Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Категории теории государства и права их система

Тема 3. Основные категории и структура курса теории государства и права. 662

1. Системная связь понятий и катего­рий теории государства и права. Место и роль понятий и категорий теории государств и права в общей системе правовых понятий. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права.

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.
Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного, естественнонаучного знания.
На развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика, философия или право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия в познании природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. У всех на памяти проекты переброски стока северных рек на юг или трагедия Чернобыля. Настоятельное требование времени — отход от технократических подходов, «самоизоляции» естественнонаучного знания. К разработке крупных естественнонаучных проблем следует привлекать и экономистов, и социологов, философов и юристов, психологов и историков, представителей других отраслей общественной науки.
Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития.

Категории и понятия теории государства и права, их значение для подготовки специалистов в области юриспруденции.

ТГиП – одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений.

Новое, современное состояние ТГП позволяет ей выступать мощным средством формирования нового юридического мировоззрения российского общества, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ. ТГП также способствует и формированию рос-го юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система. Для современной рос-й действительности эта проблема особенно актуальна. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

В ТГиП как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы ГиП, выводы о государственно-правовой деятельности. Учеб. дисципл. «ТГиП» ставит перед собой задачу сформировать первооснову научного юридического мировоззрения у студента – юриста, а также сформировать необходимую теоретическую базу профессионального сознания юриста. Значение для практики — в том, что разработанные ей положения, выводы и предложения используются в ходе государственного и правового строительства. Например, в вопросах построения государственного аппарата, организации правотворческого процесса и правоохранительной деятельности. Ряд тем курса имеют практическое значение и содержат знания, которые обеспечивают успешную работу юриста, сотрудника правоохранительных органов, суда и т.д. Это вопросы, прежде всего — норм права, толкования, применения их, определения состава правонарушения и т.д.

Значение для изучающих данную дисциплину — в том, что она является основной базой для усвоения всех юридических наук. Наряду с этим она дает определенные знания, правила, умения, ценностные установки и ориентации необходимые для дальнейшей практической работы. Важно и то, что ТГП создает базу общей и правовой культуры юриста, дает возможность ориентирования в огромной массе законодательных актов, разбираться в сложных государственно-правовых явлениях, принимать законные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях.

Дата добавления: 2015-03-14 ; просмотров: 1478 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

7. Категории и понятия теории государства и права как ее основной

познавательный инструментарий, их система. Собственный предмет, метод и принципы исследования, не могут сформироваться без понятийно-категориального аппарата – совокупности собственных или заимствованных понятий. Теория государства и права, изучая государственно-пра­вовые явления, опирается на философское (теоретическое), социологическое и другое знание и использует, прежде всего катего­рии (понятия, имеющие обобщающее значение для всей юридической науки):

· философские (об­щее, особенное и единичное; сущность и содержание, тип и форма; бытие и сознание, идеализм);

· общенаучные (гипотеза, механизм, функции, эффективность, система, регулирование, компоненты, элементы);

· общесоциологические (формация, цивилизация, власть, общество, организация, социальные нормы, институт, диспозиция, санкция, порядок, нормотворчество, нигилизм, инфантилизм, конфликт, коллизия, интересы и др.);

· исторические и политические (монархия и республика, империя, демократия, авторитаризм, политический режим, легитимность и др.) и др.

Конкретизируя их применительно к государственно-правовым явлениям, теория государства и права вырабатывает свои категории и понятия «сущность, форма и тип государства», «функция и механизм государства», «форма и источник права», «правовая система», «система права», «законные интересы», «стимулы и ограничения в праве», «правовая культура».

Правовые категории (понятия) теории государства и права имеют:

· онтологическую (с греч. on – «сущее»; logos – «учение») – изучение бытия, реальности;

· гносеологическую (c греч. gnos – «познание»)

· и методологическую стороны.

Они взаимосвязаны между собой, создавая единую систему знаний. Юридические понятия (категории) даются в определениях, в которых, как правило, в весьма лаконичной форме раскрываются наиболее существенные признаки данного правового явления.

1. Обыденные – разговорная речь, имеющая одинаковое значение для всех (заседание, брак, родители, дети, решение, гласность, находка, равноправие, порядок).

2. Специально-обыденные (комиссия – и группа людей и договор; делегация – группа лиц, представляющая интересы государства на встречах и в конституционном праве – передача представительным органам ряда законотворческих полномочий исполнительной власти; эмансипация).

3. Профессиональные понятия из других сфер жизни – из медицины, социологии, политологии, биологии, техники, географии, межд. отношений. (СПАМ – состав преступления ряда законодательств)

4. Собственно юридические понятия – употребляемые для обозначения спец. гос. и правовых явлений и отношений. (весь ГК; правомерное поведение, вымогательство,)

5. Многозначные (полисимметричные) понятия (декларация – прав человека и налоговая).

КПА-система общенаучных и частнонаучных категорий и понятий, образующий главный и исходный компонент познавательного инструментария общей ТГП.

Правовые понятия-форма человеческого мышления, которая отражает в специфическом виде, специфическом виде свойства и черты явлений, процессов, состояний и отношений государственно-правовой действительности. Они выступают логико-языковой основой права, юридической науки и практики.Виды-общеправовые,межотраслевые,отраслевые.

Правовые категории-предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определяемого явления. Например,категория правовая система раскрывается через понятия право,правосознание,правоотношение. В процессе познания государственно-правовых явлений и процессов в ТГП используются не только общеправовые категории и понятия, но и категории и понятия других наук, в частности, философских – сущность, содержание, форма. От правовых категорий и понятий следует отличать правовые термины-слова или словосочетания, обозначающие смысловое значение правовой категории или правового понятия.Виды-общеупотребительные, специально-юридические, специально-неюридические. Категории и понятия в юриспруденции употребляются либо без указания их существенных признаков либо с указанием таковых. В последнем случае речь идет об определении правовых понятий – краткое раскрытие его содержания. Определения широко используются не только в юридической науке, но и в законодательстве. Так,например, определение понятия преступление в УКРФ позволяет отграничивать его от административного проступка.

Основные категории теории государства и права

В системе понятий теории государства и права главную теоретическую и познавательную роль выполняют наиболее общие понятия — категории, являющиеся результатом максимального обобщения: «сущность государства», «форма государства», «тип государства», «функция государства», «механизм государства», «сущность права», «форма права», «правовое отношение», «система права» и т.д.

Определение права. Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.). Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государ-
ства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел. Доктринальное (научное) понимание права требует обобщенного (интегративного) определения. Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Источник (форма) права. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания [1] . Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах; договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и подзаконный нормативный акт.

Определение закона и подзаконных актов (см. схему 4). Одной из внешних форм выражения права является закон. Закон это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни. Законы — первичные, основополагающие нормативные акты (см. схему 5). Их высшая юридическая сила состоит в том, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего. За-
коны принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм. Не субъекты и даже не характер акта (управленческий, толкования и т.д.) определяют его принадлежность к подзаконным актам. Главное их свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечения исполнения законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам принадлежит наряду с процессуальными законами основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности. В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов.

Законность. Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность. Законность — это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится, таким образом, режимом общественной жизни, суть ко-
торого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания. Обеспечение законности — одно из важных направлений деятельности государства (см. схему 6).

Правопорядок. В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие — развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок. Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Правоотношение. Правоотношение — это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов. Правоотношение определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства. Их юридическая специфика в том, что, во-первых, участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью; во-вторых, основная масса правоотношений, без предусматривающих их юридических норм, не возникает; в-третьих, для правоотношений характерна специфическая связь сторон в форме взаимных прав и юридических обязанностей; в-четвертых, в основе возникновения правоотношений лежит юридический факт

(фактический состав); в-пятых, правоотношения, возникающие на основе юридических норм, гарантируются и охраняются государством. Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага); содержание (материальное — дозволенное поведение обязанного лица и юридическое — субъективные права и юридические обязанности).

Юридический факт. Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быть деяния (действие или бездействие) и события. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение. В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей.

Субъективное право и юридическая обязанность. Содержанием правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право — это право данного субъекта, это вид и мера его возможного поведения. Возможность эта троякого рода: возможность собственных поступков, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству. Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т.е. способность вообще (абстрактная) иметь права. Юридическая обязанность — вид и мера должного поведения лица.

Правосознание. Правосознание — это относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентации, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения. В каждом государстве существует несколько систем правосознания, поскольку социальные классы, группы и слои населения в своих воззрениях на право связаны сложившимся экономическим и политическим положением. Со-
держание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие нормы права и практика их реализации. Правосознание соотносит законодательство с реально существующими общественными отношениями, интересами классов, различных групп и слоев населения, их нравственными представлениями. Вне правосознания не могут ни возникнуть, ни функционировать не только правовые нормы, но любые другие правовые явления. Законодатель должен обнаружить правовую природу вещей, найти разумное правило, «объективное мерило». Каждый субъект вырабатывает свое отношение к праву и государственно-правовой деятельности. Поэтому наряду с общественным уместно говорить о групповом и индивидуальном правосознании.

Действие права. Действие права — обусловленное социальноэкономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечить соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности, достижение цивилизованными средствами фактических результатов.

Реализация права. Реализация права — перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его (права) целей.

Применение права. Применение права — осуществляемая в процедурно-процессуальных формах государственно-властная, организующая деятельность специально уполномоченных государством лиц и органов по обеспечению реализации правовых норм их адресатами.

Правонарушение. Правонарушение — это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Признаки правонарушения: а) правонарушение является действием или бездействием, б) противо-
правность, в) виновность, г) правонарушением является такое деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность, д) не является правонарушением деяние, которое содержит все вышеназванные признаки, но не причиняет существенного вреда обществу. Не является деянием событие. Оно не контролируется сознанием человека либо не зависит от его деятельности (наводнение, эпидемия и т.п.). Иногда событие начинается как действие, а затем оно выходит из-под контроля и перерастает в событие. Возможны два варианта, которые предусматриваются нормативными актами: устанавливается запрет совершения определенного действия; закрепляется обязанность совершить определенное действие. В первом случае противоправность действия возникает изза нарушения запрещающей нормы, а во втором — из-за невыполнения юридической обязанности. В цивилизованных странах правовая система учитывает значение принципа: нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом. Применительно к конкретному правонарушению предусматривается умысел либо неосторожная форма вины. Субъектами правонарушений могут быть государство, его органы, общественные и коммерческие организации. Государство, нарушающее нормы международного права, права человека, является субъектом соответствующего правонарушения. Некоторые правонарушения могут быть совершены только государственными органами, например, издание незаконных правовых актов. Существует ряд правонарушений, которые характерны для коммерческих организаций (неуплата налога на прибыль предприятия и т.п.). Некоторые нормы права могут быть нарушены только физическим лицом, например, злоупотребление родительскими правами, нарушения правил дорожного движения и т.п. Физическое лицо должно быть вменяемым субъектом, достигшим возраста, с которого наступает ответственность за данный вид правонарушения.

Юридическая ответственность. Юридическая ответственность — это предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного,
имущественного или организационного характера. Юридическая ответственность реализуется в рамках охранительных правоотношений. Субъектами этих отношений являются нарушитель норм права и государство в лице его органов, уполномоченных на применение санкций. Государство имеет право привлечь лицо, совершившее правонарушение, к юридической ответственности, а нарушитель обязан подвергнуться мерам государственного принуждения. С другой стороны, лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право потребовать от государства, чтобы меры государственного принуждения применялись только при наличии правонарушения и в точном соответствии с законом. Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право на защиту от незаконного привлечения к юридической ответственности. Эти отношения между субъектом, совершившим правонарушение, и государством возникают только при наличии юридического факта — правонарушения. Моментом возникновения таких материальных отношений (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых) является факт совершения правонарушения.

Санкции. Слово «санкция» весьма многозначно. В нашем словоупотреблении закрепилось троякое понимание санкции. Вопервых, речь идет о даче санкции, санкционировании как о разрешении на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (например, дача разрешения на обыск). Данное разрешение закрепляется специальным документом или в виде резолюции на документе. Однако можно себе представить, в том числе устное, разрешение исполнителю со стороны вышестоящего руководителя, когда без такого указания юридически невозможно совершение соответствующих действий. Государство в ряде случаев уполномочивает на издание норм права какие-то иные формирования (например, профсоюзы). Это второе понимание санкционирования. В-третьих, санкцию понимают как ту часть правовой нормы, в которой указываются последствия выполнения или не выполнения самого правила поведения (диспозиция нормы). Правовая норма теряла бы свое значение, не будь в ней указания на возможные последствия. В зависимости от характера правовой нормы различаются и ее санкции (см. схему 10).

Система права. Система права — это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д ) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и пр.).

Определение государства. Государство — это особая организация публичной, политической власти в обществе через создание специальных органов управления и принуждения, которая предназначена для осуществления руководства этим обществом и обеспечения его интеграции в рамках определенной территории. Государственный аппарат не совпадает с обществом и отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Механизм государства. Государственная власть, государственное управление обществом осуществляются при помощи государственного механизма. Государственный механизм — это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, исполнительные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.).

Функции государства. Функции государства — это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменить никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функцио-
нальные задачи органа. Исходя из названных выше задач можно выделить следующие функции государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Форма государства. Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Она включает в себя три связанных между собою института: форму правления, форму государственного устройства и государственный строй. Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий). Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации). Государственный строй — это совокупность общественно-политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования государства. Государственный строй отражает: отношения между государством, обществом и личностью; методы осуществления народовластия и методы осуществления государственной власти; экономическую, политическую и идеологическую основы государства; роль права и закона в организации и деятельности государства.

Государственная власть. Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Наличие государства диктует единую волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата. В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны го-
сударства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

Механизм функционирования государства. Под механизмом функционирования понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости. Для характеристики названного механизма, следует ответить по меньшей мере на три вопроса: что приводит в действие государство; что объединяет (связывает) один орган государства с другим, что способствует или, напротив, тормозит реальное выполнение функций тем или другим органом государства. В состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной системы на другую, одного органа на другой. Серьезную нагрузку несут блоки принятия решения, доведения решения до адресатов, контроля за выполнением решений. К механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправлением. Механизм функционирования государства мыслим только в аспекте нормативно-правового опосредования.

Структура курса теории государства и права. Соотношение системы науки Теории государства и права и структуры курса Теории государства и права. 1062

Анализ структуры, по аналогии с анализом функций, целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.

Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным и функциональным.

Структурирование теории государства и права в соответствии с предметным подходом предполагает выделение двух основных структурных разделов: «теории государства» и «теории права». При этом от того, каким образом соотносятся в рамках предмета феномены «государство» и право, зависит не только содержание науки, но и ее название. В том случае, если в качестве источника правообразования рассматривается государство, создающее право в процессе осознанной, целенаправленной, волевой деятельности, обеспечивающее его реализацию посредством государственного принуждения и применяющее меры юридической ответственности в отношении правонарушителей, то название науки звучит как «теория государства и права». Если же право рассматривается как объективная система ценностей, значимых не только и не столько в силу признания, закрепления и санкционирования их государством, сколько в силу их естественного, не зависящего от государственной воли характера, то для того, чтобы подчеркнуть приоритет права по отношению к государству, науку называют «теория права и государства».

Сторонники функционального подхода к структурированию теории государства и права выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.

Юридическая догматика включает в себя понятия и принципы, являющиеся первичными базовыми основаниями юриспруденции. Посредством юридических догм характеризуются формальные параметры государства и права.

Юридическая техника используется для анализа процессов правотворчества, реализации права, определения и осуществления мер юридической ответственности. Посредством юридической техники характеризуются специфические особенности отношений в сфере правового регулирования (правотворчество, интерпретация права, применение права, судопроизводство и т. п.).

Социология права рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраной.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т. п.) в их юридической интерпретации.

Говоря о соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина в обязательном порядке базируется на науке и зачастую имеет одно с ней название (в рамках данного курса мы рассматриваем теории государства и права и как науку, и вместе с тем как учебную дисциплину). Вместе с тем наука и учебная дисциплина — это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:

  • учебная дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности (к примеру, правовой);
  • наука — это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.

Нас в данном случае в большей степени интересует теория государства и права как учебная дисциплина.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Категории теории государства и права их система

Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает прежде всего юридический аспект социальных явлений. Иногда в предмет теории государства и права включаются неправовые категории, позволяющие лучше понять и осмыслить юридические процессы. Это, например, гражданское общество, политическая система, мораль, культура, общественное сознание и некоторые другие.

Государство и право изучается целым комплексом юридических наук, образующих особую систему научного знания — правоведение. Каково же место теории государства и права в системе юридических наук?

Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. Например, наука уголовного права изучает основу уголовно-правовой охраны общественных отношений; наука финансового права — правовое регулирование общественных отношений в сфере финансов; наука конституционного права — конституционные основы государственного устройства. Предметом отраслевого исследования может выступать таможенное дело, исполнительно-распорядительная деятельность, арбитражный процесс, природопользование, налоговая система и т.д. То есть большинство иных юридических наук изучают государство и право только с определенных позиций.

В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.

Во-вторых, теория государства и права — общетеоретическая наука, закладывающая концептуальные основы всех юридических наук. Теория государства и права соотносится с ними во многом как общее и специальное научное знание. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Отраслевые науки развивают, конкретизируют общеправовые категории с учетом своей отраслевой специфики. Так, на базе общетеоретических представлений наука уголовного права формулирует понятия уголовно-правовой нормы, источника уголовного права, уголовно-правового отношения, уголовной ответственности. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.

В-третьих, теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений. К последним относятся, прежде всего, понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности.

Отраслевые юридические науки носят в большей степени прикладной, практический характер, используя выводы теории государства и права как базис для научных исследований уже в своей сфере. В свою очередь, теория государства и права использует теоретический и эмпирический материал, накопленный отраслевыми науками, анализирует и обобщает его для общетеоретических выводов. Таким образом, происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук.

В четвертых, большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства — Российской Федерации, или зарубежных стран. Существует, например, наука уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России. В отличие от них теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то конкретного государства и права или группы государств, а общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе.

В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис (развитие), общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.

Структура теории государства и права органично объединяет два блока — общую теорию государства и общую теорию права. Следует отметить, что и право, и государство — самостоятельные социальные явления и объекты исследования. Но имеется ряд факторов позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это:

· единые категории, такие, как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;

· общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;

· общие закономерности развития государства и права;

· соответствие исторических типов государственных и правовых систем;

· государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Право — атрибутивный признак государства. Государство не может существовать без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.

Указанные факторы позволяют изучать государство и право в их единстве и взаимодействии. С другой стороны, несмотря на взаимосвязь между собой, государство и право могут рассматриваться и как самостоятельные, достаточно автономные объекты исследования. Таким образом, государство и право изучаются как самостоятельные, но взаимосвязанные, взаимодействующие, органично дополняющие друг друга социальные явления.

Функции теории государства и права:

Гносеологическая (познавательная) — познавать, анализировать, описывать, систематизировать и объяснять сущностные свойства государственно-правовых явлений.

Мировоззренческая — вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

Праксеологическая (прикладная ) — формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы.

Прогностическая — выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает.

В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.

Среди частных методов теории государства и права выделяются:

· метод сравнительного правоведения — сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития;

· метод исторического правоведения — государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени;

· метод анализа и синтеза — процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования;

· социологический метод — наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент;

· формально-юридический метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

Денисов Ю. Д., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л. 1987.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии обшей теории права. Л. , 1988.

Ковачев Д.А. О критериях оценки результатов сравнения в области государства и права. // Государство и право. 1992., N10.

Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука государства и права нуждается в радикальном обновлении// Пульс реформ: юристы и политологи размышляют. М.,1989.

Мамут Л.С. Наука о государстве и праве. Необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. N11.

Тихомиров Ю.А. Проблемы сравнительного законоведения // Государство и право. 1993. N 8.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения /Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М. Норма. 1998.

Похожие статьи:

  • Семейный кодекс рф имущественные отношения Семейный кодекс рф имущественные отношения Статья 1. Основные начала семейного законодательства 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости […]
  • Ч 1 статьи 125 коап рф Ч 1 статьи 125 коап рф Штраф вашей дочери выписали законно,на основании ст.12.5.1.,в соответствии с новыми правилами допуска к эксплуатации ТС,принятых в 13-м году. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ […]
  • Доверенность на представление интересов в суде от юридического лица бланк ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ (ВЕДЕНИЕ ДЕЛА) В СУДЕпроект, образец, форма, бланк, шаблон, примердоверенность от имени юридического лица 2018 год ДОВЕРЕННОСТЬ № 35 27 апреля 2018 года Общество с ограниченной ответственностью Юридическая компания […]
  • Адвокат прокопов аа АДВОКАТ ПРОКОПОВ А.А. - Великий Новгород и Новгородская область Оставить новый отзыв Справочник компаний GMstar.ru - АДВОКАТ ПРОКОПОВ А.А.: отзывы, контактная информация (адрес, схема проезда): регион Великий Новгород и Новгородская область, направление […]
  • Учебные пособия для юристов Литература для будущего юриста Обратите внимание! Все книги, представленные в этом разделе, открываются в отдельном окне интернет-версии спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование". Подробнее о "ГАРАНТ-Образовании". Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции […]
  • Внесение изменений в приказ минэкономразвития 412 Приказ Минэкономразвития РФ от 25.01.2012 № 32 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412" Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 2012 г. N 23699 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 25 […]
  • Мое дело ликвидация ооо Начните свой бизнес в Иркутске легко и быстро: Для защиты Вашего компьютера рекомендуем установить Антивирус Kaspersky Anti-Virus! Как закрыть ООО Для ликвидации ООО необходимо подготовить следующие документы: Уведомление о принятии решения о ликвидации […]
  • Закон нижегородской области о квотировании рабочих мест Закон Нижегородской области от 5 мая 2016 г. N 57-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" Закон Нижегородской области от 5 мая 2016 г. N 57-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О квотировании […]