кандидатов следует тестировать не только на знание законодательства, но и на логику, умение работать в команде, лидерские качества, коммуникативные навыки. Не лишними будут и психологические тесты по склонности кандидатов к коррупции.

Также следует менять систему оплаты труда для высшего корпуса госслужбы, обеспечивать мотивацию и уровень оплаты, сопоставимый с частным сектором.

Ирина Пионтковская, Александр Кашко

Определены условия оплаты труда госслужащих, выполняющих функции по обслуживанию

Постановлением Кабмина от 6 апреля № 268 определены условия оплаты труда в 2016 году работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию.

Утверждена схема должностных окладов указанных работников, а также сохранены условия труда, которые действовали до вступления в силу Закона о государственной службе, в частности:

— надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за стаж работы в государственных органах,

— доплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего работника в размере до 50 % должностного оклада временно отсутствующего работника,

— материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов.

Новый закон о госслужбе: в чем суть

06.05.2016 20645 9 2

Принятие Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) является существенным шагом к построению эффективной, прозрачной и открытой государственной службы. Важно то, что в нем учтены европейские стандарты и лучший зарубежный опыт ради того, чтобы украинская государственная служба функционировала в интересах государства и общества.

Нормы Закона № 889 вступают в силу с 01.05.16 г., кроме некоторых позиций, о которых поговорим далее (о владении госслужащих иностранным языком, премировании в объеме 30 % годового фонда должностного оклада, установлении фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда, размера минимального должностного оклада госслужащего не менее двух минимальных заработных плат, далее – МЗП).

В то же время утрачивает силу Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), за некоторыми исключениями (касающимися пенсионного обеспечения лиц, которые на день вступления в силу Законом № 889 имеют не менее 10 лет и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих).

Что касается Закона от 17.11.11 г. № 4050-VІ «О государственной службе», то он утратил силу с 31.12.15 г.

Согласно новому определению, которое отличается от предоставленного в Законе № 3723, государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства. Это значит, что каждый назначенный на должность госслужащий в первую очередь выполняет установленные для его должности полномочия, непосредственно связанные с задачами того государственного органа, в котором он работает.

В отличие от норм Закона № 3723, в ст. 3 Закона № 889 сказано, на каких именно госслужащих он распространяется (это должностные лица Кабмина, министерств, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипломатических учреждений, других госорганов). Кроме того, предусмотрены и особенности прохождения службы в отдельных госорганах (ст. 91 Закона № 889).

Также четко урегулировано, к кому не применяются нормы данного Закона:

  • президент страны;
  • глава администрации президента, его заместители, постоянный представитель президента в АР Крым, его заместители;
  • члены КМУ, первые заместители и заместители министров;
  • председатели и члены Нацтелерадио, АМК, НАПК, Счетной палаты, ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
  • секретарь Совета нацбезопасности, его заместители;
  • председатели Госкомтелерадио, Фонда госимущества, их заместители;
  • народные депутаты;
  • уполномоченный Верховной Рады по правам человека, его представители;
  • служащие НБУ;
  • депутаты Верховной Рады АР Крым, председатель Совета министров АР Крым, его заместители, министры АР Крым;
  • депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию;
  • работники государственных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, основанных госорганами;
  • военнослужащие ВСУ и других воинских формирований;
  • лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работники других органов, которым присваиваются специальные звания;
  • работники патронатных служб.

Принципы прохождения госслужбы

Отметим, что Закон № 889 четко и детально урегулировал принципы набора и увольнения госслужащих, прохождения их службы, требования к должностям, ответственность, карьерную мотивацию, прозрачность системы оплаты труда. В то же время в нем определено, что в части отношений, не урегулированных данным Законом, на госслужащих распространяется действие законодательства о труде.

Принципиально изменены подходы к определению категорий должностей госслужбы. Теперь это будут:

  • категория «А» (высший корпус госслужбы, так называемые «первые» руководители);
  • категория «Б» (заместители руководителей госорганов, руководители структурных подразделений, терорганов);
  • категория «В» – другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б». Важно то, что число должностей первых двух категорий не должно превышать треть штатной численности соответствующего госоргана (ст. 6 Закона № 889).

Среди новаций – законодательное определение прав и обязанностей госслужащих, их подчиненности. Установлено, что государственному работнику необходимо соблюдать политическую беспристрастность (запрещено занимать должности в руководящих органах политической партии, любое использование своего служебного положения в политических целях и т. п.).

Органы управления госслужбой

Отдельный раздел Закона № 889 посвящен вопросу управления госслужбой, которая будет включать: Кабмин, Нацгосслужбу, Комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы и соответствующие комиссии, руководителей госслужбы, службы управления персоналом. Останавливаться на функциях и задачах КМУ и Нацгосслужбы не будем, а об указанных структурах – подробнее.

Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) определена как постоянно действующий коллегиальный орган, члены которого работают на общественных началах (ст. 14 Закона № 889). Правда, на период участия в работе Комиссии за ее членами сохраняется должность и средний заработок по месту их основной работы. Полномочия Комиссии достаточно высоки, но они касаются только организации работы госслужащих категории «А»: согласование типовых требований к их профессиональной компетентности, проведение конкурса на занятие вакантных должностей среди претендентов на такие должности, дача согласия на их увольнение, осуществление относительно них дисциплинарных производств и т. п.

Что касается госслужащих категорий «Б» и «В», то ими в каждом отдельном госоргане занимается руководитель госслужбы. В министерстве такие полномочия будет исполнять государственный секретарь, в другом ЦОИВ – его руководитель или же руководитель аппарата (секретариата). Упомянутый руководитель фактически организует кадровую работу всего персонала органа. Его функциями, в частности, являются: проведение конкурсов на занятие вакантных должностей, планирование служебной карьеры, назначение на вакантные должности и увольнение с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и т. п. В то же время для работников, не являющихся госслужащими, руководитель госслужбы является работодателем.

Требования к госслужащим

Остановимся на требованиях к тем, кто намерен поступить на госслужбу. Кстати, эти требования касаются и тех, кто уже сейчас является госслужащим и будет продолжать служить дальше.

В ст. 20 и 21 Закона № 889 конкретизировано, что к претендентам на должности госслужбы выдвигаются общие и специальные требования. Общие касаются общего стажа работы и опыта, владения одним из официальных языков Совета Европы (данная норма будет действовать с 01.05.18 г.). Специальные требования, которые должна определить Нацгосслужба исходя из требований специальных законов относительно деятельности соответствующих госорганов, касаются претендентов на должности категорий «Б» и «В». Следовательно, это должен быть гражданин Украины, который свободно владеет украинским языком и имеет степень высшего образования: для категорий «А» и «Б» – магистр, «В» – бакалавр, младший бакалавр.

Запреты на вступление в должность таковы: возраст свыше 65 лет; недееспособность или ограниченная дееспособность; наличие непогашенной (неснятой) судимости; лишение судом права занимать соответствующие должности; коррупционные деяния; другое (не украинское) гражданство; непрохождение спецпроверки; необходимость люстрации (Закон от 16.09.14 г. № 1682-VІІ «Об очистке власти», далее – Закон № 1682).

Кроме указанных требований претенденты на должности должны пройти конкурс.

На государственную службу поступают исключительно по конкурсу. Прием лиц без конкурса запрещен. Обращаем внимание: вакантные должности, на которые в течение одного года не объявлен конкурс, подлежат сокращению (ст. 24 Закона № 889)!

Об особенностях проведения конкурса расскажем в одном из следующих номеров «БАЛАНС-БЮДЖЕТА» в комментарии к соответствующему постановлению КМУ, которым утвержден порядок его проведения. Но коротко отметим, что нормами Закона № 889 детально установлено: какие именно документы подаются претендентом конкурсной комиссии; какими должны быть действия службы персонала госоргана, в котором проводится конкурс; полномочия конкурсной комиссии; как оформляются и обнародуются результаты конкурса; обжалование результатов конкурса и другое.

Оформление назначения на должность

Назначенным на должность должен быть победитель конкурса (ст. 31 Закона № 889). Решение об этом принимается по окончании срока обжалования результатов конкурса, но не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о победителе. Основанием для такого решения служит протокол заседания конкурсной комиссии. Важными являются результаты проверок, установленных Законом № 1682 и Законом от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Требования для занятия должности в госоргане на этом не исчерпаны. Нельзя назначать на должность лицо, которое будет прямо подчиняться близкому человеку (или которое само будет иметь в подчинении близких лиц). В противном случае ответственность за такое нарушение законодательства несет руководитель госслужбы. Если само лицо не уведомило о подобных обстоятельствах, оно и будет отвечать. Это является одним из ограничений, установленных Законом № 1700.

Закон № 889 установил, согласно какому локальному распорядительному документу производится назначение на должность государственной службы, а именно: согласно указу, постановлению, приказу, распоряжению, решению (далее – распорядительный документ). В этом документе обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, занимаемая должность, структурное подразделение, дата начала выполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда. Также в нем может быть зафиксирован испытательный срок (если таковой установлен), срок назначения (при необходимости).

Процедура найма на госслужбу

Знаем, что госслужащие назначаются на должность бессрочно. Однако Закон № 889 предусмотрел и исключение, когда происходит срочное назначение. Обратим внимание, что должностные лица категории «А» назначаются сроком на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок или следующего перевода на равнозначную или более низкую должность в другой госорган. Предусмотрено срочное назначение и в случае замещения должности на период отсутствия госслужащего, за которым сохраняется должность (например, если работающий госслужащий призван на военную службу по мобилизации).

Как и в условиях действия Закона № 3723, предусматривается испытание для госслужащих. Для лиц, впервые претендующих на занятие должности, оно обязательно.

Как предусмотрено ст. 27 КЗоТ, срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, за исключением частных случаев, когда по согласованию с профсоюзами он длится 6 месяцев. В отличие от норм общего трудового законодательства, Законом № 889 установлены более жесткие сроки и условия установления и прохождения испытания. Поэтому для проверки соответствия госслужащего занимаемой должности ст. 35 Закона № 889 установила его продолжительность до 6 месяцев.

Мало того, если лицо не соглашается на испытание, это расценивается как отказ от занятия должности госслужбы. В таком случае применяется отложенное право второго по результатам конкурса кандидата, который желает занять вакантную должность (ст. 29, 35 Закона № 889). Однако второй по результатам конкурса кандидат будет иметь право быть назначенным только в течение одного года со дня проведения конкурса. Также второй по очереди претендент может назначаться в течение этого периода, если победителю конкурса (т. е. первому претенденту) отказано в назначении по результатам спецпроверки.

Если субъект назначения или руководитель госслужбы уже в период испытания обнаружил признаки несоответствия лица занимаемой должности, госслужащего необходимо в письменном виде предупредить об увольнении за 7 календарных дней с обязательным указанием оснований несоответствия.

Заметим, что согласно ст. 2 Закона № 889: руководитель госслужбы – это должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе; субъект назначения – госорган или должностное лицо, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Традиция, введенная Законом № 3723 в части принесения присяги госслужащего, сохраняется и сейчас. Присягу публично должен принести тот, кто впервые назначается на должность. При отказе от присяги решение государственного органа о назначении на должность госслужащего отменяется, и к занятию должности приглашается второй по результатам конкурса кандидат на эту вакансию. Если второго кандидата не было, придется объявлять и проводить повторный конкурс.

Как видим, во-первых, следует тщательным образом избирать претендентов на должности госслужбы, а во-вторых, квалифицированно проводить сам конкурс и по его результатам выявлять достойного кандидата на службу государству.

Служебная карьера

Рассмотрим, как проходит прием и продвижение по службе лиц.

Одним из первейших признаков статуса должности, выполняемых полномочий, уровня ответственности служит присвоенный госслужащему ранг. В разд. V Закона № 889 (ст. 38, 39) ранг определен как вид специальных званий. В отличие от ст. 26 Закона № 3723, теперь рангов будет 9. Сейчас законодательно определено, что присваивается ранг одновременно с приемом на должность, за исключением назначения с испытательным сроком – тогда ранг присваивается после окончания испытательного срока.

Поэтому если госслужащий профессионально и компетентно выполняет возложенные на него задачи, то ему, конечно, повышается и ранг. Правда, очередной ранг может быть присвоен уже не после двух лет успешной работы, как это было ранее, а через три года. Для этого нужно иметь хорошие результаты оценки его служебной деятельности.

И тогда госслужащего продвигают по службе путем занятия им более высокой должности. Напомним, что для этого необходимо пройти конкурс. Конечно, те работники, к которым применено дисциплинарное взыскание (ст. 66 Закона № 889), о развитии своей карьеры на госслужбе могут забыть.

Перевод на другую должность

В ст. 41 Закона № 889 предусмотрена возможность перевода на другую должность госслужащего (причем конкурс не обязателен). Это происходит:

  • при переводе на другую равнозначную или низшего уровня вакантную должность в том же госоргане, включая другую местность (например: главный специалист управления соцзащиты населения облгосадминистрации переводится в управление персонала этой же госадминистрации или же директор департамента в аппарате министерства – на должность начальника отдела территориального подразделения, находящегося в ведении этого же министерства; начальник отдела благоустройства райгосадминистрации г. Конотопа – на должность главного специалиста Черкасской горгосадминистрации);
  • при переводе на равнозначную или низшего уровня вакантную должность в другом госоргане, в том числе в другой местности (например, руководитель финансового подразделения районной в городе госадминистрации переводится на такую же должность в другом районе города или начальник отдела благоустройства Киевской облгосадминистрации – на должность главного специалиста отдела капитального строительства г. Бровары).

Такие переводы могут осуществляться лишь с согласия госслужащего. Кстати, подобную норму о получении согласия работника на его перевод содержит и ст. 32 КЗоТ.

Из вышеупомянутой нормы ст. 32 КЗоТ и ст. 41 Закона № 889 следует, что относиться к самому процессу перевода нужно достаточно внимательно, поскольку, во-первых, беременные женщины или те, кто является инвалидом или единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет, вообще не подлежат переводу. Во-вторых, перед принятием подобного решения руководителю, в частности, кадровой службы в первую очередь необходимо выяснить, нет ли у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

И только тогда, получив личное согласие госслужащего, выдается акт о его переводе. А уже на новом месте работы переведенному госслужащему подлежит выплате тот заработок, который соответствует его новой должности.

Особенности прохождения госслужбы

Прохождение госслужбы в отдельных госорганах имеет свои особенности, связанные с особыми функциями этих органов. Речь идет о председателях местных госадминистраций, руководителях аппаратов Верховной Рады, созданных президентом вспомогательных органов, других определенных Конституцией органов (в частности, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший совет юстиции, НАПК, Счетная палата), а также государственных коллегиальных органов.

Поэтому в ст. 91 Закона № 889 определено, как госслужащие упомянутых госорганов назначаются на должность и увольняются с нее. Также отмечено, в каком порядке утверждается: перечень должностей госслужбы, патронатной службы, должностей работников с выполнением обслуживающих функций, установление категорий должностей госслужбы по упомянутым «особым» органам.

Что касается патронатной службы, то о ней речь идет в ст. 92 Закона № 889. Теперь четко определено, какие именно должности относятся к этой службе: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента, работники секретариатов председателя Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, работники патронатных служб премьер-министра и других членов Кабмина, помощники-консультанты народных депутатов, помощники и научные консультанты судей Конституционного Суда, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах.

Важным является то, что с работниками этой службы заключаются срочные трудовые договоры – на срок полномочий того лица, в патронате которого они работают. Из этого следует, что они увольняются в день прекращения полномочий своего «патрона».

Как предусмотрено ст. 3 Закона № 889, нормы данного Закона не распространяются на работников патронатной службы. Поэтому к ним применяются нормы общего трудового законодательства, то есть КЗоТа (кроме отдельных норм КЗоТа). Следовательно, такие работники при приеме на работу не должны проходить процедуру конкурсного отбора, им не присваивается ранг госслужащего, к ним не применяется дисциплинарная ответственность, условия оплаты их труда не могут быть определены на принципах, установленных для госслужащих, и т. п.

При этом зачисление в стаж гослужбы периода работы на должности патронатной службы возможно лишь в случае, если до назначения на такую должность работник находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы возвратился на госслужбу. При таких же условиях этот стаж учитывается при присвоении ранга госслужащего.

Однако при желании вернуться или поступить на госслужбу к претенденту применяются все требования Закона № 889, в частности обязательным является проведение конкурса.

Изменение существенных условий госслужбы

Согласно общим нормам трудового законодательства (ст. 32 КЗоТ) изменение существенных условий труда допускается, если происходят изменения в организации производства и труда и работник продолжает работать по той же специальности, квалификации или должности. Под таким изменением имеется в виду изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другое. Работодатель обязан об этом уведомить работника не позднее чем за 2 месяца.

Коротко отметим, что Закон № 889, исходя из особенностей функционирования госорганов, конкретизировал данный вопрос, установив основания для изменения существенных условий труда, которыми в госоргане могут быть: ликвидация, реорганизация, уменьшение фонда оплаты труда, сокращение численности или штата путем оптимизации системы госорганов или структуры отдельного госоргана.

Относительно отдельного госслужащего это может быть изменение:

  • отнесения должности к определенной категории;
  • основных должностных обязанностей;
  • условий (систем и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;
  • режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;
  • места расположения госоргана.

Поэтому Закон № 889, по аналогии с нормами ст. 32 КЗоТ, предусматривает обязанность руководителя госслужбы заблаговременно, за 60 дней до таких изменений или еще раньше, в письменном виде уведомить госслужащих, за исключением случаев, когда условия улучшаются, то есть заработная плата повышается (тогда предварительно уведомлять не нужно).

В то же время госслужащему, который не согласен далее служить государству при изменении условий прохождения госслужбы, необходимо в течение 60 дней со дня ознакомления с уведомлением руководителя подать заявление о несогласии. При отсутствии заявления о несогласии он должен в дальнейшем проходить госслужбу в предложенных ему новых условиях. Есть у него также возможность обжаловать принятое руководством по нему решение, как это предусматривает ст. 11 Закона № 889.

Работа госслужащего и ее оценка

Конечно, в условиях реформирования государственности работа госслужащего должна быть качественной, профессиональной, эффективной, направленной на развитие страны. Поэтому предусмотрено, что она будет оцениваться. Об этом – далее.

Каждое должностное лицо, прежде чем вступать в соответствующую должность, знакомится с функциями и полномочиями как госоргана, в котором он будет работать, так и с объемом своей работы, а также ответственностью, которая на него возлагается. Качество выполняемой госслужащим служебной деятельности подлежит ежегодной оценке, и по ее результатам принимается решение о возможности его премирования, карьерного роста или же необходимости профессионального обучения (ст. 44 Закона № 889)

Обратим внимание: ради получения объективных результатов оценки в первую очередь анализируются показатели результативности, эффективности и качества работы. В свою очередь, упомянутые показатели следуют из установленных по соответствующей должности обязанностей. Кроме того, учитывается соблюдение госслужащим этики поведения и норм законодательства по предотвращению коррупции.

Заключение по результатам оценки принимается приказом. Причем обоснованию подлежит любая из выставленных оценок: отрицательная, положительная, отличная.

Следует иметь в виду, что теперь на премирование или же продвижение по службе может рассчитывать только то должностное лицо, которое получило отличную оценку. А если дважды подряд получены отрицательные оценки, госслужащего увольняют. Установлено, что типовой порядок оценки госслужащих утверждает Кабмин (на сегодняшний день его еще нет).

Закон № 889 также содержит нормы, касающиеся:

  • нового порядка исчисления стажа государственной службы (ст. 46 Закона № 889, постановление КМУ от 25.03.16 г. № 229);
  • правил внутреннего служебного распорядка госоргана (ст. 47 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50);
  • порядка стажировки госслужащих (ст. 48 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 48).

Похожие статьи:

  • 20определения суда первой инстанции 20определения суда первой инстанции УТРАЧИВАЕТ СИЛУ с 01 апреля 2018 года с принятием новой редакции Утвержден Законом РУз от 30.08.1997 г. № 477-I Введен в действие с 01.01.1998 г. С изменениями в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391 Дата […]
  • Ребенок родился без руки причины Порок развития конечности плода (отсутствие ручки). В чем могла быть причина? Первый ребенок - девочка, родилась без ручки в июне 2013 года. Беременность первая, мне было 24, мужу 31. Оба без вредных привычек, без серьезных заболеваний. Среди ближайших […]
  • Земельный участок 5 га Продажа участков промназначения в собственности, от 1 до 128 га. для строительства промышленно-логистического парка, распределительного центра, производственно-складского комплекса. Продажа участков промназначения в собственности, от 1 до 128 га. для […]
  • Статьёй 209 ук рсфср Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 января, 3 июля 1965 г., 18 марта, 4 августа, 16 сентября 1966 г., 1 июня 1967 г., 8 мая, […]
  • Задолженность мтс домашний интернет Отзывы о МТС (MTS) 14.10.18 мне пришла смс с уведомлением о смене тарифного плана домашнего интернета. Проверил в личном кабинете - действительно, тариф по какой-то причине сменился. Девушка из ТП сообщила, что якобы их специалисты по телефону предложили […]
  • Гибдд пдд 2018 по темам ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по […]
  • Ввод мусоропровода в эксплуатацию Ввод мусоропровода в эксплуатацию. Сообщение от УК Комфорт Сити. Уведомляем вас, что 03.04.2015 г. по адресам: ул.Бориса Пастернака, д. 17, 15, 13, 11; ул.Самуила Маршака; д. 8, 10, 12, 14, 16, ул.Анны Ахматовой 4, 6, 8 в эксплуатацию принят […]
  • Мировой суд железнодорожного района ростов-на-дону Мировой суд железнодорожного района ростов-на-дону Парюгина Татьяна Александровна Телефон: +7 (863) 244-81-92 Помощник мирового судьи Павлов Александр Валерьевич Телефон: +7 (863) 244-81-92 Секретарь судебного заседания Денисенко Евгения Васильевна Телефон: […]