Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Комментарий к коап рб 2014

Комментарий к коап рб 2014

КОММЕНТАРИИ
к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Перечень

  1. Изменена административная ответственность за некоторые правонарушения в области предпринимательской деятельности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З.
  2. Усиление ответственности в сфере налогообложения, валютного, антимонопольного регулирования и ЖКХ. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 131-З.
  3. Изменение законодательства об уголовной и административной ответственности в экономической сфере. Комментарий к законам Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З и от 17.07.2018 № 131-З.
  4. Изменения в КоАП: изменился размер санкций. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З.
  5. Условия применения административной ответственности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З.
  6. Нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ. Комментарий к статье 21.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  7. Нарушение сроков проектирования, строительства. Комментарий к статье 21.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  8. Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ. Комментарий к статье 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  9. Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ. Комментарий к статье 21.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  10. Отступление в договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок. Комментарий к статье 21.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  11. Нарушение сроков разработки градостроительной документации. Комментарий к статье 21.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  12. Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Комментарий к статье 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  13. Нарушение порядка согласования проектной документации. Комментарий к статье 21.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  14. Нарушение сроков оформления и выдачи разрешительной документации. Комментарий к статье 21.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  15. Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов. Комментарий к статье 21.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  16. Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Комментарий к статье 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  17. Самовольное строительство. Комментарий к статье 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  18. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при осуществлении технического или авторского надзора. Комментарий к статье 21.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  19. Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него. Комментарий к статье 21.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  20. Завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ. Комментарий к статье 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  21. Непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах. Комментарий к статье 21.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  22. Нарушение требований по охране труда. Комментарий к статье 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  23. Административная ответственность за нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
  24. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Изменения составов правонарушений и преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
  25. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 04.01.2014 № 120-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Новации в законодательстве об административной ответственности.
  26. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 60-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Правовые последствия управления транспортным средством в состоянии опьянения.
  27. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Изменения в административно-правовой политике белорусского государства.

КоАП — изменения 2016

28 Января 2016

Компания REVERA сообщает, что 4 января 2016г. принят Закон Республики Беларусь № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», вступающий в силу 4 апреля 2016г.

Положения Закона № 351-З направлены на существенное расширение объективной стороны уже существующих составов административных правонарушений, введение ряда новых и перенос в КоАП составов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, ранее предусмотренных пунктами 4-14 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Как следствие, соответствующие изменения внесены в ПИКоАП.

Рассматриваемые изменения будут интересны юристам и иным лицам, сталкивающимся с необходимостью защиты в административном процессе.

Анализ основных изменений

1. Внесены изменения в отдельные составы административных правонарушений.

Так, в новой редакции изложены, в частности, следующие статьи КоАП:

1) Непредставление сведений о внебиржевой сделке, представление неполных или недостоверных сведений о внебиржевой сделке (ст. 12.14).

В действующей редакции данной статьей предусматривается административная ответственность только за участие работника товарной биржи в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм.

Однако с 4 апреля 2016г. состав административного правонарушения будут образовывать следующие действия:

— непредставление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в случаях и сроки, установленные законодательством;

— представление неполных сведений о такой сделке;

— представление неполных заведомо недостоверных сведений о такой сделке.

Ответственность за указанные действия предусмотрена в виде штрафа в размере от 3 до 10 базовых величин, а в случае повторного совершения того же деяния в течение 1 года после наложения административного взыскания за его совершение – от 10 до 30 базовых величин.

Эта новелла направлена на обеспечение регистрации биржевых сделок (что целесообразно, поскольку такие сделки считаются заключенными именно с момента их регистрации товарной биржей) и исполнения биржей своей обязанности по учету таких сделок и предоставлению сведений о них уполномоченным государственным органам (по их требованию).

2) Нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26).

Дополнено, что требование при осуществлении административной процедуры документов или сведений, которые должны запрашиваться государственным органом (иной организацией) самостоятельно, а также неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры теперь также являются действиями, составляющими объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.26 КоАП.

Размер санкции не изменился и представляет собой штраф в размере от 4 до 10 базовых величин.

Данное нововведение является обоснованным и направлено на защиту прав и законных интересов лиц, обратившихся за совершением административной процедуры, а также на пресечение потенциальных неправомерных действий должностных лиц госорганов, в частности «перекладывания» своей обязанности по запросу необходимых документов/сведений на заявителя.

3) Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (ст. 9.21).

Частью 1 и 2 предусматривается административная ответственность за:

— присвоение авторства либо принуждение к соавторству,

— разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них;

— хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Действующая редакция статьи 9.21 КоАП предусматривает ответственность только за незаконное распространение или незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, т.е. очевидно значительное расширение данной статьи в новой редакции.

Во-первых, с 4 апреля 2016г. будут налагаться штрафы за присвоение авторства либо принуждение к соавторству точно так же, как за разглашение без согласия автора или заявителя сущности объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них (ч. 1 ст. 9.21 КоАП).

При этом за аналогичные действия в настоящий момент предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса). Полагаем, в нее будут внесены изменения.

Во-вторых, абсолютной новеллой является введение ответственности за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (ч. 2 ст. 9.21 КоАП).

В-третьих, изменения коснулись размера ответственности за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности (ч. 3 ст. 9.21 КоАП): минимальный штраф для физического лица – 30 базовых величин; а для юридического – 100 базовых величин.

4) Нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве (ст. 21.17).

Согласно ч. 1 ст. 21.17 КоАП в новой редакции объективную сторону административного правонарушения составляют непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 базовых величин, в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов.

В действующей редакции стоимость строительства объектов, необходимая для квалификации действий по данной части, установлена в размере от 3 000 до 50 000 базовых величин.

По части 2 ст. 21.17 КоАП будут квалифицироваться те же действия, что и в ч. 1, но при стоимости строительства объекта от 100 000 базовых величин (ранее от 50 000).

Часть 3 ст. 21.17 КоАП переформулирована и предусматривает ответственность за дачу должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами.

Размер санкций в ст. 21.17 КоАП не изменился.

Считаем, что с учетом изменения текущей экономической ситуации повышение размера стоимости объекта строительства, от которого, в частности, зависит наличие состава административного правонарушения по ч. 1 или 2 ст. 21.17 КоАП, является целесообразным.

Помимо прочего изложены в новой редакции ст. 11.21, 11.66, ч. 8 и 9 ст. 12.17, 18.8, 23.43 КоАП.

2. Включены новые составы административных правонарушений.

1) Составы административных правонарушений, содержащиеся в пунктах 4-15 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» перенесены в КоАП, а именно:

— статья 21.6 КоАП «Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ» дополнена частями 5-7;

— введена статья 21.20 «Нарушение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда»;

— введена статья 21.21 «Отступление в договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок»;

— введена статья 21.22 «Нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ»;

— введена статья 21.23 «Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей при осуществлении технического или авторского надзора»;

— введена статья 21.24 «Нарушение порядка согласования проектной документации»;

— введена статья 21.25 «Нарушение сроков разработки градостроительной документации»;

Данные изменения направлены на консолидирование составов административных правонарушений в одном акте – КоАП. Пункты 4 — 15 Указа № 26 будут действовать до вступления в силу Закона № 351-З, т.е. до 4 апреля 2016г.

2) Введена административная ответственность за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки (ст. 21.26).

3) Введена административная ответственность за неуплату (неполную уплату) суммы сбора на финансирование государственных расходов (т.е. «налога на тунеядство») (ч. 10 ст. 13.6).

За указанное деяние предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест.

При этом любопытно, что КоАП дополнен следующей нормой. Так, по общему правилу наложение административного взыскания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было наложено. Однако в случае, если на лицо, не уплатившее «налог на тунеядство», будет наложено административное взыскание в виде административного ареста и он будет отбыт, такое лицо будет освобождено от последующей уплаты «налога на тунеядство» (т.е. именно от уплаты той суммы, за неуплату/неполную уплату которой было наложено административное взыскание).

Комментарии

Закон № 351-З принят в целях уточнения и изменения действующих составов административных правонарушений, а также приведения законодательства в соответствие с ранее принятыми правовыми актами, в частности с Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Обращаем внимание, что ряд составов административных правонарушений существенно расширен, введены и абсолютно новые составы, ввиду чего больший спектр действий может стать основанием для начала административного процесса и наложения административного взыскания.

Чем мы можем помочь

Адвокаты REVERA готовы оказать юридическую помощь по вопросам привлечения к административной ответственности, а также по представлению интересов юридических лиц в административном процессе.

О изменениях в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

31 января 2018 года вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП), вносимые Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 №95-З (опубликован 20.01.2018 в Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 2/2533).

Статья 6.5 КоАП «Штраф» — часть 6 статьи дополнена «при этом в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные частью 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины».

Статья 7.2 КоАП «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность» — часть 1 статьи дополнена следующими пунктами: 9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении».

Статья 9.1 КоАП «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия» дополнена «либо нарушение защитного предписания».

Статья 9.27 КоАП «Уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению либо работы» — изменена санкция статьи «наложение штрафа в размере до 2 б. в. или административный арест».

Статья 10.5 КоАП «Мелкое хищение» — изменена санкция статьи «наложение штрафа в размере от 2 до 30 б. в. или административный арест».

Статья 16.1 КоАП «Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» — изменена санкция статьи «предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 б. в.».

Статья 17.1 КоАП «Мелкое хулиганство» — изменена диспозиция статьи «оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу».

Статья 18.12 КоАП «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства» — изменена диспозиция ч.5 статьи «управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке».

Статья 18.18 КоАП «Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения» исключена.

Статья 18.19 КоАП «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления» — изменена санкция статьи «наложение штрафа в размере от 20 до 50 б. в. или административный арест».

Статья 18.20 КоАП «Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — изменена санкция части 1 статьи «наложение штрафа в размере от 3 до 5 б. в., а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 10 до 15 б. в.», изменена санкция части 2 статьи «наложение штрафа в размере от 5 до 10 б. в., а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 15 до 25 б. в.», изменена санкция части 4 статьи «наложение штрафа в размере от 10 до 20 б.в.».

Статья 18.30 КоАП «Безбилетный проезд» — изменена санкция статьи «наложение штрафа в размере от пяти десятых до одной базовой величины».

Статья 24.12 КоАП «Несоблюдение требований превентивного надзора» дополнена «или профилактического наблюдения» изменена санкция части 1 статьи «наложение штрафа в размере от 2 до 20 б. в. или административный арест», изменена диспозиция и санкция части 2 статьи «Невыполнение без уважительной причины лицом, отбывшим наказание и находящимся под профилактическим наблюдением, обязанности по предварительному уведомлению органа внутренних дел об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца или неявка по вызову в указанный орган без уважительной причины» — «предупреждение или наложение штрафа в размере до 5 б. в.», изменена диспозиция и санкция части 3 статьи «деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения админист-ративного взыскания за такие же нарушения» — «наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин или административный арест».

Дмитрий ЧИЖИК,

заместитель начальника

Несвижского РОВД —

начальник милиции

общественной безопасности,

подполковник милиции.

Новации в административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц (Комментарий к некоторым положениям Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»)

28 августа 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З (далее – Закон № 64-З). Он внес значительные изменения в Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), которые затрагивают многих субъектов хозяйствования. Рассмотрим некоторые из них.

Так, с указанной даты:

1) должностные лица юридических лиц не будут привлекаться к административной ответственности, если организация устранит нарушения налогового законодательства и возместит причиненный вред.

Перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением, установлен ст. 5.5 КоАП. В ее новой редакции определены возможность и условия применения положений, указанных в п. 1 этого комментария.

Например, при неуплате или неполной уплате должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, норму ст. 5.5 КоАП можно применить, если:

• сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей;

• устранение нарушения и (или) возмещение причиненного государству или иным лицам вреда будет произведено в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Важно! Положения ст. 5.5 КоАП не подлежат применению при выявлении неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, в результате камеральной проверки;

2) административное взыскание может быть уменьшено в 2 раза.

Закон № 64-З изложил ст. 7.9 КоАП в новой редакции. С 28 августа т.г. эта статья предусматривает уменьшение административного взыскания в 2 раза не только за административные правонарушения против порядка налогообложения, но и за иные виды административных правонарушений при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствии отягчающих обстоятельств, перечень которых конкретизирован (пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 и пп. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП соответственно).

Важно! Необходимым условием для наложения административного взыскания в виде штрафа в уменьшенном размере является отсутствие отягчающих обстоятельств;

3) введены основания для освобождения юридического лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности;

4) действует предельный срок наложения административного взыскания.

С учетом того что определенный ч. 2 ст. 7.6 КоАП 2-месячный срок наложения административного взыскания в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении не являлся пресекательным (восстанавливается при каждой новой отмене постановления с направлением дела на новое рассмотрение), Закон № 64-З установил предельный срок наложения административного взыскания в таких случаях. Предусмотренный Законом № 64-З 8-месячный срок начинает течь со дня отмены первого постановления (в силу чего является пресекательным).

ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Opera /10.5

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает устаревшие версии браузеров.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Почему нужно поменять браузер Opera /10.5 на другой?

Браузер Opera /10.5 является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Opera /10.5 не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.

Ignore and continue

СAUTION! You are using the out-of-date browser Opera /10.5

This site is built on the advanced, modern technologies and does not support Opera /10.5.

It is insistently recommended to you to choose and establish any of modern browsers. It is free of charge and also will take only some minutes.

Административная ответственность за нарушения законодательства о труде

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисцип­линарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательст­вом (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Данная норма законодательства носит отсылочный характер, поскольку виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде и их мера определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК), Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.

Основанием возникновения юридической ответ­ственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.

Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяе­мое физическое лицо, совершившее противоправ­ное деяние умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признают виновным со­вершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нор­мы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были при­няты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предпринима­тель, если совершенное административное право­нарушение связано с осуществляемой им предпри­нимательской деятельностью и прямо предусмотре­но статьей Особенной части КоАП (ст. 4.8 КоАП), В этом случае привлечение индивидуального пред­принимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Осо­бенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответствен­ность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.

Общая ответственность за нарушения законо­дательства о труде предусмотрена ст. 9.19 «На­рушение законодательства о труде» Особенной части КоАП. Кроме того, ответственность за от­дельные виды правонарушений, не предусмотрен­ные данной статьей, наступает в соответствии со ст. 9.16 — 9.18, 9.20, 9.25 КоАП.

Ответственность физических лиц (уполномо­ченных должностных лиц нанимателей) за отказ в приеме на работу предусмотрена ст. 9.16 КоАП. Так, необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме па работу гражданину, направ­ленному органами по труду, занятости и социаль­ной защите в счет брони, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ).

Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специ­ального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимате­ля или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимате­лем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

Административная «ответственность за нару­шение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений установлена ст. 9.18 КоАП.

Согласно данной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательст­вом представлять нанимателя, информации, необхо­димой для ведения коллективных переговоров, вле­чет наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ.

Неисполнение обязательного для сторон коллек­тивного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ.

Действия, создающие препятствия исполне­нию своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке,, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

Меры административной ответственности, ус­тановленные статьей, распространяются только на физических лиц.

Ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом на­нимателя порядка и сроков выплаты заработной платы установлена ч. 1 ст. 9.19 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо — до 100 БВ.

Правоприменительная практика к таким на­рушениям относит не только нарушение перио­дичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными дого­ворами, локальными нормативными правовыми актами организации, трудовыми договорами, за­ключенными с работниками, но и задержку окон­чательного расчета при увольнении работника, несвоевременную выплату среднего заработка за время трудового отпуска.

Не проведение нанимателем или уполномочен­ным должностным лицом нанимателя в установлен­ных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка прове­дения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по атте­стации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, согласно ч. 3 ст. 9.19 КоАП влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо — до 100 БВ.

В соответствии ч. 4 ст. 9.19 КоАП, за иные нарушения законодательст­ва о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16 — 9.18 и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинив­шие вред работнику, на виновных уполномоченных должностных лиц налагается штраф в размере от 2 до 20 БВ. К числу иных нарушений в первую очередь от­носятся нарушения, касающиеся оплаты труда, та­кие как нарушения порядка применения Единой та­рифно-квалификационной сетки работников при использований ее для установления условий оплаты труда работников коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями; нарушение порядка оплаты тру­да за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, ус­тановленные и объявленные Президентом нерабочи­ми; выплата заработной платы работникам в разме­ре ниже месячной минимальной .заработной платы, установленной, законодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставление работникам дополнительных, мер стимулирования труда, преду­смотренных подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07,1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укрепле­нию трудовой и исполнительской дисциплины».

Кроме того, к числу иных нарушений законо­дательства о труде, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 9.19 КоАП, относят и дру­гие нарушения; повлекшие вредные последствия, т.е. согласно ст. 1.3 КоАП РБ — причинение не только имущественного, но и иного вреда охраняемым КоАП РБ правам и интересам работников. К таким нарушениям можно отнести задержку выдачи тру­довой книжки при увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года; не пре­доставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право, и т.д..

Следует отдельно остановиться на ст. 9.25 КоАП, предусматривающей административную ответствен­ность за нарушение требований заключения граж­данско-правовых договоров. Данная статья является специальной. Особенность ее заключается в том, что штрафные санкции устанавливаются не только в базовых величинах. Согласно этой статье несоблю­дение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственно­сти, заключаемых юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на ин­дивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого за указанное нарушение на индивидуального пред­принимателя или юридическое лицо, в денежном выражении может быть ниже минимального или выше максимального размеров, установленных соответственно ч. 2 и 3 ст. 6.5 КоАП.

Однако на практике возникают случаи, когда не представляется возможным установить сумму договора ввиду отсутствия письменной формы до­говора, а также того, что она не указана в договоре либо отсутствуют другие документы, позволяющие ее установить.

Вопрос об определении размера штрафных санкций в подобных случаях становился пробле­матичным и не был урегулирован КоАП.

Данный пробел был устранен с принятием За­кона РБ от 28.12.2009 № 98-3 «О внесении из­менений и дополнений в некоторые кодексы Рес­публики Беларусь по вопросам уголовной и адми­нистративной ответственности», в соответствии с которым в абз. 2 ст. 9.25 КоАП было внесено дополнение, согласно которому при невозможно­сти установления суммы договора на работодателя налагался штраф в размере до 20 БВ.

Вместе с тем Законом № 64-3 максимальный размер штрафа, налагаемого на работодателя при невозможности установления суммы договора, был уменьшен до 15 БВ.

Право налагать штрафные санкции за перечис­ленные виды административных правонарушений законодательством предоставлено должностным ли­цам органов, ведущих административный процесс.

Порядок ведения административного процесса установлен Процессуально-исполнительным кодек­сом РБ об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Так, дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, ведущих административный процесс, уполномоченные составлять протоколы об админи­стративных правонарушениях, в случаях, установ­ленных ПИКоАП (ч. 2 ст. 3.1 ПИКоАП).

Дела об административных правонарушениях по вышеперечисленным статьям КоАП за наруше­ния законодательства о труде рассматривают:

  • районный (городской) суд (дела об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных ст.16-9.20 КоАП, рассматривает единолично судья районного (городского) суда) (ст. 3.2 ПИКоАП);
  • Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее — Департа­мент) — ст. 9.17, 9.18, ч. 1 и 4 ст. 9.19, ст. 9.20, 9.25 КоАП, протоколы о совершении которых состав­лены должностными лицами Департамента. От имени Департамента дела об административных правонарушениях вправе рассматривать дирек­тор Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники отделов и их заместители (ст. 3.23 ПИКоАП).

Протоколы по делам об административных правонарушениях имеют право составлять в со­ответствии со ст. 3.30 ПИКоАП и направлять для рассмотрения в суд уполномоченные на то долж­ностные лица:

  • Департамента — по ст. 9.17-9.20, 9.25 КоАП;
  • органов государственной службы занятости населения — по ст. 9.15, 9.16 КоАП;
  • органов государственной экспертизы усло­вий труда — по ст. 9.14, ч. 3 ст. 9.19 КоАП.

При этом протоколы по делам об администра­тивных правонарушениях, составленные должно­стными лицами Департамента, рассматривают они же самостоятельно. Протоколы, составленные должностными лицами органов государственной службы занятости населения и органов государст­венной экспертизы условий труда, направляют для рассмотрения в районный (городской) суд.

Так, должностные лица Департамента — государ­ственные инспекторы труда в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения уполномоченным должностным лицом работо­дателя требований об устранении выявленных нару­шений законодательства о труде и об охране труда, изложенных в обязательном для исполнения пред­писании установленной формы, выданном уполно­моченному должностному лицу работодателя, составляют протокол об административном право­нарушении, предусмотренном ч. 1 ст; 23.1 КоАП, и направляют для рассмотрения в суд.

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевре­менное исполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должност­ного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, либо непринятие мер к устра­нению указанных в них нарушений влекут преду­преждение или наложение на должностное лицо штрафа в размере до 20 БВ (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Дело об административном правонарушении рассматривают в 1 5-дневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего адми­нистративный процесс, уполномоченными рассмат­ривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 11.2 ПИКоАП).

Рассмотрев дело об административном право­нарушении, суд, орган, ведущий администра­тивный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вы­носят постановление (ч. 1 ст. 11.9 ПИКоАП).

По делам об административных правонаруше­ниях за нарушения законодательства о труде могут быть вынесены следующие виды постановлений, предусмотренных ст. 11.10 ПИКоАП:

  • о наложении административного взыскания;
  • прекращении дела об административном правонарушении.

Постановление о прекращении дела об ад­министративном правонарушении выносят при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окон­чании рассмотрения дела (ст. 11.11 ПИКоАП). По ходатайству лица, в отношении которого оно вы­несено, его представителя, защитника им под рас­писку вручают копию постановления по делу об административном правонарушении.

Копия постановления по делу об администра­тивном правонарушении в течение 3 дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае от­сутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, его представите­лем, защитником (ст. 12.1 ПИКоАП). Постановление о прекращении дела об административном право­нарушении может быть также обжаловано руководите­лем органа, направившего дело об административ­ном правонарушении на рассмотрение в суд.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано про­курором.

Также могут быть обжалованы (опротестова­ны) не вступившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде, в вышестоя­щий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, постановление суда — в вышестоящий суд (ст. 12.2 ПИКоАП).

Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об админист­ративном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответ­ствии с ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП.

С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением жалобы на постановление о пре­кращении дела об административном правонару­шении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмот­рению, взимается государственная пошлина в со­ответствии с законодательными актами. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, её подавшему.

Из приведенной нормы следует, что не всту­пившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только 1 раз — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Следует также иметь ввиду, что жалоба на по­становление по делу об административном право­нарушении может быть подана только одному и рассмотрена только одним вышестоящим долж­ностным липом. Порядок, при котором в случае отказа в удовлетворении жалобы лицо, в отноше­нии которого вынесено постановление, имело бы право обратиться с такой же жалобой к другому должностному лицу, вышестоящему по отношению к ранее рассмотревшему жалобу, законодательст­вом не предусмотрен.

В то же время обращение с жалобой на поста­новление по делу об административном право­нарушении к вышестоящему должностному лицу и принятие должностным лицом решения по жалобе лишают лицо, в отношении которого оно вынесено, права обжаловать постановление еще и в суде.

Срок обжалования и опротестования поста­новления по делу об административном право­нарушении установлен ст. 12.4 Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

Так, жалоба (протест) на постановление по делу, об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления поста­новления, а лицом, в отношении которого вынесе­но постановление, отсутствовавшим при рассмот­рении дела, — не позднее 10 суток со дня получения постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).

Жалоба (протест), поданная с пропуском сро­ка, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест. ,

Жалобу (протест) на постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченные рассматри­вать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).

Суд, должностное лицо, уполномоченные рас­сматривать жалобу (протест), при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении — принимают одно из следующих решений:

  • оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения;
  • отменяют постановление и прекращают дело;
  • отменяют постановление и направляют лело на новое рассмотрение;
  • отменяют постановление полностью или в части и разрешают вопрос по существу;
  • изменяют меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
  • отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если по­становление по делу об административном пра­вонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело (ст. 12.9 ПИКоАП).

Копия решения по жалобе (протесту) на по­становление по делу об административном право­нарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а. потерпевше­му — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору.

Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу (протест), вступает в законную силу немедленно после его вынесения (ст. 12.10 ПИКоАП).

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде может быть пересмотрено по жалобе лиц, указанных в ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП, если оно обжаловалось до вступ­ления его в законную силу, либо по протесту про­курора (ст. 12.11 ПИКоАП).

Постановление по делу об административном правонарушении, обжалованное до вступления его в законную силу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может быть пересмотрено су­дом, а обжалованное до вступления его в законную силу в суд, — председателем вышестоящего суда.

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу по­становления по делу об административном пра­вонарушении. Не подлежит рассмотрению жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока.

Штраф должен быть уплачен физическим ли­цом или индивидуальным предпринимателем, под­вергнутыми административному взысканию, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юриди­ческим лицом — не позднее — 15дней со дня вступ­ления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП).

При неуплате штрафа индивидуальным пред­принимателем, юридическим лицом в указанные сроки копия постановления о наложении адми­нистративного взыскания направляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую орга­низацию для взыскания суммы штрафа из денеж­ных средств или доходов индивидуального пред­принимателя, юридического лица.

В случае неуплаты штрафа лицом, подвергну­тым административному взысканию, в срок, уста­новленный ст. 15.3 ПИКоАП, и невозможности взыскания штрафа в порядке, установленном ч. 3 ст. 15.3 ПИКоАП, в связи с отсутствием средств на счету индивидуального предпринимателя, юри­дического лица должностное лицо органа, испол­няющего постановление о наложении админист­ративного взыскания, направляет представление о принудительном взыскании штрафа, копию постановления о наложении административного взыскания и другие документы, необходимые для осуществления исполнения, в суд по месту жи­тельства либо месту пребывания (месту нахожде­ния) лица, подвергнутого административному взы­сканию, либо месту осуществления хозяйственной деятельности лицом, подвергнутым администра­тивному взысканию, либо по месту нахождения его имущества. Представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на физическое лицо, направляется в районный (городской) суд, а представление о принудительном взыскании штра­фа, наложенного на индивидуального предприни­мателя или юридическое лицо, — в экономический суд или иной государственный орган в соответст­вии с законодательством.

Похожие статьи:

  • Статья 23 214-фз Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Великий новгород мировой суд участок 13 Судебный участок №13 Новгородского судебного района 173016, Новгородская область, г.Великий Новгород, ул.Менделеева, д.4, каб.214, 220 МИРОВОЙ СУДЬЯ: Шуба Зоя Алексеевна ПОМОЩНИК МИРОВОГО СУДЬИ: Крылова Надежда Михайловна СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ: […]
  • Формы собственности в российской федерации гк рф Виды и формы собственности (В предложенных для профессионалов-оценщиков вариантах переводов МСО, сделанных в 2000—2005 гг., понятие «собственность», не говоря уже о понятиях «движимая собственность», «недвижимая собственность», вообще отсутствует. Оно […]
  • Статья ук вандализм Статья 214. Вандализм 1. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного […]
  • Трудовой кодекс воинский учёт О правилах воинского учета в организациях Вопрос. Я работаю бухгалтером в небольшой компании и, помимо своих обязанностей, занимаюсь кадровыми вопросами. Сейчас к нам на работу устраивается военнообязанный. О том, что он должен предъявить удостоверение […]
  • Можно ли оформлять детские пособия по временной регистрации Выплаты по временной регистрации Здравствуйте такой вопрос меня мучают. у меня и у моей дочери нет постоянной регистрации, была у меня временная на 1год, получала детские пособия по уходу за ребенком, 24 сентября 2014 года срок истек, щас буду делать […]
  • Проверить залог ру Как проверить машину на кредит или залог с помощью реестра залогов Отработанный механизм мошенничества с продажей машин, взятых в кредит, выглядит несложно и осуществляется следующим образом: мошенник оформляет в автосалоне покупку нового автомобиля в […]
  • Поиск страховки по всем компаниям Онлайн магазин страховок № 1 в Украине! У нас Вы можете купить нужную страховку от надежной страховой компании по лучшей цене Обязательное автомобильное страхование Автострахование для выезда за рубеж Страхование от ущерба и угона Вашего авто Выберите […]