Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Личный таможенный досмотр как форму таможенного контроля

Исключительная форма таможенного контроля – личный таможенный досмотр

Среди исчерпывающего перечня форм таможенного контроля, перечисленных в ст. 110 ТК ТС (Таможенный кодекс Таможенного союза. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. N 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза»), личный таможенный досмотр является единственной формой контроля, обозначенной в п. 1 ст. 117 ТК ТС как исключительная.

Исключительность данной формы таможенного контроля заключается в том, что для разрешения таможенным органом возникших подозрений о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза (далее — таможенная граница) товаров приходится особо соблюдать процедурную «аккуратность», чтобы не нарушить конституционные основы прав и свобод человека и гражданина.

Примечание. Например, ст. 21 (Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению), ч. 1 ст. 22 (Каждый имеет право на личную неприкосновенность) Конституции РФ. Об этом же «предупреждает» должностное лицо таможенного органа и п. 3 ст. 117 ТК ТС.

В отличие от традиционных предметов таможенного контроля (товаров), при личном таможенном досмотре проверке подвергается физическое лицо. Причем проверке непосредственной. Если, например, при проведении устного опроса или получении объяснений таможенный орган проводит таможенный контроль посредством общения (в устной или письменной форме), то личный таможенный досмотр направлен на проверку самого физического лица.
Другая особенность личного таможенного досмотра состоит в его непроцессуальном характере. Иными словами, личный таможенный досмотр не относится ни к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (личный досмотр — ст. 27.7 КоАП РФ) (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ), ни к мерам процессуального принуждения (личный обыск — ст. 184 УПК РФ) (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ). При этом физическое лицо испытывает на себе по сути те же действия государственного органа (в лице уполномоченного должностного лица таможенного органа), что и в случаях проведения личного досмотра или личного обыска. Отсюда проверка, содержащая элементы принуждения и посягающая на личную неприкосновенность, должна быть безупречна с точки зрения ее правового урегулирования.

Формальное состояние нормативной базы демонстрирует только одну статью — 117 ТК ТС, не предполагающую других уровней правового регулирования процедуры проведения личного таможенного досмотра.
Для сравнения можно обратиться к такой форме таможенного контроля, как таможенная проверка, которой в ТК ТС посвящены:

— глава 19 (статьи 131 — 136).

В ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27 нояб. 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») — статьи 178 — 185.

Содержательный анализ ст. 117 ТК ТС указывает на неоправданную лаконичность ТК ТС по отношению к личному таможенному досмотру, а также выявляет ряд внутренних противоречий.
Например, на основании ч. 1 п. 1 ст. 117 ТК ТС личный таможенный досмотр проводится «при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза».

При этом предложение о добровольной выдаче предположительно скрываемых предметов поступает от должностного лица таможенного органа уже после принятого и предъявленного физическому лицу решения о проведении в отношении его личного таможенного досмотра.

Вполне закономерно возникает вопрос: как можно предполагать, что физическое лицо добровольно не выдает товары, если предложение о добровольной их выдаче еще не поступало? Можно, конечно, иронизировать по поводу поведенческих признаков, внешних данных и других факторов, указывающих в совокупности на намерения физического лица ни в чем не признаваться и ничего добровольно не выдавать. А если представить иную ситуацию, когда физическое лицо честно желает выдать должностному лицу таможенного органа скрываемые товары? Когда и в какой форме ему это сделать?

Как правило, о товарах, перемещаемых физическим лицом с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза, можно говорить лишь после того, как лицо подало пассажирскую таможенную декларацию («красный коридор») либо пересекло линию входа в «зеленый коридор». До перечисленных моментов у физического лица есть лишь обязанность соблюдения запретов (ограничений) и (или) подачи таможенной декларации, а способ перемещения и вид товара не могут рассматриваться как нарушающие таможенное законодательство Таможенного союза. Например, из опасения кражи или совершения иных противоправных действий физическое лицо скрывает под одеждой драгоценности, наличную валюту либо предметы, имеющие культурную ценность.

Примечание. Нахождение в транзитной зоне международного аэропорта следует рассматривать отдельно, поскольку у физического лица отсутствует обязанность совершения таможенных операций.

Таким образом, добровольная выдача товаров в контексте ч. 1 п. 1 ст. 117 ТК ТС возможна после того, как физическое лицо подало таможенную декларацию или вошло в «зеленый коридор».

Но насколько необходимо упоминать в статье о добровольной выдаче применительно к поводу для проведения личного таможенного досмотра?

Причин для такого вопроса несколько. Во-первых, выражение «скрывает при себе и добровольно не выдает» содержит противоречие. Дело в том, что сокрытие предполагает умысел, что само по себе исключает добровольную выдачу. И напротив, добровольная выдача устраняет факт сокрытия, что лишает таможенный орган повода для проведения личного таможенного досмотра.

Например, согласно ч. 1 ст. 36 Таможенного кодекса СССР 1991 г. (Таможенный кодекс СССР (утв. ВС СССР 26 марта 1991 г. N 2052-1)) личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля проводился «при наличии достаточных оснований предполагать, что гражданин, следующий через таможенную границу СССР либо находящийся в зоне таможенного контроля или в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе предметы контрабанды либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил или запрещенные к транзиту через территорию СССР». Как видим, о выдаче никак не упоминалось.

Возвращаясь к ст. 117 ТК ТС, следует отметить, что у физического лица всегда остается возможность для выдачи товаров до принятия решения о проведении личного таможенного досмотра. При этом необязательно подчеркивать ее добровольность. Какая еще может быть выдача скрываемых товаров, если не добровольная? Другое дело, что послужило поводом для такой выдачи? Представляется, что только внутренний мотив (опомнился, осознал, испугался и т.п.), поскольку предложение от таможенника о добровольной выдаче скрываемых товаров поступает в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 117 ТК ТС уже после принятого решения о проведении личного таможенного досмотра.

Далее остается только рассуждать о правовых формах выдачи физическим лицом товаров, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза. Так, если скрываемый предмет будет извлечен из кармана верхней одежды — это один вариант, а если физическое лицо решительно намерено раздеться, не обращая внимания на окружающих?

При этом в обоих случаях имеет место незаконное перемещение товаров через таможенную границу, и дальнейшие действия таможенного органа должны проводиться в соответствии с нормами КоАП РФ (либо УПК РФ, если имел место факт сокрытия предметов контрабанды: оружие, культурные ценности, наркотические вещества). Что касается самой выдачи товаров лицом, привлекаемым, например, к административной ответственности за нарушение таможенных правил, то добровольная выдача может в дальнейшем рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Следующее выражение, дающее повод для вопросов, — «скрывает при себе». Что следует понимать под словом «скрывает»?

Исторически в таможенной тематике сокрытие отнесено к способам незаконного перемещения товаров через таможенную границу наряду с недекларированием, недостоверным декларированием и другими незаконными способами (см. подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Официального определения сокрытию товаров от таможенного контроля в настоящее время нет. С некоторой долей условности можно обратиться к ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, указывающей на способы сокрытия, а именно: сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.

Будет ли сокрытием физическим лицом товар, перемещаемый в кармане одежды? Применительно к вышеприведенному контексту, возможно, нет. Вместе с тем для личного таможенного досмотра к сокрытию добавлен еще один термин — «при себе». Возможно, этим подчеркивается способ незаконного перемещения, затрудняющий обнаружение товаров, поскольку кроме как с помощью личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа не имеет права требовать от физического лица снять одежду для целей проверки содержимого карманов.

С другой стороны, если предмет одежды находится не на физическом лице (не нарушая общественную нравственность), а, например, у физического лица (пиджак или куртка в руке), то такой предмет должен рассматриваться как сопровождаемый багаж, который может быть досмотрен без необходимости принятия решения о проведении личного таможенного досмотра.

Однако приведенные рассуждения — лишь догадки, основанные на семантическом толковании фраз и анализе положений таможенного и административного законодательств.

Желательно было бы видеть в ст. 117 ТК ТС уточнение выражению «скрывает при себе» либо иное выражение, дающее ясное представление о способе незаконного перемещения физическим лицом товаров, служащим поводом для проведения личного таможенного досмотра.

Кроме повода проведения личного досмотра, критическому анализу могут быть подвергнуты и иные составляющие данной формы таможенного контроля.

Говоря о составляющих личного таможенного досмотра, мы имеем в виду те элементы, из которых состоит ст. 117 ТК ТС, а именно:

— повод и основания проведения личного таможенного досмотра;

— участники личного таможенного досмотра;

— порядок проведения личного таможенного досмотра;

— оформление личного таможенного досмотра и иные возможные действия должностного лица таможенного органа.

Например, может ли кто-нибудь еще из лиц, не указанных в ст. 117 ТК ТС, участвовать в проведении личного таможенного досмотра?

Часть 1 п. 6 ст. 117 ТК ТС устанавливает, что личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола. И далее, доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены.

При этом в п. 6 ст. 117 ТК ТС предусмотрены исключения из вышеупомянутого правила, допускающие к участию в личном таможенном досмотре медицинского работника, а также присутствие представителя досматриваемого несовершеннолетнего или недееспособного лица.

И это еще не все лица, которые могут участвовать в проведении рассматриваемой формы таможенного контроля.

Так, например, из права физического лица на пользование услугами переводчика (подп. 6 п. 4 ст. 117 ТК ТС) следует возможность участия последнего при проведении таможенного контроля.

В свою очередь и таможенный орган (должностное лицо таможенного органа, проводящее личный таможенный досмотр) вправе привлекать при проведении таможенного контроля специалиста (ст. 101 ТК ТС).

Более того, законодательством РФ о таможенном деле допускается использование служебных собак. Например, на основании ч. 3 ст. 29 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принято Постановление Правительства РФ от 31 марта 2011 г. N 232 (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2011 г. N 232 «Об утверждении Правил использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания»), утвердившее Правила использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания. Согласно данным правилам, служебные собаки используются при проведении таких форм таможенного контроля, как таможенный осмотр и таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий.

Представляется, что упоминания о перечисленных лицах (переводчик, специалист, кинолог с собакой) также должны содержаться в статье (статьях), посвященной личному таможенному досмотру, с указанием предъявляемых к ним требований.

Причем присутствие собаки в отдельном изолированном помещении может рассматриваться только в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 29 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», содержащей запрет на использование служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, чести и достоинству человека. Например, вправе ли должностное лицо таможенного органа привлекать к участию в личном таможенном досмотре кинолога с собакой, если досматриваемое лицо (прежде всего несовершеннолетний) заявило о боязни собак (что не является редкостью, если говорить о таких относительно крупных породах, как немецкая овчарка или лабрадор)?

Таким образом, почти каждый элемент личного таможенного досмотра (см. выше) требует отдельного внимания, анализа и дополнительного нормативного урегулирования.

Важно отметить, что отсутствие в ст. 117 ТК ТС отсылочных положений не должно рассматриваться отечественным законодателем как невозможность устранения на национальном уровне выявленных недостатков.

Пункт 2 ст. 1 ТК ТС позволяет в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, восполнить обнаруженные правовые недоработки, а п. 1 ст. 95 ТК ТС устанавливает, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

К тому же речь не идет о каких-либо новых формах таможенного контроля. Требуются лишь нормативные подробности и уточнения, способствующие соблюдению законности при проведении личного таможенного досмотра.

И совсем не стоит игнорировать ранее применявшиеся документы. Например, много полезного можно извлечь из Приказа ГТК России от 22 сентября 1997 г. N 569 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения» (далее — Инструкция).

К примеру, у лиц, заинтересовавшихся порядком проведения личного таможенного досмотра, всегда возникает схожий вопрос о том, что будут делать таможенники, если ничего не найдут.

Примечание. Данный интерес может быть вызван учебной дисциплиной (специальным учебным курсом), в рамках которой лектор знакомит слушателей с порядком проведения личного таможенного досмотра.

В настоящее время ответ может быть один, со ссылкой на п. 2 ст. 104 ТК ТС. То есть после успешного доказывания в судебном порядке лицо вправе надеяться на возмещение причиненных таможенным органом убытков.

Примечание. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Инструкцией был предусмотрен более оперативный и способствующий минимизации возможных убытков п. 1.12, обязывающий должностных лиц таможенных органов при необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку очередным рейсом.

Можно продолжать приводить удачные и реальные примеры положений Инструкции, снимающие не один важный вопрос определения статуса участников таможенного досмотра, а также защиты прав досматриваемых лиц.

Важно еще раз отметить, что на национальном уровне имеются все возможности и нормативные примеры, позволяющие личный таможенный досмотр сделать действительно исключительной формой таможенного контроля, не оставляющей повода для критики.

Личный таможенный досмотр как форму таможенного контроля

Актуальность. Среди исчерпывающего перечня форм таможенного контроля, перечисленных в ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. N 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза», личный таможенный досмотр является единственной формой контроля, обозначенной в п. 1 ст. 117 ТК ТС как исключительная. Исключительность данной формы таможенного контроля заключается в том, что для разрешения таможенным органом возникших подозрений о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза (далее — таможенная граница) товаров приходится особо соблюдать процедурную «аккуратность», чтобы не нарушить конституционные основы прав и свобод человека и гражданина. Например, ст. 21 Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, ч. 1 ст. 22 Каждый имеет право на личную неприкосновенность Конституции РФ. Об этом же «предупреждает» должностное лицо таможенного органа и п. 3 ст. 117 ТК ТС. Цель работы анализ личного таможенного досмотра как исключительной формы таможенного контроля.

Таким образом, почти каждый элемент личного таможенного досмотра требует отдельного внимания, анализа и дополнительного нормативного урегулирования. Важно отметить, что отсутствие в ст. 117 ТК ТС отсылочных положений не должно рассматриваться отечественным законодателем как невозможность устранения на национальном уровне выявленных недостатков. Пункт 2 ст. 1 ТК ТС позволяет в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, восполнить обнаруженные правовые недоработки, а п. 1 ст. 95 ТК ТС устанавливает, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. К тому же речь не идет о каких-либо новых формах таможенного контроля. Требуются лишь нормативные подробности и уточнения, способствующие соблюдению законности при проведении личного таможенного досмотра. Важно еще раз отметить, что на национальном уровне имеются все возможности и нормативные примеры, позволяющие личный таможенный досмотр сделать действительно исключительной формой таможенного контроля, не оставляющей повода для критики.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 10.10.2014) // Собрание законодательства, 13.12.2010, N 50, ст. 6615. 3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства, 29.11.2010, N 48, ст. 6252, 4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 №809 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства, 23.09.2013, N 38, ст. 4823. 5. Богомолова А.А. Таможенное право: конспект лекций М.: Высшее образование, 2014. — 169 с. 6. Бекяшев К.А. Таможенное право / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. – М.: ТК Велби, 2012. – 342с. 7. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ГТК РФ / В.Г. Драганов.- М., 2013. — 327с. 8. Завражных М.Л. Таможенное право / М.Л.Завражных. — М., Юрист, 2012. – 432 с. 9. Таможенное право России: Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Москва. Юристь, 2013.- 279 с.

Личный таможенный досмотр

Комментарий к статье 117 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Личный таможенный досмотр

Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза.
В качестве таковых оснований считаются:

1) соответствующие сведения, содержащиеся в:

— сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;

— материалах, поступивших от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;

— материалах, поступивших от других российских таможенных органов.

2) непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости — переводчика и медицинского работника.
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, их сопровождающие.

Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.

Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом.

Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Вред, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, подлежит возмещению.

При необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку очередным рейсом.

В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов вред возмещению не подлежит.

Личный досмотр проводится в три этапа.

Первый (подготовительный) этап начинается с момента объявления физическому лицу решения о проведении личного досмотра. На этом этапе должностное лицо таможенного органа знакомит физическое лицо с решением о проведении личного досмотра, лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых.

С момента удостоверения факта ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое законное распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр.

Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Выданные товары предъявляются лицам, участвующим в личном досмотре.

В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа переходит к непосредственному личному досмотру лица.

На втором этапе — этапе непосредственного личного досмотра — должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица. Специалист (кроме медицинского работника) и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.

Примечание. Переводчик может присутствовать на этом этапе только по требованию досматриваемого лица.

Личный досмотр проводится в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов.

Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.

Лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица.

В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

На третьем, завершающем этапе личного досмотра происходит документальное оформление личного досмотра — составляется соответствующий акт в двух экземплярах, по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 года N 260 «О формах таможенных документов»).

К акту, составленному по результатам личного досмотра, приобщают:

— предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом;

— предметы, обнаруженные и изъятые в ходе личного досмотра;

— фотографические снимки и негативы, киноленты, аудио- и видеозаписи, выполненные в ходе личного досмотра;

— объяснения и заявления на отдельных листах досматриваемого лица, медицинского работника, специалиста, понятых;

— документально зафиксированные результаты наблюдений, измерений и исследований, а также применения лекарственных средств.

При возбуждении уголовного дела или заведении дела о нарушении таможенных правил подлинник акта личного досмотра приобщают к материалам соответствующего уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил (в таможенном органе остается его копия).

Таможенный контроль

Личный досмотр

Личный досмотр(ст.117 ТК ТС) как исключительная форма таможенного контроля, которая проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза. Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным документом.

Исключительность данной формы таможенного контроля предопределяет необходимость осуществления должностными лицами таможенных органов таких действий как объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра.

В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра. Только проставления данной отметки фактически возможно проведение личного досмотра.

В соответствии с п.6 ст. 117 ТК ТС, личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица.

Досматриваемое Физическое лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, имеет право (п.4 ст. 177 ТК ТС):

1) до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с решением и порядком проведения личного таможенного досмотра;
2) ознакомиться со своими правами и обязанностями;
3) давать объяснения и заявлять ходатайства;
4) добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства таможенного союза;
5) делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный таможенный досмотр;
6) пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;
7) знакомиться с актом о проведении личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
8) обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр в соответствии с ТК ТС.

О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания.

Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании — медицинским работником.

Физическому лицу, в отношении которого проводился личный таможенный досмотр, либо его законному представителю или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления.

Личный таможенный досмотр

Личный досмотр (ст. 117 ТК ТС) – исключительная форма таможенного контроля, которая проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает добровольно товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза.

Перемещаемые в таких случаях товары таможенное законодательство расценивает в качестве предметов, являющихся объектами нарушения таможенных правил, либо контрабандных товаров.

Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается только начальником таможенного органа или лицом, его заменяющим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным документом.

Личный таможенный досмотр должен проводиться только в исключительных случаях, когда складывается ситуация с риском высокого уровня и имеются веские основания для подозрения такого лица в совершении таможенного правонарушения.

Личный таможенный досмотр состоит из трех этапов.

В ходе первого (подготовительного) этапа физическому лицу предъявляется решение таможенного органа о проведении личного таможенного досмотра; разъясняются его права и обязанности при проведении такого досмотра; предлагается добровольно выдать товары, скрытые от таможенного контроля.

Досматриваемое физическое лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, имеет право (п. 4 ст. 177 ТК ТС):

1) до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с решением и порядком проведения личного таможенного досмотра;

2) ознакомиться со своими правами и обязанностями;

3) давать объяснения и заявлять ходатайства;

4) добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза;

5) делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный таможенный досмотр;

6) пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;

7) знакомиться с актом о проведении личного таможенного досмотра по окончании его составления делать заявления, подлежащие внесению в акт;

8) обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр в соответствии с ТК ТС.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем внесения соответствующей надписи на решении о проведении досмотра.

В случае отказа физического лица от совершения личного таможенного досмотра об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра. Только после проставления данной отметки возникает фактическая возможность проведения личного досмотра.

При переходе ко второму этапу личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале процедуры личного таможенного досмотра. Далее происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица, их исследование (при необходимости).

В соответствии с п. 6 ст. 117 ТК ТС личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены.

Личный таможенный досмотр может проводиться не только в зданиях международных морских и воздушных портов, автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу ТС, но и непосредственно на транспортных средствах, например, в железнодорожных составах.

Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускаются.

Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра.

При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред его здоровью и ущерб имуществу.

На третьем (завершающем) этапе личного таможенного досмотра происходит документальное оформление данной формы таможенного контроля – составляется акт о проведении личного таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, утверждаемой решением КТС [1] . Этот документ должен быть составлен либо в ходе проведения личного таможенного досмотра, либо непосредственно после его окончания.

Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании – медицинским работником.

Физическому лицу, в отношении которого проводился личный таможенный досмотр, либо его законному представителю или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления.

По результатам личного таможенного досмотра может быть возбуждено уголовное дело или заведено дело о нарушении таможенных правил. В том случае подлинник протокола личного досмотра приобщают к материалам дела, а копия остается в таможенном органе.

  • [1] См.: решение КТС от 20.05.2010 № 260.

Об особенностях таможенного контроля

В нашу страну ввозится и вывозится огромное количество товаров из разных стран мира. Как и кем осуществляется контроль? Этими вопросами хоть раз задавались люди, которые так или иначе сталкивались с вопросами экспорта или импорта товаров. Действительно, каким образом осуществляется контроль в отношении товаров, интересует не только лиц, впервые ввозящих/вывозящих товар, но и лиц, которые осуществляют этот самый контроль — то есть служащих в данной сфере.

Одним из видов такого контроля является — таможенный контроль. Осуществляется он таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан.

С 1 января 2018 года в нашей стране действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ратифицированный Законом РК от 13 декабря 2017 года № 115, а также Кодекс РК «О таможенном регулировании в Республики Казахстан».

Понятие таможенного контроля включает в себя совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Таможенный контроль проводится в отношении товаров и транспортных средств, таможенных и иных документов, которые предоставляются в таможенные органы.

Кроме того, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Евразийского экономического союза.

При ввозе: товары находятся под таможенным контролем с момента пресечения таможенной границы Евразийского экономического союза.

При вывозе: с момента регистрации таможенной декларации либо непосредственно после вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Проводя таможенный контроль, таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками.

Это означает, что электронная система самостоятельно определяет объект таможенного контроля, в отношении которого должностное лицо таможенного органа должно провести контроль, а также определяет форму таможенного контроля.

Таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля как:

проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;

личный таможенный досмотр;

таможенный осмотр помещений и территорий;

С наступлением летнего сезона, увеличивается поток пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза физических лиц.

Поэтому рассмотрим такие формы таможенного контроля как таможенный досмотр и личный таможенный досмотр.

Таможенный досмотр заключается в проведении осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары.

Таможенный орган о месте и времени проведения таможенного досмотра уведомляет лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров — любым способом.

Однако имеются случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей. Такие как:

— неявка лиц либо случаев, когда такие лица не установлены;

— наличия угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде;

— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

— оставления на таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, которые должны быть вывезены.

После проведения таможенного досмотра составляется Акт таможенного досмотра, в котором указываются сведения о лице проводившим таможенный досмотр, о лицах, присутствовавших при его проведении, результаты таможенного досмотра и иные сведения, предусмотренные формой акта.

Личный таможенный досмотр проводится только в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу в пунктах пропуска и в аэропортах. В случае если у должностного лица есть основания полагать, что лицо скрывают при себе и добровольно не выдают товары, которые перемещает через таможенную границу с нарушением, то в отношении него проводится личный таможенный досмотр.

Личный таможенный досмотр проводится только по письменному решению руководителя, заместителя таможенного поста/ контрольно-пропускного пункта, либо замещающих их лиц, с которым в обязательном порядке должно быть ознакомлено лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр.

Перед началом проведения личного таможенного досмотра сотрудник обязан ознакомить лицо с его правами, и предлагают добровольно выдать товары.

Должностное лицо, осуществляющее личный таможенный досмотр должно быть одного пола с лицом, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Не должно быть доступа в помещение другим лицам, а также возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра должна быть полностью исключена.

При проведении личного таможенного досмотра несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны либо попечители) или сопровождающие его лица.

Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, и причинять вред здоровью и ущерб имуществу этого физического лица.

Физическое лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, имеет право:

— ознакомиться с решением о проведении личного таможенного досмотра и порядком его проведения до начала проведения личного таможенного досмотра;

— ознакомиться со своими правами и обязанностями;

— давать объяснения и заявлять ходатайства;

— добровольно выдать скрываемые при себе товары;

— пользоваться родным языком и услугами переводчика;

— знакомиться с актом личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать в нем заявления в письменной форме;

— обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, проводящих личный таможенный досмотр.

После проведения личного таможенного досмотра в течение одного часа после его проведения составляется Акт таможенного досмотра. Указанный Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законным представителем, или сопровождающим его лицом, понятыми, а при проведении обследования тела физического лица, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, — также медицинским работником. Составляется он в двух экземплярах, один из которых незамедлительно вручается физическому лицу, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр.

Кроме того, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют и иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный, радиационный, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Похожие статьи:

  • Земельный участок борковка Недвижимость Русская Борковка Всего 17 объявлений Всего 17 объявлений Продажа нежилого здания, 31 м². 19 октября 32 Агентство Пожаловаться Заметка Продам производственное помещение, 1500 м², 1 га, этаж 1 из 1. вчера в 05:36 139 […]
  • Обжалование постановления по ст1224 коап Обжалование постановления по ст1224 коап П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 20 апреля 2011г. п.Орловский Судья Орловского районного суда Ростовской области Георгиенко Л.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, […]
  • Поправки ук рф ст 162 ст. 162 ч. 3 ук рф — поправки какие поправки были внесены в ст. 162 ч. 3 ук рф Видите ли, последние поправки в эту часть статьи 162 вносились только в 2009 году, точнее 27 декабря 2009 в соответствии с Федеральным законом ФЗ N 377 и заключались поправки в […]
  • Ст 165 ук рф крупный ущерб Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ статья 165 изложена в новой редакции Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана […]
  • 255-фз статья 12 Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в наименование статьи 12 внесены изменения, […]
  • Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке тс За невыполнение требования таможенника об остановке транспортного средства может быть установлена административная ответственность Минфин России предлагает установить административный штраф в размере от 500 до 800 руб. за невыполнение законного требования […]
  • Статья 23 закона о безопасности дорожного движения Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения Информация об изменениях: Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ в пункт 1 статьи 23 настоящего Федерального […]
  • Как сдать декларацию енвд в налоговую Декларация ЕНВД Какие отчеты сдают ИП и организации на ЕНВД? Как часто происходит сдача декларации? Есть ли сервисы, упрощающие сдачу отчетности компаниям на спецрежимах? Ответы на эти и другие важные вопросы — в нашем материале. Бланк декларации ЕНВД […]