Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Экономические права граждан рф это право

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-4. Экономические права и свободы.

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

• Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны — декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства[11].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА — совокуп ность конституционных прав,определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический,социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными Э.п … Энциклопедия юриста

экономические права и свободы человека — совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные… … Большой юридический словарь

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономическую, социальную и политическую систему конкретного общества. Основными Э.п … Энциклопедический словарь экономики и права

Экономические права и свободы человека — это совокупность конституционных прав человека, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе… … Большой юридический словарь

Права и свободы человека — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Права и свободы человека и гражданина — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

Права и свободы человека и гражданина — совокупность узаконенных, устанавливаемых и охраняемых международным правом и конкретной государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Проблема прав человека, его свобод завоевание человеческой мысли и… … Педагогический терминологический словарь

Права и свободы — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

экономические права — и свободы человека совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. основными э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и… … Большой юридический словарь

Конституционные права и свободы — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

3.7 Экономические и социальные права

В отличие от других видов прав человека особенностями социально- экономических прав являются1:

распространенность на определенную — социально-экономическую — область жизни человека;

допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных права специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.

Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. До этого времени права на собственность и на труд объединялись с правами гражданскими. Но определенные трудности в их признании существуют и сегодня. Так, Европейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами.

Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как, отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

1 Гордон Л. А. Социально — экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. М., 1997. № 3.

Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.

Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22—27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТ принято больше 170 конвенций. Важное значение имеют следующие: «О принудительном труде» (1930 г.), «О справедливом вознаграждении» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.), «О политике в области занятости (1964 г.), «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) и др.

Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок человеческого существования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности. Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в

ст.23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской Федерации означает: 1) возможность свободного и самостоятельного выбора — работать или не работать, 2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с юридическом точки зрения выражается в договорном характере трудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующего уведомления администрации, праве трудится после достижения установленного пенсионного возраста и т.п., 3) запрещение принудительного труда. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, признается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция МОТ 1930 г. № 29 «О принудительном или обязательном труде).

Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любом лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» отмечается, что в целях «ликвидации безработицы и неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости» (ст. 1).

Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции МОТ 1991 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». Согласно этой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента. Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях трудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению суда. В

РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.).

Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство обязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально- технического обучения, экономическому росту и полной производительной занятости (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) принцип справедливой оплаты труда воплощается в запрете дискриминации и оплате труда, т. е. любого ограничения в правах либо установления преимуществ в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; в установлении федеральным законом в качестве исходной базы минимального размера оплаты труда, обязательного для всех работодателей.

Труд является одним из условий возникновения первоначального права на собственность.

Право частной собственности на имущество, в том числе и на землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной разновидностью прав и свобод человека и охраняется всей системой российского законодательства. Изменения и дополнения в этой области могут быть введены только законом. Гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за исключением того, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям государственной и общественной безопасности.

В Российской Федерации гарантирована свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства (ст.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.

Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст. 25).

Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметом ряда международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 «О равноправии в области социального обеспечения» закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства.

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. Предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся на попечения родителей», от 14 января 1997 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты.

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая «основное право каждого человека на свободу от голода», Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни включает в себя также право на наивысший достижимый, уровень психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождаемости и детской смертности;

улучшения всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство, обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями и Дополнениями 1996 г., «Об основах федеральной жилищной политики» (1996 г.), «О товариществах собственников жилья (1996 г.) и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми актами и федеральными программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в о6ласти охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

Однако международный контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и политических прав менее значителен. Он не включает в себя возможность подачи жалобы частными лицами. Согласно положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16—25), государства обязаны представлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положении Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, который, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС и специализированным в данной области учреждениям.

Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-экономических прав и свобод сталкивается с особыми трудностями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагающих дефиниций и гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с неконкретностыо взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.

В последнее время деятельность международных органов по контролю за соблюдением государствами своих обязательств в сфере основных экономических и социальных прав человека активизировалась. В рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств была организована подготовка специальных докладов по таким вопросам, как право на питание, вопросы борьбы с бедностью, содействие реализации права на жилище и т. д. В 1985 г. создан Комитет ЭКОСОС по экономическим, социальным и культурным правам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным органом и уполномочен рассматривать доклады государств, принимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.

Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирования нет противоречия. Ценности экономической свободы и равенства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются важной предпосылкой стабильного существования правового государства в демократической и социальной форме.

1. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод. Основные экономические и социальные права в России впервые в целостном виде были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Порядок реализации, гарантии и пределы пользования экономическими правами и свободами регулируется ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, «направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Под имуществом в Конституции РФ понимаются не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ГК РФ. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего как предметы материального мира, имущественные права на них, так и результаты интеллектуальной деятельности, информацию, энергию и исключительные права на них. К этой категории относятся также имущественные комплексы, природные богатства и пр.

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Распоряжение землей в Российской Федерации осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, установлен также приоритет охраны жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами; особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности; занятые объектами космической инфраструктуры; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и т.п.

Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование Вагина Анна Михайловна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Содержание к диссертации

Глава 1. Экономические права граждан в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина

1. Генезис экономических прав человека 12-34

2. Экономические права как составная часть системы прав человека 35-51

3. Состав и содержание экономических прав 53-74

3.1. Право на предпринимательскую деятельность

3.2. Право частной собственности

3.3. Право на труд

4. Конституционные гарантии осуществления экономических прав, 75-101

Глава 2. Конституционно-правовые основы охраны и защиты прав граждан в экономической сфере

1. Механизм правовой охраны и защиты предпринимательской деятельности 102

2. Государственно-правовая охрана и защита конституционных прав и свобод граждан 119

3. Проблемы реализации конституционных принципов и правомерных ограничений в экономической деятельности 137

3.1. Принципы осуществления экономических прав

3.2 Ограничения осуществления экономических прав

Библиографический список 182-202

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец XX столетия ознаменовался для России трансформацией социальной, экономической и политической систем, которая не имела прецедентов в новейшей истории. Фундаментальные изменения всех сфер жизнедеятельности общества выражаются и в законодательстве, обеспечивающем развитие частной инициативы с одной стороны, и ограничивающем избыточное государственное регулирование экономической деятельности субъектов предпринимательства с другой. Однако следует констатировать, что качество названного законодательства по-прежнему остается пробельным, противоречивым, создаваемым без должной концептуальной основы,

Эти обстоятельства делают насущным необходимость изучения и соотнесения современного состояния реализации экономических прав и свобод человека и гражданина с конституционной моделью данной категории отношений. Более целостного рассмотрения требуют вопросы о конституционной природе экономических прав, их взаимосвязи между собой и с другими основными правами и свободами человека. Недостаточно исследован и конституционный механизм их ограничения.

Избранная тема исследования имеет важное практическое значение для эффективной реализации социально-экономической политики государства и для построения стройной концепции законодательного ее регулирования.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неизменно присутствует мысль о необходимости развития инфраструктуры рынка, усилении гарантий и защиты прав собствен-

ников и производителей, поддержки частной инициативы российских предпринимателей \

Исследуемые в настоящей диссертации проблемы относятся к весьма значимой области конституционно-правовых отношений, касающейся статуса личности в экономической сфере, взаимоотношений между индивидами, выступающими в качестве субъектов экономических правоотношений, с одной стороны и государством в лице его органов, с другой, В условиях возрастания роли рыночных механизмов, индивидуального и коллективного предпринимательства глубокое теоретическое обоснование соответствующих конституционных положений об экономических правах человека и гражданина, равно как и выработка действенных рекомендаций по их практическому претворению в жизнь представляются в наши дни одним из актуальных направлений конституционно-правового исследования.

Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности темы, следует отметить, что в отечественной науке конституционного права экономические права граждан уже в той или иной степени были предметом исследования. Ряд исследователей рассматривали право на предпринимательскую деятельность либо право частной собственности в составе конституционных экономических прав (СВ. Белых, Г.А. Гаджиев, В.И. Крусс, Г.Б, Мирзоев, И.Н. Плотникова). Другие ученые исследовали экономические права в сочетании с социальными (Н. Варламова, Н.П. Глущенко, И.Б, Михайловская) либо как самостоятельную группу прав (Д.Н. Дружинин),

Во многом работы указанных авторов позволили изучить теоретические основы конституционно-правового регулирования экономических

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 г.// Российская газета, 2001. 4 апреля; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 г. // Российская газета. 2002. 19 апреля; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 тЛ Российская газета. 2003- 10 апреля.

прав, проанализировать специфику нормативного закрепления и правоприменительного воплощения данной категории отношений.

Все же следует отметить, что работы перечисленных авторов при всех несомненных достоинствах раскрывают лишь отдельные аспекты содержания экономических прав. Учитывая огромный пласт отношений, охватываемых категорией «экономические права» можно с уверенностью утверждать, что их системный, комплексный анализ еще только начинается. Не до конца сформированным остается перечень прав, входящих в названную группу, достаточно проблемным остается практическое осуществление конституционных норм об экономических правах, отсутствует четкий механизм гарантий их реализации. Эти и другие вопросы, безусловно, требуют дальнейших научных исследований.

Большой вклад для понимания проблем, связанных с вопросами понятия, содержания и сущности экономических прав, их реализации и защиты сделали в своих трудах такие отечественные ученые-правоведы, как: СА- Авакьян, ММ. Агарков, С, С. Алексеев, М В. Баглай, Д.Н. Бахрах, Н,А. Боброва, НА, Богданова, Н.С. Бондарь, С,Н, Братусь, Н.В. Витрук, Л. Д. Воеводин, В.П. Грибанов, В Л. Казимирчук, С-Ф. Кечекьян, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, В.В. Копейчиков, В.М. Корель-ский, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, А.В. Малько, Н. И, Мату-зов, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, А.А Мишин, B.C. Нсрсесянц, В,А. Па-тюлин, В.Д. Перевалов, Ф.М. Рудинский, В.К. Самигуллин, К.И. Склов-ский, М.С. Строгович, IO-A. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, ИЛ. Умнова, Б.С. Эбзеев, Л. С. Явич и др.

Достаточное большое внимание изучению правового режима собственности и предпринимательства уделено исследователями с позиции науки гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Это научные публикации B.C. Белых, С.Э. Жилинского, Т,М. Ивановой, Н.И. Клейн, В.В.

6 Лаптиева, В.С- Мартемьянова, В,Ф. Попондопуло, А.П, Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К- Толстого, Е-Б- Хохлова и др.

При написании настоящей работы использовались и работы зарубежных авторов в сфере экономики, юриспруденции, защиты прав человека: Р. Арона, Й, Благожа, М. Вебера, А- Зенгера, Г, Еллинека, Р. Иеринга, К. Маркса, Ж. Маритена, Ш. Мийон-Дельсоля, Ричард А. Позднера, К.Р. Санстей-па, К, Хессе, Ф. Энгельса и др.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили международные правовые акты в области прав человека, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, законодательство бывшего Союза ССР, акты Конституционного Суда Российской Федерации, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

В качестве методологической основы исследования применялись современные методы познания общенаучного и специального характера: исто-рико-логический, системно-аналитический, диалектический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы познания.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при конституционно-правовом регулировании экономических прав граждан, реализации конституционных норм о предпринимательстве, собственности, праве на труд, осуществлении судебной защиты конституционных прав и свобод субъектов экономических отношений.

Предметом исследования выступают нормативные отношения, определяющие конституционно-правовую природу экономических прав, а также конституционно-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в

процессе реализации экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Основными целями диссертационного исследования являются:

определение места и роли экономических прав в комплексе прав человека;

выявление критериев и условий наиболее эффективной реализации экономических прав;

анализ формально-юридической и содержательной сторон данной группы прав;

изучение структурных элементов конституционно-правового механизма их реализации и выявление необходимых пределов (ограничений);

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

проанализировать специфические характеристики экономических прав, более полно раскрыть с позиции конституционно-правовой науки суть, содержание и их конституционно-правовую природу;

сформулировать определение научной категории «экономические права человека и гражданина» с позиции конституционного права;

теоретически обосновать относительную самостоятельность группы экономических прав в общей системе прав человека;

исследовать конституционные гарантии реализации экономических прав;

проанализировать основные формы государственно-правовой охраны и защиты конституционных экономических прав;

обосновать конституционные ограничения осуществления экономических прав, их пределы и формы;

разработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего экономические права в целях создания действенного механизма полномасштабной

реализации данных прав в качестве основы гарантирования всего комплекса прав человека.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном теоретическом анализе экономических прав как сложной конституционно-правовой категории, которая представлена в работе в виде единой внутренне организованной дифференцированной подгруппы в общей системе прав человека, с вполне самостоятельными статусными и структурными характеристиками. Экономические права граждан рассматриваются с двух позиций: во-первых, эти права представлены в диссертации в качестве идей, ценностей, конституционных принципов, входящих в основы конституционного строя и составляющих конституционно-правовой статус субъектов экономических отношений. Во-вторых, эта категория прав исследуется как совокупность норм разных отраслей права, нацеленных на регулирование, реализацию, защиту и охрану экономических прав.

Новизна постановки и решения задач, а также предлагаемых подходов нашла свое отражение в сформулированных в работе положениях и тезисах, выносимых на защиту:

L Экономические права человека и гражданина — это самостоятельная подгруппа основных прав человека, в конституционно-правовом аспекте представляющая собой взаимосвязанные элементы реализации прав индивидуумов, обеспечивающие свободу предпринимательства, признание и защиту частной собственности» условия для реализации способностей и направленные на удовлетворение материальных потребностей жизнедеятельности и получение доходов. Это субъективные конституционные права, назначение которых состоит в обеспечении их обладателям определенной степени свободы в экономической сфере.

2, Экономические права являются результатом длительного и многосложного процесса становления и правовой институционализации форм и способов согласования частных и публичных интересов на базе формацион-

ных, цивилизационных, экономических, социальных и политико-правовых преобразований общества. Именно конституционное закрепление экономических прав отражает ценность социально-ориентированного государства и позволяет достичь баланса между частными интересами и свободой личности с одной стороны и публичными интересами государства в сфере перераспределения материальных благ —с другой-

Правовая природа экономических прав обусловлена спецификой их исторического развития и характеризуется тем, что осуществление данных прав невозмолшо без обеспечения со стороны государства. По этой причине в работе получил дальнейшее развитие тезис об особой роли экономических прав, как высшей ценности в гражданском обществе, признание, соблюдение и защита которой вменены в обязанности государства.

Закрепление экономических прав в Конституции Российской Федерации имеет определенные особенности: ряд экономических прав (право на предпринимательскую деятельность, право на труд, гарантированность и защита частной собственности) имеют значение конституционной идеи, ценности, а в ряде случаев определяют основы конституционного строя российского государства.

Экономические права выступают в качестве объекта публично-правового и частноправового регулирования со стороны множества разных отраслей права. Согласование регулирующего воздействия отраслей права обеспечивает конституционное право. В рамках комплексного правового регулирования тематику экономических прав и свобод выражают нормы, во-первых, закрепляющие эти права и свободы; во-вторых, принципы их осуществления; в третьих, гарантии указанных прав и свобод; в-четвертых, процессуальные механизмы их осуществления,

6- Сделан вывод о том, что, несмотря на усложненный характер и структуру экономических отношений, а также особый государственно-властный характер участия государства в регулировании данных отношений, домини-

рующим является дозволительный метод правового регулирования. Субъекты, реализующие экономические права, наделяются широкими правомочиями,

7. Предлагается понятие «конституционные средства охраны и защиты» рассматривать в широком и узком толковании. В широком смысле конституционно-правовые средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина рассматриваются как существующие в российской правовой системе юридические средства охраны и защиты, независимо от их отраслевой принадлежности (конституционные, гражданско-правовые и т.д.). В данном случае понятие «юридические средства охраны и защиты» — в полном объеме совпадают с понятием «конституционные средства охраны и защиты» в широком смысловом значении,

В узком смысле понятие «конституционные средства охраны и защиты» заключается в их предназначении для устранения законодательных пробелов и иных проблем, препятствующих (или могущих препятствовать) нормативной реализации конституционных прав и свобод. Нормы, которые устанавливают основания применения конституционных средств охраны и защиты, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим. При этом конституционные средства охраны и защиты права применяются тогда, когда средства охраны и защиты других отраслей права уже исчерпаны, но нарушенное при этом право не восстановлено.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Работа содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию российского законодательства об экономической деятельности, а также судебной практике. Результаты исследования имеют немаловажное значение и для совершенствования правозащитной деятельности, и для повышения эффективности ра-

11 боты государственных и муниципальных органов по обеспечению реализации комплекса экономических прав граждан России.

Материалы исследования могут быть применены в преподавании конституционного права и курсах о правах человека, в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации юристов, государственных и муниципальных служащих.

Представленное исследование будет способствовать дальнейшему развитию науки о правах человека, содействует углублению знаний и практическому претворению идей правовой государственности, а так же мер по конституционной защите личности в России.

Диссертация обсуждена на кафедре теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, где проведено ее рецензирование.

По теме диссертационного исследования опубликовано пять научных работ, в которых излагаются основные положения работы.

Экономические права как составная часть системы прав человека

Вопросы о месте экономических прав в системе прав человека, о возможности конституционализации экономических прав, о степени и особенностях их юридической защищенности по сравнению с гражданскими и политическими правами, о совместимости с принципами свободного, демократического, ориентированного на рыночную экономику гражданского общества, и по сей день не потеряли своей актуальности.

По природе экономические права существенно отличаются от прав гражданских и политических, что связано с ролью государства в признании и обеспечении этих прав. Право на экономическую деятельность — общее, принадлежащее каждому право, содержащее в себе комплекс прав, обеспечивающих возможность организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права экономической деятельности -юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) — может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договоры с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью,

В настоящем диссертационном исследовании экономические права рассматриваются в соответствии с концепцией, выдвинутой рядом ученых j о том, что экономические права представляют собой самостоятельную, отличную от социальных группу прав. Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации1.

В юридической литературе прочно утвердилось положение о том, что конкретные частные права (права в рамках правоотношения), в том числе экономические права, делятся на абсолютные и относительные .

Так, И.А. Ледях пишет, что еще задолго до Второй мировой войны характерным стало разделение прав и свобод на две категории. К первой относились абсолютные, или вечные, неизменные, надгосударственные права. Их содержание не зависит от воли законодателя. К числу таких «классических» прав всегда относили свободу совести, личные свободы, неприкосновенность жилища, частную собственность. Вторую категорию составляли все остальные права, затрагивающие область отношений государства и личности, личности и общества, граждан между собой \

Что же понимается под основными «абсолютными» и основными «относительными» правами?

Еще в конце XIX в. русский государствовед Н. М Коркунов писал, что для сторонников существования абсолютного права абсолютные права человека — это прирожденные права, не зависимые от государства, существующие помимо него, безусловные и неизменные, а потому и неприкосно у венные для власти- Такое определение абсолютному праву Н. М- Коркунов давал с позиции его значения для самого человека.

ИГ. Виноградов сформулировал определение с позиции значения абсолютных прав человека для государства в начале XX в.: абсолютные права — это права, «с которыми должно сообразовываться всякое нормальное устроенное государство» . К их числу он относил права человека на жизнь, личную свободу и собственность-Авторы современных юридических словарей, исходя из позитивистского правопонимания, считают, что абсолютные права — это такие субъективные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц- Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Учитывается что, нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, то есть против неопределенного круга лиц . Эту позицию поддерживает и Н. И. Матузов, который считает, что основному естественному праву корреспондирует обязанность всякого, кто приходит в столкновение по поводу пользования соответствующим благом с носителем данного права.2 Ограничение или временное их приостановление не допускается в демократическом правовом государстве ни при каких обстоятельствах.

Существенный нюанс абсолютных прав отмечает Д. Н. Бахрах: абсолютные права осуществляются действиями тех, кому принадлежат, а все другие субъекты прав обязаны не препятствовать или даже содействовать этому 3. Такая же по существу трактовка абсолютных прав существует и в конституционном праве зарубежных стран. В частности, по конституции Японии абсолютные права человека — это такие основные права и свободы, присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания парламентом соответствующего закона \

Все остальные основные права человека, кроме абсолютных, стали называться относительными. Основные относительные права — это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), то есть права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам)5. Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение- Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его.

Состав и содержание экономических прав

Ядром экономических прав граждан Конституция Российской Федерации в статье 34 считает право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данная норма конституционно закрепила право на предпринимательскую деятельность, ранее провозглашенное в статье 22 Всеобщей декларации прав человека . Примечательно, что в конституционном воплощении это право оказывается принципиально новой категорией не только для теории конституционализма, но и философии права в широкой понятийной градации юридических наук .

Экономическая свобода — необходимый элемент гражданского общества и правового государства. Провозглашенное в качестве основы конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собствеЕшости неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

СВ. Белых, предлагает под предпринимательством понимать совокупность целенаправленных, систематических действий, совершаемых самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества, а также получения систематической прибыли посредством создания и ведения собственного бизнеса, дела .

Такие категории, как «предпринимательство», «бизнес», традиционно ассоциируются в общественном сознании с капиталистической экономикой и соответствующим типом общественных отношений. Именно в рамках либерально-буржуазной концепции «естественных прав» человека, права па свободу и частную собственность трактуются как неотъемлемые и не зави-сящие от воли государства . Вместе с тем в конституциях развитых буржуазных демократий крайне редко формально используются понятия тождественные или достаточно близкие праву на предпринимательскую деятельность- Как отмечает ИЛ- Алебастрова, в США, например, — государстве, небезосновательно претендующем на наиболее адекватное воплощение принципов либерального конституционализма, — из социально-экономических прав и свобод фактически только одно — право частной собственности — имеет конституционное оформление в виде ограничений ее изъятия 3,

Современная конституционная экономическая политика подвергла кардинальной модернизации экономическую модель, закрепленную в Конституции РСФСР 1978 года в качестве «единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР». Это определение экономики РСФСР, содержавшееся в статье 16 Конституции РСФСР, было исключено на V Съезде народных депутатов РСФСР, Тем самым государство объявило об отказе от огосударствления всех сфер производства, распределения, обмена. Симптоматично, что в соответствии со статьей 16 Конституции РСФСР 1978 года распределение предшествовало обмену, то есть обмениваться можно было только тем, что уже распределено в централизованном порядке. Отказ от этого положения явился началом перехода к рыночной модели экономики.

Конституционные положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом — гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, которое основывается на статье 34 Конституции Российской Федерации.

Важным элементом основ конституционного строя и одновременно составной частью основных свобод и прав человека и гражданина является свобода экономической деятельности. Свобода экономической деятельности, гарантированная статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации, обеспечивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, В основу этих конституционных норм положен принцип диспозитив-ности, который определяет самостоятельность и свободу субъектов в распоряжении своими правами. Это позволяет им, исходя из своих способностей и интересов, определять направления и способы использования принадлежащих им материальных благ, устанавливать необходимые хозяйственные связи и приемлемые условия их осуществления \

Помещением статьи 34 в главу 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, особо подчеркивается важность общественных рыночных отношений, возникающих в экономике, их участниками выступают частные субъекты хозяйствования. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности. Формируемое на этой основе гражданское общество, отмечает М.В. Баглай, строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей, как в политической, так и в экономической областях \

Субъектами права, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, являются, прежде всего, физические лица, к которым относятся граждане России, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. Включение в данный круг субъектов права юридических лиц, по мнению некоторых ученых, необоснованно, поскольку положения Основного Закона о правах и свободах человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, то есть физического, а не юридического лица , В рамках анализируемых прав юридические лица следует рассматривать не как субъекты права, а как одну из форм реализации физическими лицами права на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В юридической литературе нет единого мнения по этому вопросу- На практике часто возникает вопрос о применении той или иной статьи Конституции Российской Федерации к отношениям с участием юридического лица в сфере предпринимательской деятельности. Как отмечает С.Э. Жилинский, юридические лица, в том числе предпринимательских организаций, являются главной действующей силой реформируемой российской экономики. Однако о них ничего не сказано в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Механизм правовой охраны и защиты предпринимательской деятельности

Как уже неоднократно отмечалось, в связи с радикальными изменениями, которые затронули наше общество в конце прошлого столетия, правовая наука подверглась основательному переосмыслению, начиная от самых общих понятий и категорий права и кончая чисто практическими проблемами эффективности регулирования той или иной группы общественных отношений. Вместе с тем, особенностью переживаемого наукой исторического момента является то, что он придает непосредственное прикладное значение самым отвлеченным теоретическим исследованиям, например, исследованиям о закономерностях и особенностях взаимодействия конституционно-правовых и экономических реформ.

Соответственно научная мысль вынуждена обратиться к предметам, совершенно не исследованным, или недостаточно исследованным для определения сущности этих предметов и основ их взаимодействия с точки зрения общепринятых научных положений.

В основательном осмыслении нуждается правовая наука, изучающая процесс и механизм формирования конституционно-правовых рамок становления в России устойчивого режима современной рыночной демократии. Многое, если не все, требует тщательного исследования, например, понятие «экономические права», их назначение, структура и действие (теоретическому исследованию этих вопросов частично посвящена первая глава диссертации),

В условиях перехода к созданию новой, принципиально иной модели экономики формирование теоретических основ нового механизма правового регулирования экономических отношений становится актуальной практической задачей, ибо, не имея таких основ, мы не сможем создать того, что могло бы быть определено в качестве правового механизма. Всякое субъективное право имеет свою социальную ценность лишь постольку, поскольку его возможно осуществить- Отсюда возникает проблема реализации субъективных прав граждан, проблема их защиты . Это в полной мере относится и к экономическим правам граждан. Результатом такой защиты является стратегия государства внутри страны и во внешнеэкономической сфере, обеспечение необходимого уровня правового регулирования экономических отношений с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики,

В экономике общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью. Государство выступает в качестве механизма, обеспечивающего экономические интересы своих субъектов в рамках допустимых возможностей. Комплекс создаваемых государством условий, требований, правовых норм, экономических нормативов, предписаний, директив обеспечивает правовую основу экономической деятельности субъектов и автоматически гарантирует надежность эффективного их функционирования. Экономические потребности отдельных элементов общества аккумулируются в экономические интересы государства, которые обуславливают цели развития страны. С государственными экономическими интересами корреспондируются соответствующие обязанности, учреждений, организаций, предприятий, а также граждан. Здесь имеют место различные по своей видовой и отраслевой принадлежности общественные отношения — государственно-властные (например, по конституционному закреплению основ предпринимательской деятельности), финансово-правовые (например, налоговые), имущественные (по использовании имущества и своих способностей в той или иной деятельности). Такие отношения регулируются соответственно нормами конституционного, финансового и гражданского права. Однако экономическая деятельность все больше нуждается, и будет нуждаться в специальном, комплексном правовом регулировании. В настоящее время реализация конституционных прав граждан на осуществление предпринимательства обеспечивается в разной степени несколькими публичными механизмами государственного регулирования экономики: лицензированием, сертификацией, стандартизацией в которых объединяются разные по своей природе отрасли и институты законодательства.

Законодатель выделяет отношения, возникающие в экономической деятельности, ибо они затрагивают интересы не одной какой-то личности, а группы людей, общества, и иногда могут привести к серьезным социальным последствиям. Это придает правонарушениям в данной сфере особый оттенок, который вынужден учитывать законодатель, устанавливая не только административную, гражданско-правовую и уголовную, но и конституционную ответственность за нарушения норм и правил предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому для обеспечения беспрепятственного пользования конституционными правами и свободами оправданным представляется наше исследование, проведенное с целью выявления сущности, содержания, основных традиций в практике государственно-правовой защиты (охраны) экономических прав граждан.

Как было уже отмечено в первой главе диссертации, к основным экономическим правам относятся конституционные права, непосредственно устанавливающие основы экономической системы России. Провозглашенное в Конституции Российской Федерации право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть I статья 34), право частной собственности и другие вещные права (статья 35), право граждан Российской Федерации и их объединений иметь в частной собственности землю (статья 36) отчасти остаются декларативными, поскольку вопросы государственно-правовой реализации основных экономических прав так и не стали предметом комплексного законодательного регулирования. Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране этих прав закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладное экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными видами собственности.

Определениям эффективности реализации прав и свобод личности в научной литературе посвящено немало работ. Некоторые исследователи реализацию права предлагают трактовать в контексте многоаспектного процесса правового регулирования . В противовес этой позиции другие авторы считают, что правовое регулирование и реализация норм права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани функционирования права 2. Специфичность реализации норм права при этом связывается с результативностью, обеспечением фактического итога собственно юридического качества. Однако и те, кто разрабатывал проблему механизма социального действия права в целом, итоговым, финальным моментом такого действия называли также и правомерное социально активное поведение субъектов права .

Проблемы реализации конституционных принципов и правомерных ограничений в экономической деятельности

Необходимость научного обоснования и соответствующего нормативного закрепления принципов регулирования экономических прав представляется актуальной для всякого, кто имеет отношение к тем или иным аспектам практики реализации этик прав.

Под принципами в теории права принято понимать основополагающие идеи (требования), развиваемые и конкретизируемые в различных правовых установлениях . Они напрямую связаны со статусными атрибутами человека и гражданина и выступают в качестве используемых индивидуально или коллективно возможностей, предоставляющих свободу выбора вида и меры поведения личности, а обязанности как требования ответственного следования должному поведению .

Понятие принципа права не является по существу новым, оно относится к числу традиционных в советском правоведении, но в постсоветское время приобретает новое значение- Задача ученых осмыслить эти явления через призму резкой смены политических, экономических и социальных устоев общества, и раскрыть их содержание, место и роль в жизни общества, в котором все большее значение приобретают правовые начала» Учитывая объемность содержания как самих экономических прав, так и функционально предметное многообразие видов такого рода властного воздействия на процесс их осуществления, вряд ли все принципы могут быть исчерпывающе определены и систематизированы. Но, как отмечает В.И. Крусс, «основные параметры допустимости воздействия как такового, глубины его «проникновения» в пространство хозяйственной самостоятельности и сроков «присутствия» там необходимо установить именно правовым образом.—» К

Так как отношения, возникающие при реализации экономических прав, обладают комплексным характером, им присущи как общеотраслевые принципы права, так и правовые принципы, содержащиеся в таких отраслях, как гражданское и трудовое право.

Основные принципы правового государства — это основополагающие идеи, на которых строится система правовых норм страны, начала, получающие свое развитие и закрепление в отраслях, институтах и нормах действующего права. Общеправовые принципы определяются политическим и экономическим развитием общества на определенном этапе и закладываются в конституциях разных стран.

Основные конституционные принципы содержатся в главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». В ней приводятся правовые принципы, регламентирующие основные экономические, политические и социальные отношения в обществе. Данные принципы представляют собой находящиеся под защитой сущностные социальные, нравственные, политико-правовые правила организации общества. По определению Г\А. Гаджиева, принципы основ конституционного строя являются правовой моделью наиболее важных для общества отношений, к числу ко-торых, безусловно, относятся и отношения собственности — Правовое регулирование отношений собственности, включая и частной собственности, должно опираться на конституционные основы, ядро которых составляют конституционные принципы и концепции.

Правовое регулирование отношений собственности осуществляется на базе основополагающих конституционных норм, которые; — формируют предпосылки для возникновения частной собственности; — гарантируют равное признание и защиту всех форм собственности со стороны государства; — предопределяют содержание, условия и порядок реализации права частной собственности; — обеспечивают право частной собственности соответствующими гарантиями, включающими охрану и защиту данного права. Эти нормы в Конституции России выражают определенные концепции правового регулирования отношений, связанных с предпринимательской деятельностью; закрепляют принципы правового регулирования предпринимательства и отношений частной собственности; устанавливают исходные начала правового статуса предпринимателя, частного собственника, включающего в единстве и взаимодействии их права, обязанности, свободы, интересы, гарантии, охрану и защиту. Все вместе взятые эти положения образуют конституционную базу, на которой возникает и реализуются основные экономические права. Конституционные принципы экономической деятельности в России составляют общую часть подсистехмы конституционных норм называемой «экономической Конституцией». Действующая Конституция Российской Федерации (статьи 8,34,74,75) закрепила их в четырех важнейших нормах: 1) свобода экономической деятельности; 2) единство экономического пространства; 3) многообразие и равенство различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства; 4) защита конкуренции . С принципом свободы экономической деятельности связывают, прежде всего права человека, которые выражают общечеловеческие гуманитарные начала правового опосредования действительности- Они входят в конституционно-правовой статус личности, Их существенное отличие состоит в том, что ими опосредуются отношения и связи между государством и человеком. Отсюда общий, неперсонифицированный и значимый характер этих прав, свобод, позволяющий воспринимать их как общечеловеческую ценность и всеобщий критерий, ориентирующий на поведение всех иных субъектов конституционного права, а значит, влияющий на их конституционно-правовой статус.

Правовой статус гражданина позволяет в различных формах осуществлять саморегуляцию личности, базирующуюся на сочетании свободного выбора рода деятельности и профессии, использования гражданином его имущества и способностей (статьи 34-37 Конституции Российской Федерации), а также уважения и недопустимости нарушения прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации),

Похожие статьи:

  • Воинская часть малаховка московская область Как доехать до расположения учебного батальона (п. Зюзино) Поделись с друзьями Учебный батальон в/ч 75384 140142, Московская область, Раменский район, пос. Зюзино, в/ч 75384 Общественный транспорт, I вариант: На Казанском вокзале сесть на электричку […]
  • Заверение копии доверенности на себя Как заверить копию документа «надлежащим» образом Пожалуй, нет такого бухгалтера, которому бы не приходилось готовить копии документов: для представления налоговика м статьи 88, 93 НК РФ , во внебюджетные фонд ы статьи 37, 38 Федерального закона от […]
  • Па ч4 ст 204 ук рф Па ч4 ст 204 ук рф Уголовная ответственность за коммерческий подкуп предусмотрена статьей 204 УК РФ. При этом, несмотря на единство наименования статьи – «коммерческий подкуп», уголовная ответственность предусмотрена по двум различным тесно взаимосвязанным […]
  • Корсарам гпк ver 2 Корсары: ГПК "Модификация "Гербы" ver 2 (37 шт) для ГПК 1.3.2 ATR" Автор сборки Nordik Мод для К:ГПК 1.3.2АТ Мод позволяет выбрать на верфи новые гербы (37 шт) Начало новой игры НЕ Требуется Способ установки : 1 Распаковать архив 2 Скопировать из архива […]
  • Декларация 3 ндфл как заполнить проценты по ипотеке Декларация 3-НДФЛ: возврат процентов по ипотеке Актуально на: 15 января 2018 г. Если для того, чтобы купить жилье, вы брали целевой кредит – ипотеку, то на сумму уплаченных по нему процентов вы можете заявить имущественный вычет. С 2014 года вычет по […]
  • Проблема развода реферат Главная > Реферат >Государство и право По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. По […]
  • Реквизиты службы судебных приставов москва УФССП России по Москве информация актуальна на 25.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки ФССП Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Ознакомление с материалами гражданского дела гпк рф Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области ● Порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле ● Порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле Порядок ознакомления с материалами дела лиц, […]