Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Часть 1 статья 283 коап рф

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 283. Содержание постановления по делу об административном правонарушении

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

Постановление должно содержать:

наименование органа (фамилия, имя и отчество, должность должностного лица), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело (фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, место жительства или пребывания;

описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указания нормативного акта, предусматривающего ответственность за такое административное правонарушение;

принято по делу решения.

Постановление по делу об административном правонарушении в сферах обеспечения безопасности дорожного движения и парковки транспортных средств, кроме данных, определенных частью второй настоящей статьи, должна содержать сведения о:

дату, время и место совершения административного правонарушения;

транспортное средство, которое зафиксировано в момент совершения правонарушения (марка, модель, номерной знак)

техническое средство, которым осуществлено фото или видеозапись (если запись осуществлялась)

размер штрафа и порядок его уплаты;

правовые последствия невыполнения административного взыскания и порядок его обжалования;

отрывную квитанцию ​​с указанием реквизитов и возможных способов оплаты административного взыскания в виде штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, либо о нарушении правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированное в режиме фотосъемки (видеозаписи), кроме данных, определенных частями второй и третьей настоящей статьи, должна содержать сведения об адресе сайта в сети Интернет, на котором лицо может ознакомиться с изображением или видеозаписью транспортного средства в момент совершения административного правонарушения, идентификат для доступа к указанной информации и порядок освобождения от административной ответственности.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение органами (должностными лицами), перечисленными в пунктах 1-4 статьи 213 настоящего Кодекса, одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего взысканию, порядок и срок его возмещения.

Постановление по делу должно содержать решение вопроса об изъятых вещах и документах, а также указание о порядке и сроке его обжалования.

Постановление суда (судьи) о наложении административного взыскания должна содержать положения о взыскании с лица, в отношении которого оно вынесено, судебного сбора.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассмотрела дело, а постановление коллегиального органа — председательствующим на заседании и секретарем этого органа.

В случаях, предусмотренных законодательством Украины, о мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об административном правонарушении или постановление оформляется иным установленным способом.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны (действующая редакция)

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 283 УК РФ

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны; в противном случае ответственность наступает по ст. 275 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

— стала известна по службе или работе (работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей).

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Статья 23.29 КоАП РФ. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор (действующая редакция)

1. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.5, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 — 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 — 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, частями 1 и 2 статьи 14.43, 8.46, 8.47 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;

2) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

3) государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

4) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ.

4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.18 и 8.19 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 — 6 части 2 настоящей статьи.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 23.29 КоАП РФ

1. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы. Согласно подп. 12 п. 6 Положения к ведению МПР России отнесены организация и осуществление государственного экологического контроля; в соответствии с подп. 9 п. 7 данное Министерство рассматривает дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания, а также предъявляет в суд, арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей природной среде.

2. Приказом МПР России от 4 апреля 2001 г. N 283 «О должностных лицах Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль» (в ред. Приказа МПР России от 28 апреля 2001 г. N 372) установлено, что:

— первый заместитель МПР России и заместитель МПР России, указанные в п. 1 Приказа, являются заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы;

— руководители Департамента государственного контроля и Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, их заместители, руководители отделов, входящих в состав этих департаментов, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются старшими государственными инспекторами РФ по охране природы;

— специалисты Департамента государственного контроля и Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются государственными инспекторами РФ по охране природы;

— руководители департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России являются главными государственными инспекторами по охране природы в субъектах Федерации;

— заместители руководителей департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются заместителями главных государственных инспекторов РФ по охране природы в субъектах Федерации;

— руководители структурных подразделений департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, и их заместители являются старшими государственными инспекторами РФ по охране природы в субъектах Российской Федерации;

— специалисты структурных подразделений департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в субъектах Федерации;

— начальники специализированных морских инспекций МПР России являются старшими государственными инспекторами РФ по охране природы в зоне их деятельности, их заместители и другие должностные лица этих инспекций, обеспечивающие осуществление государственного экологического контроля, являются государственными инспекторами РФ по охране природы в зоне их деятельности.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса (абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2007 года Федеральным законом от 9 апреля 2007 года N 45-ФЗ, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.14 КоАП РФ

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в разглашении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законодательством предусматривается ограничение доступа к информации, составляющей государственную, служебную, профессиональную, коммерческую, банковскую тайны, а также относящуюся к персональным данным (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1; Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ и др.).

В то же время следует помнить, что к административной ответственности лицо, виновное в разглашении конфиденциальной информации, может быть привлечено только в том случае, если совершенные им действия не образуют состав уголовного преступления. Уголовный кодекс РФ содержит целый ряд составов, предусматривающих ответственность за разглашение конфиденциальной информации (статья 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни»; статья 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»; статья 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»; статья 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)»; статья 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»; статья 275 «Государственная измена»; статья 283 «Разглашение государственной тайны»).

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются как граждане, так и должностные лица. Однако ответственность могут нести только те из них, которые получили доступ к указанной выше информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Другой комментарий к статье 13.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» (см. комментарий к ст. 13.13).

К конфиденциальной информации (документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ) относятся так называемые персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (информация о гражданах).

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев ее отнесения к персональным данным. См. п. 2 комментария к ст. 13.11.

2. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

— документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

3. Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона «О политических партиях» (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение указанной информации без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную комментируемой статьей.

По смыслу ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» к информации с ограниченным доступом относится также информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной. Указанная информация может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ) к конфиденциальной информации относятся сведения, предоставленные гражданином редакции СМИ с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

По смыслу ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» статус конфиденциальной информации распространяется также на следующие сведения:

— прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя;

— прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Редакция СМИ не вправе разглашать указанную информацию в распространяемых сообщениях и материалах.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью (о понятии контртеррористической операции см. п. 1 комментария к ст. 20.27). Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации:

раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Распространение указанной информации сотрудником СМИ, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

К информации с ограниченным доступом относятся также сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну. Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 N 731) установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

— учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;

— документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

— документы о платежеспособности;

— сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежей;

— сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п. 2 ст. 139 ГК информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими федеральными законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством РФ, квалифицируются в качестве разновидностей недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании ст. 13 указанного Федерального закона, разглашению не подлежат. Несанкционированное разглашение указанных сведений квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

Согласно подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной. О статусе адвоката применительно к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» см. комментарий к ст. 25.5.

К информации с ограниченным доступом относятся также персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Согласно ст. 88 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом, и сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.

Дефиниции работодателя и работника приводятся в ст. 20 Трудового кодекса РФ. Защита персональных данных работника осуществляется в соответствии со ст. 85 — 90 Трудового кодекса РФ.

Разглашение работодателем указанных персональных данных, не санкционированное работником, квалифицируется по комментируемой статье КоАП.

Согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденному Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, к таким сведениям относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Применительно к отношениям, регулируемым рассматриваемой статьей КоАП, разглашение лицом сведений конфиденциального характера, установленных указанным Перечнем, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

4. По смыслу комментируемой статьи имеются в виду следующие случаи разглашения информации с ограниченным доступом, квалифицируемые в соответствии с УК:

а) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 147);

б) разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 155).

По смыслу ст. 155 УК правовым критерием отграничения данного преступления от административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, является установление указанных мотивов деяния;

в) собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183);

г) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 ст. 183 УК);

д) деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 183 УК, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности (ч. 3 ст. 183);

е) деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 183 УК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 183);

ж) разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены (ч. 1 ст. 283);

з) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 283 УК, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283);

и) разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленным законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310);

к) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ч. 1 ст. 311);

л) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 311 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311);

м) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности (ч. 1 ст. 320);

н) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 320 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 320).

5. О лицензировании деятельности в области защиты информации см. п. 4 комментария к ст. 13.11, п. 3 комментария к ст. 13.13; о лицензировании проведения работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, см. п. 2 комментария к ст. 13.13.

Совершение лицензиатом рассматриваемого проступка квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

6. Субъектами данного административного правонарушения являются гражданин или должностное лицо, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, т.е. распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).

Для правильного применения норм КоАП (Д. Шипп, судья Верховного Суда РК)

Для правильного применения норм КоАП

Д. Шипп, судья Верховного Суда РК

Проведенные обобщения судебной практики показали как единообразное и в целом правильное применение судами норм КоАП , так и наличие некоторых ошибок при квалификации отдельных составов административных правонарушений.

Вопросы разъяснения норм Особенной части КоАП являются очень актуальными, так как данные нормы повседневно применяются судами и всеми уполномоченными органами. Так, за девять месяцев 2017 года судами рассмотрено 244 550 дел об административных правонарушениях. Уполномоченными органами за тот же период рассмотрено еще большее количество дел.

В этой связи в октябре 2017 года Верховным Судом принято новое Нормативное постановление «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», призванное внести некоторую ясность в понимание норм КоАП и способствовать единообразной судебной практике по делам отдельных категорий.

Первый пункт Нормативного постановления раскрывает особенности состава правонарушения, предусмотренного ст. 73 КоАП «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений»: разъясняется ограничение круга лиц, по заявлению которых может быть возбуждено дело, место совершения правонарушения — квартира, индивидуальный жилой дом (включая двор или приусадебный участок).

Также в Нормативном постановлении разъясняются особенности привлечения правонарушителей к ответственности по ст. 133 КоАП за продажу табака и табачных изделий лицам и лицами, не достигшими 18 лет, а также по иным делам об административных правонарушениях, совершаемых работниками субъекта предпринимательства на рабочем месте при исполнении трудовых обязанностей, по таким статьям КоАП, санкция которых предусматривает приостановление либо запрещение деятельности или отдельных видов деятельности, а равно приостановление действия или лишение лицензии на соответствующий вид деятельности.

Многие статьи КоАП содержат ссылки на другие кодексы и нормативные правовые акты. Однако в ряде его статей используются некоторые понятия, определения которым в самом кодексе отсутствуют. Следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 25 Общей части КоАП административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части КоАП, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Поэтому в п. 5 Нормативного постановления указано, что в случаях, когда в ст. КоАП отсутствует описание необходимого условия административной ответственности (например, наступление последствий, не повлекших крупного ущерба), такое определение находится в Уголовном кодексе . Например, при рассмотрении дел по пп. 2) ч. 1 ст. 238 КоАП «Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности физическими и должностными лицами» размер крупного ущерба указан в пп. 38) ст. 3 УК.

П. 7 Нормативного постановления судам указывается на обязательность применения дополнительного взыскания при рассмотрении дел по ч. 5 ст. 281 КоАП, в том числе и при отсутствии нефтепродуктов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения. В таком случае конфискацию следует обращать на доходы, полученные вследствие совершения правонарушения.

При невозвращении субъектом предпринимательства лицензии следует исходить из того, что лицензиат продолжает или имеет намерение продолжить лицензируемую деятельность, в связи с чем такое деяние не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 467 КоАП «Невозвращение лицензии и (или) приложения к лицензии лицензиару», и на него возлагается обязанность уплаты ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, установленных Налоговым кодексом. В свою очередь, неуплата ежегодного лицензионного сбора в установленных размерах и сроки, если не сдана лицензия и (или) приложение к лицензии, влечет административную ответственность по ч. 8 ст. 282 КоАП независимо от доводов лицензиата о фактическом неосуществлении лицензируемой деятельности.

Санкции некоторых статей Особенной части КоАП предусматривают наложение одного основного и двух и более дополнительных взысканий. Так, санкция ст. 283 КоАП предусматривает штраф с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии на соответствующий вид деятельности. Однако в соответствии с общим порядком наложения взыскания ст. 55 КоАП установлено, что административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье Особенной части КоАП за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями КоАП. При этом за одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное административные взыскания. То есть, за совершение одного правонарушения не может быть назначено более одного дополнительного взыскания. Поэтому Нормативным постановлением судам рекомендуется с учетом приоритета норм Общей части КоАП над положениями Особенной части мотивировать выбор конкретного дополнительного взыскания, исходя из характера правонарушения и руководствуясь целями, указанными в ст. 40 КоАП.

Ст. 328 КоАП установлена ответственность за превышение нормативов эмиссий в окружающую среду, установленных в проектной документации и (или) экологическом разрешении, либо за отсутствие экологического разрешения. Ст. 326 КоАП содержит более общие нормы об ответственности за невыполнение условий природопользования, указанных в экологическом разрешении. В практике уполномоченных органов часто допускается привлечение к ответственности одновременно по обеим названным статьям за одно правонарушение, что, учитывая значительный размер штрафов, вызывает нарекания природопользователей. С целью устранения проблемы квалификации таких правонарушений экологического законодательства в Нормативном постановлении более детально раскрывается каждый из составов правонарушения и указывается, что в случае привлечения к ответственности по ст. 328 КоАП за совершение правонарушения, которое выразилось только в превышении нормативов эмиссий в окружающую среду, не допускается одновременное привлечение и по ст. 326 КоАП за то же правонарушение.

Ввиду наличия вопросов у правоохранительных органов и судов п. 13 Нормативного постановления разъясняет, что предусмотренная ч. 1 ст. 440 КоАП административная ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, наступает не только при алкогольном, но и наркотическом или токсикоманическом опьянении. Также уточняются особенности квалификации по другим частям данной статьи.

Четыре пункта Нормативного постановления посвящены вопросам квалификации правонарушений в сфере миграционного законодательства. В них уточняются особенности исчисления сроков регистрации мигрантов, начало исчисления этих сроков, исчисление сроков визового и безвизового пребывания иностранцев.

Так, в соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан РК на территории РФ и граждан РФ на территории РК граждане России при въезде на территорию Казахстана освобождаются от обязанности регистрации в течение 30 дней с даты въезда. Если период пребывания превышает 30 дней, такие граждане обязаны зарегистрироваться в компетентных органах РК. За пребывание иностранцев или лиц без гражданства без регистрации в органах внутренних дел сроком до трех суток после истечения пяти календарных дней, установленных законодательством РК для регистрации, ч. 1 ст. 517 КоАП установлена административная ответственность в виде предупреждения. Однако дальнейшее пребывание тех же лиц по истечении этих трех суток влечет ответственность уже по ч. 2 той же статьи КоАП, предусматривающей иные меры взыскания вплоть до выдворения за пределы Республики Казахстан.

Изучение судебной практики показало отсутствие единого понимания судами различных регионов и правоохранительными органами вышеперечисленных сроков. Поэтому в Нормативном постановлении разъясняется, что административная ответственность гражданина РФ по ч. 1 ст. 517 КоАП наступает в случае его пребывания в РК без регистрации в органах внутренних дел сроком до трех суток после истечения пяти календарных дней, в течение которых иммигрант обязан пройти регистрацию после 30 дней пребывания на территории Казахстана.

Пять пунктов Нормативного постановления разъясняют особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях на транспорте. Так, на практике встречаются дела, когда в результате дорожно-транспортного происшествия нескольким потерпевшим наряду с причинением материального ущерба причинен различный по степени тяжести вред здоровью — легкий и тяжкий или средней тяжести. Эти случаи достаточно редки, однако каждый раз вызывают большой общественный резонанс. В таких случаях Нормативное постановление устанавливает, что виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по соответствующей части ст.ст. 345, 346 УК без привлечения к административной ответственности.

Отдельным пунктом установлено, что при привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 612 КоАП за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортным средством, не требуется дополнительной квалификации по ст. 669 КоАП за неисполнение судебного акта.

Другие особенности рассмотрения дел по ст. 669 КоАП изложены в п. 29 Нормативного постановления, где перечислены все виды судебных исполнительных документов, неисполнение которых влечет ответственность по этой статье. Неисполнение постановлений должностных лиц уполномоченных органов такой ответственности не влечет. Также уточняется момент совершения данного правонарушения, а именно: за неуплату наложенного судом штрафа по истечении 30 суток со дня вступления постановления в законную силу или по истечении срока отсрочки правонарушитель подлежит ответственности по ст. 669 КоАП независимо от обращения постановления к принудительному исполнению.

При работе над данным нормативным постановлением перед Верховным Судом стояла задача обеспечить единообразие судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях и разъяснить те проблемные места законодательства, которые вызывают затруднение у судов. Надеюсь, что Нормативное постановление благотворно скажется на качестве рассмотрения судами дел об административных правонарушениях.

Похожие статьи:

  • Заявление на возврат из фомс Приложение N 3. Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 23-ПФР) См. форму заявления о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, размещенную на сайте Пенсионного фонда […]
  • Доступный юрист Доступный юрист Законодательная база Украины "Юрист+ЗАКОН" на CD/DVD/USB-флэшке. "Юрист+Закон" - это доступная по цене база нормативных актов Украины. Все Законы и Кодексы Украины, нормативные акты всех министерств и ведомств в последней редакции, а также […]
  • Полномочиями освободить из-под стражи в качестве меры пресечения обладает Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с. Петров В.В. - канд. юрид. […]
  • Воинская часть 96527 г новороссийск Войсковая Часть 96527 информация актуальна на 26.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухгалтерская отчетность Федеральная служба […]
  • Договор купли доли в ооо под условием Купля-продажа доли в ООО, отчуждение долей Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ФЗ-№14 п.11 ст. 21) предусматривает обязательное удостоверение нотариусом сделок, в результате которых происходит отчуждение доли (или части доли) в уставном […]
  • Юридический бизнес центр москва ООО Московский юридический бизнес-центр Спасибо за сообщение. ООО Московский юридический бизнес-центр занимается: также мы поможем закрыть ИП, бухгалтерским обслуживанием и аутсорсингом, регистрацией бизнеса, услугами и консультациями юристов, также мы […]
  • Оформление квартиры по дарственной после смерти Оформление квартиры по дарственной после смерти Возможно ли мне сделать дарственную на дочь, с условием, что документ вступит в действие только после моей смерти? Или же такого не существует и я после оформления этого документа автоматически теряю все права […]
  • Платные женские консультации саранск Женская консультация №1 Женская консультация №1 Саранска обслуживает жительниц центра города, Кирзавода, ТЭЦ-2. Учреждение входит в структуру родильного дома. К 1-й женской консультации можно проехать автобусами №1, 19, 17, 22, 30, 3, 4, 44, маршрутками №2, […]