Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Какие бывают моральные нормы

Оглавление:

Какими бывают нормы морали:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вплавить — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Синонимы к слову «нормы морали»:

Предложения со словом «нормы морали»:

  • Если низвести человека до уровня животного, разрушив понимаемые им фундаментальные нормы морали и превратив в бездуховное существо, озабоченное только удовлетворением материальных потребностей, то получится однородная в культурном и психическом плане легко управляемая масса.
  • Так думало её тело, вопреки и назло всем нормам морали и нравственности.
  • Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Моральные нормы поведения человека. Морально-этические нормы

Моральные нормы позиционируют все доброе как важную личную и общественную составляющую. Соотносят светлые проявления с желанием людей поддерживать единство в межличностных отношениях. Во всем этом нужно подробно разобраться, чтобы достичь совершенства в нравственном плане.

Фундамент для построения гармоничного общества

Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу — разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

Свободный характер принятия решений

Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга — это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.

Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.

Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.

Обезопасить себя и окружающих

Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.

А ведь все весьма легко — научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.

У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.

Так что моральные нормы — это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.

Для чего нужны данные нормы?

Моральные нормы поведения имеют такие функции:

  • оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
  • регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
  • ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
  • интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
  • воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.

Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из «глины» человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.

Какую специфику носят моральные нормы

Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.

Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.

Мораль и религия: что общего?

Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.

Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.

Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Какие бывают моральные нормы

Моральные нормы неусвоены, либо сугубо корпоративные

Эта грозная фраза привлекла внимание многих в расшифровке вчерашнего теста. Ну, чего составители там имели в виду, нам доподлинно неизвестно, — однако ж некоторые рассуждения о моральных нормах давно зреют в моем мозгу.

Я готова утверждать, что по гамбургскому счету любые моральные нормы ситуативны и корпоративны, других не бывает. Моральные ориентиры людоедов из корпорации Мумба-Юмба существенно отличаются от от моральных ориентиров клерков с Уолл-стрит; — и хотя понятно, что каждый кулик свое болото хвалит, и каждое болото свою этику формирует, как-то довольно странно на полном серьезе считать свою этику единственно возможной. Более того! Даже внутри одного болотца следование всем известным формальным правилам и стандартам – это еще не этика.

Помните «Унесенных ветром»? Настоящая леди до кончиков ногтей Мелани, светоч этичности, которую за добрую и чувствительную душу уважали все, даже Ретт Батлер, попирающий формальные правила приличия и смеющийся над остальными представителями высшего света. Именно эта настоящая леди была человеком, который не придерживался стандартных правил: например, Мелани, невзирая на общественное мнение, согласилась принять у проститутки деньги на военные нужды. Даже разговаривать с этой женщиной для порядочной девушки тогда считалось неэтичным, но Мелани взяла у нее деньги, потому что они предназначались на доброе дело. Это как раз и есть тот момент, когда мы смотрим на суть поступка, а не на внешнюю оболочку.

Другой пример – притча, которая иллюстрирует относительность понятий плохого или хорошего. Была у человека лошадь, и она сбежала. Люди сказали: «Плохо», а он ответил: «Не знаю, плохо это или нет». Вскоре лошадь вернулась и привела с собой целый табун. Люди сказали: «Это хорошо!», а человек ответил: «не знаю, плохо это или хорошо». Сын его стал объезжать лошадей и сломал ногу. Все сказали: «Это плохо», а человек ответил: «Не знаю, хорошо это или плохо». Вскоре всех молодых парней стали забирать в армию, и не забрали только юношу со сломанной ногой. И так далее.

Получается, что нет никаких правил? Нет ничего ни хорошего, ни плохого?

Если взять за правило на добрые дела брать любые деньги, то рано или поздно встанет вопрос: что, если некий работорговец детьми придет давать деньги? В случае с «Унесенными ветром» мы как раз говорим об истории рабовладельческого Юга. Весь роман пропитан сочувствием к южанам – а ведь, с точки зрения нынешней цивилизации, северяне были более этичными. Северяне хотели отменить рабство, а умильные отношения южан с негритянкой Мамушкой не отменяют того, что негров забивали насмерть и эксплуатировали на плантациях.

Я не готова говорить, что, мол, если вам хочется кого-то убить, то идите и его спокойно убейте. Но даже такая этически неприемлемая вещь как убийство, в нашей культуре, в наших социально утвержденных нормах, выражением которых является уголовной кодекс, иногда является оправданной – например, в ситуации самообороны. Бывают такие моменты, когда практически любое действие может быть оправдано другими причинами.

Как же с опросником? Почему же считается не очень хорошим признаком, когда «моральные нормы не усвоены, либо являются сугубо личными или корпоративными»?

Любой опросник – это всегда проверка на соответствие какой-то формальной линейке, попытка количественного выражения качественных критериев. Одной из первых целей, с которыми создавался конкретно этот опросник, было выяснить психологическую устойчивость американских диспетчеров в аэропортах. То есть это средняя линейка для средних людей, которым нет нужды глубоко задумываться об этических моментах, и которые призваны решать стандартные задачи в стандартных условиях. Каждый раз индивидуально оценивать причудливые этические хитросплетения — сложная задача. Хотя религии и пытаются все это однозначно объяснить, но вопросы этики – это действительно сложные материи.

Природа человека – быть раздираемым на части, потому что, с одной стороны, очень хочется определенности — полной, постоянной, тотальной. Но эта определенность недостижима. Еще Парацельс сказал: «Все – яд, и все – лекарство, зависит от дозы». Нет ничего абсолютно плохого или хорошего, но количественно плохое и хорошее все-таки в определенных контекстах появляется.

С одной стороны, если человек слишком застрял в своих жестких рамках, это становится причиной невроза. С другой стороны, полное отсутствие рамок – это психоз. Поэтому взрослый, зрелый человек вынужден самостоятельно находить какую-то золотую середину. Взросление происходит именно так: когда мы маленькие, нас учат – «не бери чужой совочек, чужое брать нехорошо». И бывают случаи, когда взрослые люди со слишком жесткими нормами действительно умирают от голода, хотя могли бы и курицу украсть, но не позволяют жесткие принципы. И когда на весах оказывается жизнь курицы и жизнь человека. ну, кто знает, что правильнее выбрать. Давать какой-то ответ, подходящий под все случаи жизни, мне кажется неоправданной самонадеянностью.

Золотая середина каждый раз разная.

Вроде как все согласны, что чужое брать нехорошо, и на уровне совочка и детской песочницы нас всех этому научили; с другой стороны, мир восхищается благородным разбойником Робин Гудом, который брал чужое, чтобы раздавать его бедным. Парадокс, да?

Но вы еще недостаточно запутались. Щас я вас запутаю еще больше!

Как быть со случаями, когда оказывается, что вчера человек считал хорошим одно, а сегодня уже другое? Насколько распространяется эта «гибкость» этическая на свои собственные правила? Если бы вчера Робин Гуд брал чужое, а сегодня не брал, а завтра опять брал, мы бы спросили: «А как у тебя, Робин Гуд, с ситуативной этикой дело обстоит?» Сегодня пришли во двор красные – и ты за красных, а завтра пришли во двор белые, и ты за белых? Тоже ведь эдак-то флюгерить нехорошо как-то выходит, э?

Я по-прежнему утверждаю, что зрелому человеку обязательно нужно уметь учитывать контекст и расставлять этические приоритеты согласно ему. Но при этом такая вариативность должна быть внутри неких рамок – возможно, «корпоративных». О том, что «нет ничего хорошего или плохого», могут говорить друг другу люди, которые уже убедились, что их корпоративная этика совпадает. А если ты будешь резать еврейских младенцев, а я буду еврейская мама с младенцем, то вряд ли эта прекраснодушная фраза нас сможет помирить. Очень уж в этом случае конфликтующие представления о плохом и хорошем.

Идеал заключается в том, чтобы, с одной стороны, знать этические нормы своей референтной группы, а с другой стороны, уметь оценить контекст происходящего, включая, в том числе, свои собственные желания. И не тупо следовать шаблону, а каждый раз решать, какой именно шаблон из усвоенных норм референтной группы в этот отдельный момент жизни будет наиболее конструктивным. Сознательно расставлять приоритеты — в том числе, возможно, пренебрегая какими-то собственными желаниями ради других, более высоких. Следуя внутреннему моральному императиву, а не общепринятым моральным нормам.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Моральная норма

Моральные нормы формируются большей частью в самой практике массового поведения в процессах взаимного общения и отражают практический и исторический опыт. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет человека в области морали не связан с его официальными полномочиями, властью и богатством, но является авторитетом духовным, проявлением его общественного престижа и зависит от его способности адекватно выразить общий интерес, внутренне разделяемый всеми членами коллектива. Но мораль может быть и не связана с институциональным началом или персонифицирована кем-либо, а может существовать как общепринятое, как завет. [1]

Моральная норма действует в той мере, в какой люди: а) следуют этой норме в своих собственных поступках, б) относятся с осуждением к людям, которые нарушают эту норму, и, наконец, в) в той мере, в какой люди, сами нарушающие эту норму, испытывают угрызения совести от сознания аморальности своих поступков. [2]

Моральные нормы также идут от неба, вместе с тем К. [3]

Моральные нормы имеют другую структуру, которая определяется своеобразием стоящих за ними санкций. [4]

Моральные нормы являются частным случаем моральных оценок. [5]

Моральные нормы , будучи тесно связанными с обычаями, традициями, правом и другими типами регуляции действий человека, существенно отличаются от них прежде всего тем, что воспроизводятся повседневно, находят выражение в процессе взаимного общения в семье, рабочей группе, трудовом коллективе, а также в убеждениях и побуждениях личности, интеллекте, чувствах и воле человека. [6]

Новые моральные нормы порождаются самой жизнью социалистич. Но для того чтобы они стали достоянием всего народа, необходима настойчивая, целеустремленная идеологическая и организаторская работа партии. [7]

Этические и моральные нормы требуют освобождения человека от отдельных видов работ, которые опасны для здоровья или выполнение которых является стереотипной рутинной работой. Человек должен в дальнейшем освобождаться для творческого труда. [8]

Усвоение моральных норм , понятий и травил, основ коммунистической нравственности, правил социалистического общежития и основ эстетической культуры должно протекать в условиях организованного учебного процесса. [9]

Различия международно-правовых и моральных норм могут служить источником возникновения противоречий между ними ( см. прим. Это не отменяет их единства и взаимодействия как регу мюров системы международных отношении и вместе с тем требует глубокого понимания особенностей, которые присущи каждом1, и. [10]

Эдварде, моральная норма конфиденциальности является залогом социальной эффективности для многих профессиональных групп. Она, помимо медицинских кодексов, включена, например, в этические кодексы юристов, ветеринаров, психологов, архитекторов, инженеров и библиотекарей. Эдварде перечисляет семь основных факторов, действие которых обеспечивает столь существенное значение конфиденциальности во многих областях профессиональной деятельности, но особенно в медицине. [11]

Механизм действия моральных норм не исчерпывается санкциями, налагаемыми извне. Этот внешний контроль является, по сути дела, продолжением того контроля, который исходит изнутри личности. Психологи и социологи в этом случае говорят о том, что моральные нормы бывают интернализованы личностью — становятся ее убеждениями и самыми глубокими ценностями, определяющими ее характер. Действовать вразрез с ними человеку бывает чрезвычайно сложно, а то и вовсе невозможно. Этот внутренний контроль, самооценку собственного намерения или поступка с точки зрения его соответствия нормам морали принято называть совестью. [12]

Различается структура правовых и моральных норм . Правовая норма имеет определенную логическую структуру, включающую причинно-следственную зависимость, и представляет собой умозаключение. Возможны различные логические формулы нормы права: если. [13]

Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы , которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками. Особо важное значение в нравственном развитии общества имеет революционная мораль рабочего класса. Коммунистическая мораль в ходе строительства социализма и коммунизма обогащается новыми принципами, новым содержанием. [14]

Противоречит ли это действие общепризнанным моральным нормам . [15]

Какие бывают моральные нормы

Мы установили, что нормы религии и морали относятся к одной и той же группе норм. Однако в пределах одной и той же группы могут быть существенные отличия.

Религиею (от religare – привязывать, укреплять) называется живой духовный союз человека с Богом [1] ; этот союз состоит в том, что Бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда «откровение»), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с Божеством, делает волю Божию – своею нормою и отдает свои силы на ее осуществление. Понятно, что религиозный человек, воспринимая волю Божию в виде правил поведения, видит в Божестве – установителя этих заповедей. Порядок этого установления состоит в том, что человек, признав (по тем или другим признакам) некоторые из своих душевных переживаний посланными от Бога, а то, что через них познается – состоявшимся откровением Божественным (уверовав) , пытается придать воспринятому форму мысли (учение) и выразить в словах (писание и предание); в христианских исповеданиях верность этого мысленного формулирования и словесного выражения проверялась и утверждалась обычно на собраниях верующих (вселенские соборы). Естественно, что нормы религиозного характера предписывают что-нибудь только тем, кто принадлежит к этому исповеданию и, участвуя в церкви (т.е. организованном союзе людей, признавших данное откровение) , приемлет ее учение. При этом, по учению большинства религиозных союзов, к исповеданию и церкви могут принадлежать и такие люди, которые сами, непосредственно не имели откровения, но веруют, приняв его от других людей, почитаемых за пророческий дар и святость. Таким образом нормы религии основываются иногда на признании авторитетности других людей. То, что предписывают эти нормы, является во всех зрелых и развитых религиях известным внутренним душевным поведением или деланием (молитва к Богу и подчинение своих желаний Его заповедям), причем нередко устанавливается, в каких именно внешних поступках, движениях и словах (обряд) должно выражаться благочестивое настроение души. Иногда люди упускают из вида, что обряд предписывается религией только в качестве естественного выра-

жения действительного внутреннего отношения души к Божеству, и тогда религиозность вырождается в ханжество и лицемерие. Наконец религиозная норма имеет свою санкцию. Нарушитель ее чувствует себя стоящим перед лицом Божия гнева и, может быть, наказания; к этому может присоединиться налагаемое церковной властью покаяние, или эпитимия, или даже исключение из союза верующих.

Нормы морали отличаются от норм религии в некоторых существенных отношениях. В установлении нравственных правил человек является предоставленным себе и своей совести. Эти правила основываются на самостоятельном и свободном убеждении, которые каждый из нас должен выносить, обдумать и формулировать. Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может; даже внешним авторитетом норма морали не может быть установлена, потому что единственным авторитетом здесь является голос совести, живущий в глубине каждой души. Это значит, что человек, слагая свои нравственные убеждения и устанавливая нормы морали [2] , не может руководиться личной прихотью и произволом, но должен поставить пред своею совестью вопрос о том, что есть самое лучшее, совершенное и праведное в личном поведении и в отношении человека к человеку. Указания совести надлежит затем высказать в форме грамматического предложения и логического суждения, которое и выразит основную моральную норму поведения; распространение этого правила на отдельные стороны внутренней и внешней жизни даст возможность составить подчиненные нормы морали. Так, напр., каждому из нас без особого труда удастся признать и формулировать норму: «относись ко всякому человеку с тою любовью, которою ты обычно любишь самого себя»; такое перенесение жизненного центра тяжести со своего благополучия на других людей породит, с одной стороны, требования бескорыстия, самоотвержения и скромности в отношении к себе, с другой стороны – правила, предписывающие доброжелательство, уважение, щедрость, доверие и т.д. по отношению к другим.

Итак, нормы морали каждый человек должен установить для себя сам. Другие, в частности родители и воспитатели, могут ему, правда, помочь в раскрытии и осмысле-

нии голоса совести, но до признания и убеждения каждый из нас должен дорасти сам. Это не значит, что у каждого человека могут быть свои особые воззрения на добро и зло, причем каждый про себя будет прав. Нет, различные понимания морали бывают у людей потому, что они или не знают верного пути к совести, или же не хотят им идти; нередко они ошибаются, принимая «житейскую пользу» за нравственное добро, или не решаясь поставить перед совестью правильный вопрос о самом лучшем; или же они, совсем не обращаясь к ее авторитетному голосу, придумывают что-нибудь от себя. При правильном же исследовании голос совести покажет всем людям одно и то же, и это выражали иногда так: совесть есть голос Божий, звучащий одинаково в каждой душе, но требующий от нее особого внимания и самодеятельной работы над ее убеждениями. Таков порядок установления моральных норм.

Понятно, что норма морали связывает только того человека, который ее признал; она предполагает добровольное согласие и признание, и если кто-нибудь соблюдает ее по чужому приказанию, из покорности или страха, то она теряет свой моральный характер. Это не значит, конечно, что всякий, кто не захочет признать ее, может делать, что ему заблагорассудится: произвол его окажется ограниченным нормами другого характера – теми нормами права, которые связывают каждого гражданина, а также теми, которые установлены распоряжениями его ближайшего начальства (напр., воспитателей). Но это значит, что нравственная жизнь возможна только для того, кто имеет действительное, искреннее желание стать лучше; каждого человека можно и должно свободно убедить в том, что существует внутренний закон добра и что это есть закон любви; и наконец, что если он его не соблюдает, то он всегда будет неправ. Но принудительно – нормою морали нельзя связать никого.

Далее, эта норма предписывает всегда известное внутреннее отношение ко всему живому, и в особенности к человеку, и в виде естественного последствия или выражения этого настроения души,– внешнее поведение, согласное с ним. Нравственные правила всегда начинают с душевной глубины и требуют прежде всего внутренней доброты. Это не значит, что они удовлетворяются ею и

большего не требуют; недаром говорится, что «ад вымощен добрыми желаниями». Но это означает, что нравственные правила никогда не предписывают внешних поступков или внешнего поведения независимо от того душевного настроения, которым они сопровождаются. Нравственный поступок всегда подготовляется в глубине души, как бы вырастает из нее, и внешнее проявление человека всегда является в таких случаях лишь зрелым плодом внутренней доброты.

Наконец норма морали имеет свою санкцию в виде живого укора совести. Тонко развитая и глубоко чувствующая душа испытывает этот укор часто и явственно. Он выражается в известном каждому из нас внутреннем недовольстве своим поступком или даже всею своею жизнью: человек сознает свою неправоту и чувствует, что он и должен и может жить и действовать иначе; это и вызывает в нем чувство вины. Задача человека в том, чтобы не заглушать в себе укор совести и чувство нравственной вины, но приучить себя относиться со вниманием к этому укору и тем воспитать в себе чувство нравственной ответственности.

После всего сказанного понятно, каково взаимное отношение норм религии и норм морали. Они отличаются, во-первых, по тому авторитету, который устанавливает правило (в религии – воля Божия, в морали – голос совести); во-вторых, по тому порядку, в котором правило формулируется (в религии – соборное изложение откровения, данного избранным людям, в морали – самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому); в-третьих, по санкции (в религии – гнев и суд Божий над грешником, в морали – укор совести и чувство вины). В то же время нормы религии и нормы морали имеют сходство: во-первых, в том, что они требуют всеобщего признания, но связуют только тех, кто их добровольно признал (в религии – уверовал, в морали – убедился); во-вторых, в том, что они предписывают известное поведение, вырастающее из глубины души.

При этом верующие обычно подразумевают, что норма религиозная, являясь выражением воли Божией, не отменяет и не изменяет голос совести, но придает ему особую силу и дополняет его требования – новыми. Вот почему религия иногда поглощает мораль.

[1] Действительная религия зиждется на принципе двойственности. В ней необходимо и обязательно присутствие второго элемента двойственной пары «имманентное – трансцендентное», ибо человек переживает связь с тем, что выше его, т.е. с тем, что запредельно по отношению к миру явлений, находится за его гранью, что премирно. Если этого нет, если, например, Бог отождествляется с природой (пантеизм), с космосом (космизм), с энергией или любым внутренним, имманентным бытием, то, собственно, тогда отсутствует и религия (связь, соединение как ее признак и универсальный принцип). Истинные религии имеют дело с Богом как трансцендентным Духом «В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он себя узнает, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить религию. Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом. Если эту религиозную формулу перевести на язык философский, она получает такое выражение: религия есть переживание трансцендентного, становящегося постольку имманентным, однако при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентно» (Булгаков С. Свет Невечерний.– М., 1917.– С. 6).

[2] Не проводя формального различия между терминами «нравственность» и «мораль», И. А. Ильин тем не менее всегда правильно употреблял их в конкретных контекстах и никогда не отождествлял. Следует указать на различие этих понятий. Слово «нравственность» происходит от слова «нрав» (житейские правила, привычки, обычаи). По В. И. Далю, нрав – это «одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и уча, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа. Нравственный противоположен телесному, плотскому; духовный, душевный. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относятся истина и ложь; к нравственному – добро и зло» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.– Т. 2.– М., 1955.– С. 558).

Слово «мораль» в русский язык пришло из французского и означает нравственное учение, правила, которыми должен руководствоваться человек в делах своей воли и совести; коротко говоря, это выраженная в словах нравственность.

Различие этих понятий имеется и в некоторых философских системах (см., напр.: Гегель. Философия права.– М.; Л., 1934.– С. 58 59176, 177).

Похожие статьи:

  • Судебный пристав района бирюлево восточное СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 32 РАЙОНА БИРЮЛЕВО ВОСТОЧНОЕ (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Телефон суда: (495) 675-74-69 ; адрес суда района Бирюлево Восточное смотрите ниже. Разрешение юридических вопросов без Вашего участия и присутствия в суде: (495) […]
  • Клевета глагол Клевета глагол КЛЕВЕТА́ТЬ, -вещу́, -ве́щешь; прич. наст. клеве́щущий; несов., на кого и без доп. Распространять о ком-л. заведомо ложные слухи, порочить кого-л., наговаривать на кого-л. Клевета пятнает в общем мнении не того, на кого клевещут, а того, кто […]
  • Возврат предоплаты покупателю из кассы проводки Возврат предоплаты покупателю из кассы проводки Вопрос: Как отразить возврат аванса, полученного от покупателя, в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)? Дата публикации 31.10.2017 Использован релиз 3.0.53 Получение аванса Вычет НДС при возврате аванса Поступление […]
  • Справка по больничным листам при увольнении в 1с Справка по больничным листам при увольнении в 1с Вопрос: Как ввести сведения о заработке от предыдущего работодателя для расчета пособий в "1С: ЗУП 8" (ред. 3)? Дата публикации 13.09.2016 Использован релиз 3.1.1 Начисление пособий и выплат социального […]
  • Дети развода онлайн Взрослые дети развода (2014) Развод – серьезная проблема для многих детей: им приходится привыкать, что родители друг друга теперь, мягко говоря, не любят, и что за общим столом всей семьей уже не посидишь. Впрочем, рано или поздно эти проблемы сглаживаются […]
  • Адвокат 2012 торрент Первоклассный адвокат / Gyakuten saiban (2012) DVDRip Создан в: 2012 годуСтраны: ЯпонияНазвание фильма: Первоклассный адвокат Иностранное название: Gyakuten saibanКатегория / Жанр: триллер, драма, комедия, криминал, детективГлавный режиссер: Такаси […]
  • Образец заявления на займ денег на работе Помощь в получении ссуды Образец заявления на получение ссуды по месту работы Перед тем, как мы рассмотрим образец заявления на ссуду, разберемся, что такое ссуда . Как правило, ссуда выдается в виде имущества или денежных средств на определенный срок по […]
  • Договор купли доли в ооо под условием Купля-продажа доли в ООО, отчуждение долей Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ФЗ-№14 п.11 ст. 21) предусматривает обязательное удостоверение нотариусом сделок, в результате которых происходит отчуждение доли (или части доли) в уставном […]