Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Автономные некоммерческие организации участники

Автономная некоммерческая организация – формы создания и порядок деятельности

Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Введена она была Законом о некоммерческих организациях (в перечне некоммерческих организаций, содержащемся в ГК РФ, она отсутствует). Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда создается в целях предоставления услуг.

Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.

Таким образом, у данной организационно-правовой формы юридического лица следующие особенности:

— не основана на членстве;

— учредителями могут выступать как граждане, так и юридические лица;

— представляет собой объединение имущественных взносов учредителей;

— имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации;

— учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;

— цели — предоставление различного рода услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Ограничений в отношении субъектного состава учредителей законом не установлено. При этом, закон четко ограничивает тех лиц, которые могут выступать в качестве учредителей. Ими, в частности, могут быть только физические и юридические лица. Законом не установлены ограничения по составу учредителей, таким образом, возможен ли только один учредитель для автономных некоммерческих организаций, поскольку прямого запрета нет, следует прийти к выводу, что это возможно.

Имущественная база автономной некоммерческой организации создается путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, а также путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. Причем учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Законом допускается осуществление предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая должна отвечать общим для некоммерческих организаций признакам — соответствие целям, для достижения которых создана указанная организация.

Прежде всего, — это возмездное оказание услуг в соответствии с уставом организации. Кроме того, автономная некоммерческая организация вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, и в этой связи — вправе участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Особенностью является право учредителей осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.

Формы такого надзора законом не регламентированы и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей в уставе организации.

Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией.

Порядок осуществления контроля должен быть определен в учредительных документах организации. Таким обязательным учредительным документом в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является устав. По желанию учредителей может быть заключен учредительный договор.

Основной формой деятельности автономной некоммерческой организации является оказание услуг в соответствии с учредительными документами. В этой связи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами, что является нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации.

Согласно Закону о некоммерческих организациях автономная некоммерческая организация может быть преобразована только в фонд.

При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не получают часть ее имущества. В отличие от фонда автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована в общем порядке ликвидации некоммерческих организаций.

Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

Выбор формы юридического лица — важный вопрос для любого будущего социального предпринимателя. Некоммерческая организация (НКО) — один из наиболее приемлемых решений в таком случае. Сегодня государство относится к НКО с особым вниманием: разработаны и уже применяются на практике особые меры поддержки социально ориентированных НКО как на федеральном, так и региональном уровнях.

Если вы остановили выбор именно на НКО, прежде всего изучите основ-ные требования со стороны государства, сравните их со своими целями и задачами и убедитесь, что все установочные документы в порядке и мо-гут быть поданы своевременно. Тогда удастся избежать массы возможных проблем с отчетностью и требованиями законодательства.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией (НКО) признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в уставе организации — ее основном учредительном документе.

Цели создания некоммерческой организации должны быть направлены на достижение общественных благ. К ним относятся, например, следующие цели:

  • социальные
  • благотворительные
  • культурные
  • образовательные
  • научные
  • управленческие
  • охрана здоровья граждан
  • развитие физической культуры и спорта
  • удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан
  • защита прав, законных интересов граждан и организаций
  • разрешение споров и конфликтов
  • оказание юридической помощи

На данный момент государство допускает создание НКО в виде:

  • общественных или религиозных организаций (объединений)
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • казачьих обществ
  • некоммерческих партнерств
  • учреждений
  • автономных некоммерческих организаций
  • социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов

Кто может создать НКО?

Участником некоммерческой организации могут стать как физические лица — граждане России или иностранцы, так и юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено. У НКО может быть вообще один учредитель (кроме случаев создания некоммерческих партнерств, ассоциаций или союзов).

Учредительные документы НКО

Учредительные документы некоммерческой организации — главный источник информации о целях, структуре и условиях работы вашей будущей организации. Именно по ним контролирующие органы дадут первую оценку вашей заявке на регистрацию, а от этого во многом будет зависеть исход всей процедуры оформления НКО.

Согласно федеральному закону, основным учредительным документом НКО является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

В учредительных документах НКО должны содержаться:

  • наименование организации с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы
  • юридический адрес
  • предмет и цели деятельности
  • порядок управления деятельностью
  • права и обязанности участников
  • сведения о филиалах и представительствах организации
  • условия приема и порядок выхода участников из НКО
  • порядок внесения изменений в учредительные документы
  • источники формирования имущества и порядок его использования

Регистрация НКО: куда обращаться?

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Все изменения в учредительные документы НКО и включение конкретной организации в Единый государственный реестр юридических лиц также осуществляется Минюстом.

Какие документы необходимы для регистрации НКО?

Пакет документов, обязательных для регистрации некоммерческой организации, включает в себя:

  • Заявление — 2 шт.
  • Учредительные документы, иными словами, устав будущей некоммерческой организации (Устав) — 3 шт.
  • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (Протокол) — 2 шт.
  • Сведения об учредителях — 2 шт.
  • Документ об уплате государственной пошлины — оригинал и копия.
  • Сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (Договор об аренде, свидетельство собственности и др.).
  • При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
  • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
  • Заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

NB! Министерство юстиции не вправе требовать предоставления других документов, кроме вышеперечисленных (Проверить перечень документов, актуальный в данный момент, можно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»).

Порядок регистрации НКО

Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2016 году включает в себя ряд этапов:

1. Выбор учредителя/учредителей НКО

  • Участником некоммерческой организации может стать как гражданин России, так и иностранец, а также юридические лица.

2. Определение рода деятельности

  • Выбранный род деятельности должен соответствовать целям создания НКО, указанным в уставе.
  • В уставе НКО необходимо указать все виды планируемой деятельности.
  • В реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) необходимо предоставить сведения о виде деятельности каждого типа организации некоммерческого характера.

3. Выбор наименования НКО

  • Название НКО — строго на русском языке.
  • Наименование должно содержать в себе указание на организационно-правовую форму и характер деятельности НКО.
  • Зарегистрировав название НКО, вы будете иметь исключительное право на его использование.
  • Необходимо быть осторожным с использованием наименований Россия и Российская Федерация. В данном случае есть несколько нюансов, ознакомиться с которыми можно в ФЗ «О некоммерческих организациях» и в особом постановлении правительства.

4. Выбор юридического адреса

  • Необходимо указать действующий юридический адрес.
  • Если помещение берется в аренду — в Минюст требуется предоставить договор об аренде, если офис состоит в собственности учредителя, необходим документ, подтверждающий это

5. Подготовка документов

6. Оплата госпошлины на регистрацию НКО

7. Предоставление документов в Минюст

  • Необходимо подать пакет документов не позднее 3 месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.
  • Подать документы можно через портал госуслуг, где есть все формы необходимых документов.

8. Получение свидетельства о регистрации НКО

  • В случае положительного решения, Минюст выдает Свидетельство о регистрации НКО в течение одного месяца. Данный документ гарантирует то, что НКО успешно прошла регистрацию. В нем указывается наименование организации, ее юридический адрес и индивидуальный код — номер регистрации.

Госпошлина на регистрацию НКО

За регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина. В 2016 году предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Автономные некоммерческие организации – правовые основы

Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Физические и юридические лица могут создавать автономные некоммерческие организации с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг. При этом данную организационно-правовую форму выбирают и те, кто мог бы создать коммерческое предприятие. Такой выбор связан с определенными преимуществами, которыми в силу гражданского законодательства наделена автономная некоммерческая организация. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся автономных некоммерческих организаций.

Основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников), – Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Закон о некоммерческих организациях). В перечень некоммерческих организаций входит такая форма некоммерческих организаций, как автономная некоммерческая организация.

Автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (постановление ФАС Центрального округа от 23 июля 2008 г. по делу №А14-5930/2007/232/19). Такой деятельностью признаются:
— приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;
— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
— участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Основной отличительной чертой автономной некоммерческой организации является то, что полученная прибыль не распределяется между учредителями, она направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). При этом ни учредители, ни автономная некоммерческая организацияне отвечают по обязательствам друг друга.

Наименование
Рассмотрим, каким должно быть наименование автономной некоммерческой организации. Наименование некоммерческих организаций, помимо указания на организационно-правовую форму, обязательно должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). При этом, в отличие от коммерческой организации, у автономной некоммерческой организации не может быть фирменного наименования. Наименование (полное, сокращенное) автономной некоммерческой организации должно быть обязательно приведено на государственном языке Российской Федерации – русском (подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом дополнительно наименование может быть указано на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.

В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях, если в наименовании автономной некоммерческой организации использованы имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, при регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган или его территориальный орган нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Применительно к вышесказанному отметим, что в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать, в том числе, в следующих случаях:
1) если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
2) если представители уполномоченного органа посчитают, что наименование автономной некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Порядок создания
Автономная некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном главой 3 Закона о некоммерческих организациях.

Она имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Автономная некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (ст. 3 Закона о некоммерческих организациях).

Учредители
Число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом (п. 1.3 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). При этом членства в автономной некоммерческой организации нет. В роли учредителей автономной некоммерческой организации могут выступать как физические (но только полностью дееспособные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации), так и юридические лица. Пунктом 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях установлен перечень лиц, которые не вправе стать учредителями автономной некоммерческой организации.

В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Если в состав учредителей войдет хотя бы одно лицо из этого списка, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать (подп. 5 п. 1 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях).

В том случае, если один из учредителей в последующем захочет выйти из автономной некоммерческой организации, то сама организация от этого не пострадает, поскольку имущество, переданное учредителем автономной некоммерческой организации, обратно ему не возвращается. В момент передачи имущество становится собственностью автономной некоммерческой организации, а учредители не сохраняют на него никаких прав. При получении от учредителя в качестве взноса недвижимого имущества автономная некоммерческая организация должна обратиться в Федеральную регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Отметим, что это должна сделать именно автономная некоммерческая организация, получившая имущество.

Данные разъяснения основаны на следующем. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В рассматриваемой ситуации правообладателем недвижимого имущества является автономная некоммерческая организация, поэтому именно она должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данное имущество (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2008 г. №А41-К1-21569/07).

Учредительные документы
При принятии решения о создании автономной некоммерческой организации учредители должны подготовить учредительные документы.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях для автономной некоммерческой организации учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками).

В уставе автономной некоммерческой организации должны быть определены:
— наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
— место нахождения некоммерческой организации;
— порядок управления деятельностью;
— предмет и цели деятельности;
— сведения о филиалах и представительствах;
— источники формирования имущества некоммерческой организации;
— порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
— иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Кроме того, учредители (участники) автономной некоммерческой организации вправе заключить учредительный договор (пункт 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Заключая такой договор, учредители тем самым обязуются создать юридическое лицо – автономную некоммерческую организацию.

В учредительном договоре определяются такие моменты, как:
— порядок совместной деятельности по созданию автономной некоммерческой организации;
— условия передачи организации своего имущества;
— порядок надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации;
— порядок выхода учредителей из состава некоммерческой организации.

Прямое указание на то, что учредительный договор относится к учредительным документам автономной некоммерческой организации, в Законе о некоммерческих организациях отсутствует, поэтому отнесение его к таковым является спорным моментом.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2006 г. №Ф08-5833/2006 по делу №А53-3205/2006-С4-41 по этому вопросу даны следующие разъяснения. Учредительный договор автономной некоммерческой организации, заключенный ее учредителями не в силу обязательных предписаний закона, а по доброй воле, не относится законом к учредительным документам. Пунктом 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях установлено, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Поскольку учредительный договор не является учредительным документом, автономная некоммерческая организация не вправе требовать от учредителя внесения платежей, установленных учредительным договором. Этот документ порождает права и обязанности только между самими учредителями.

При этом, как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учредительный договор порождает гражданско-правовое обязательство, исполнения которого можно требовать в судебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 августа 2006 г. № 5244/06). Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При этом договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должнику следует произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от него исполнения обязательства в свою пользу. Учредительный договор как раз и является таким договором: учредители заключают договор в пользу третьего лица – автономной некоммерческой организации, которое в силу закона вправе выставлять им требования.

Государственная регистрация
Автономная некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Регистрацией некоммерческих организаций, в том числе автономной некоммерческой организации, занимается Минюст России (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях документы, необходимые для регистрации автономной некоммерческой организации, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации.

В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях к таким документам относятся:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
— учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
— решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
— сведения об учредителях в двух экземплярах;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Если необходимые для государственной регистрации документы будут представлены в уполномоченный орган не полностью либо оформлены ненадлежащим образом, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации откажут.

Решение об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Если же отказ учредители считают обоснованным, устранив недостатки, документы можно опять представить в Минюст России или его территориальный орган в общеустановленном порядке.

Необходимо отметить, что при государственной регистрации автономной некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 9 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).

Органы управления
В структуре органов управления автономной некоммерческой организации выделяют высший и исполнительный органы управления.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Данный орган в автономной некоммерческой организации создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он уполномочен на решение следующих вопросов:
— изменение устава автономной некоммерческой организации;
— определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового баланса;
— утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.

Учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.

На основании п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данное ограничение имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.

Автономная некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Данная норма согласуется с положением ст. 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления автономной некоммерческой организацией, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов коллегиального высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Также, что касается заседания коллегиального органа, оно может проводиться на законных основаниях только тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. При этом решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению высшего органа управления, которым для автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления.

Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2006 г. по делу №А82-9622/2005-10).

Круг прав и обязанностей руководителя автономной некоммерческой организации определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель автономной некоммерческой организации действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (ст. 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. К компетенции руководителя автономной некоммерческой организации относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа автономной некоммерческой организации.

Автономные некоммерческие организации

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Понятие автономной некоммерческой организации как организационно-правовой формы

В отличие от фонда, автономная некоммерческая организация (или — АНО), не была предусмотрена Гражданским кодексом и, как организационно-правовая форма юридического лица, была легализована только Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Пункт 1 ст. 10 названного Закона дает следующее легальное определение этой организационно-правовой формы: «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг».

Как нам представляется, из всех некоммерческих организаций — автономная некоммерческая организация по своей юридической конструкции наиболее близка к фонду. Ниже мы покажем главные сходства и различия в правовой конструкции этих видов некоммерческих организаций.

Признаки АНО как организационно-правовой формы

Хотя, как уже отмечалось выше, Гражданским кодексом не предусмотрена такая организационно-правовая форма, однако п. 3 ст. 50 ГК РФ прямо допускает создание некоммерческих организаций в других формах, предусмотренных федеральным законом, что и было сделано.

Ниже будет дана характеристика основным признакам этой новой организационно — правовой формы некоммерческой организации.

Цель деятельности: Правоспособность

Автономная некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона).

Целями деятельности АНО могут быть предоставление разного рода услуг, в том числе, услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 Закона). Как мы видим, возможные цели деятельности автономной некоммерческой организации законодатель неразрывно связывает только с предоставлением различного рода услуг. Если мы проведем сравнение с возможными целями деятельности фонда (п. 1 ст. 7 Закона), то их перечень более широк, т. к. не исчерпывается только услугами: законодатель применяет формулировки с более широким содержанием. В части целей деятельности АНО вряд ли возможно применять более широкий перечень, установленный п. 2 ст. 2 Закона, поскольку это — норма общая для некоммерческих организаций вообще, а к АНО должна применяться более узкая, специальная норма п. 1 ст. 10 Закона.

Подобно другим некоммерческим организациям АНО обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Подобно фонду, автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (п. 2 ст. 10; п. 2 ст. 24 Закона).

Однако именно в автономной некоммерческой организации практически невозможно будет отграничить цели деятельности АНО (оказание различного рода услуг) от видов предпринимательской деятельности, в число которых входят и «приносящее прибыль производство товаров и услуг» наряду с такими, как приобретение и реализация, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере — в качестве вкладчика.

Сопоставляя п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 24 Закона, мы видим, что АНО для достижения своих целей (оказание определенных уставом услуг) может осуществлять предпринимательскую деятельность путем оказания приносящих прибыль услуг (вполне возможно, что тех же самых). Где заканчиваются цели АНО И начинается ее предпринимательская деятельность — установить невозможно, тем более, что все равно прибыль между ее учредителями не распределяется (п. 1 ст. 2 Закона).

В данном случае налицо либо неудачное определение законодателем правоспособности АНО, либо попытка законодателя создать некий симбиоз коммерческой и некоммерческой организации в лице АНО.

Из п. 2 ст. 24 Закона следует, что АНО, как и фонд, может осуществлять предпринимательскую деятельность в двух формах:

а) непосредственно — в пределах перечня целей и видов деятельности, оговоренных в уставе;

б) путем участия в хозяйственных обществах и, в отличие от фонда, в хозяйственных товариществах — в качестве члена вкладчика.

Такие общества и товарищества, создаваемые автономной некоммерческой организацией, будут иметь общую правоспособность (исходя из принципа общей правоспособности, установленного для хозяйственных обществ и товариществ п. 1 ст. 49 ГК РФ) и не могут иметь каких-либо ограничений по видам деятельности (кроме запрещенных законом).

Однако, как было указано выше, автономная некоммерческая организация не распределяет доход между своими участниками, а направляет его на достижение целей, ради которых она создана. Таким образом, и прибыль, полученная от участия АНО в деятельности хозяйственного общества, товарищества, может быть направлена только на цели, предусмотренные уставом АНО.

Права автономной некоммерческой организации и его учредителей в отношении переданного ей имущества

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона АНО является собственником имущества, переданного ее учредителями.

Однако в отношении прав учредителей АНО, в отличие от фонда (который подобно АНО является организацией, не имеющей членства), законодатель использует иную, чем в п. 3 ст. 48 ГК РФ формулировку: учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации». Если п. 3 ст. 48 ГК РФ говорит о том, что учредители фонда (а также общественных и религиозных объединений, союзов и ассоциаций) не имеют имущественных прав (то есть, ни вещных (ст. 216 ГК РФ), ни обязательственных (гл. 21 ГК РФ), ни каких — либо иных) в отношении самого фонда (и других перечисленных организаций) как юридического лица, то в п. 1 ст. 10 Закона речь ведет только об отсутствии прав учредителей АНО на его имущество. Что же касается прав учредителей в отношении АНО как юридического лица, то ответа непосредственно в Законе мы не найдем. И лишь сопоставляя положения п. 1 ст. 10 Закона о том, что АНО — организация, не имеющая членства, а, следовательно, в АНО невозможно ставить вопрос об изменении состава учредителей и возврата внесенного ими вклада в имущество АНО, а так же положения п. 1 ст. 2 Закона о том, что прибыль некоммерческой организации (в т. ч. и АНО) не распределяется между ее участниками, и положения п. 1 ст. 20 Закона о том, что и при ликвидации АНО (как и фонда) ее имущество не возвращается учредителям, а направляемся на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а если это невозможно — то в доход государства, следует вывод: учредители АНО (подобно учредителям фонда) не имеют имущественных прав и в отношении самого АНО как юридического лица.

Для имущества автономной некоммерческой организации (в отличие от имущества фонда) законодателем прямо не установлено целевого назначения, а учитывая, что в АНО зачастую еще и невозможно отграничить цели создания от видов предпринимательской деятельности, то в случае использования имущества АНО не в соответствии с целями, указанными в ее уставе, вряд ли будет возможным применить нормы ст. 173 ГК РФ о недействительности сделки, выходящей за пределы правоспособности юридического лица. Таким образом, у АНО, в отличие от фонда, гораздо больше законных возможностей распоряжаться собственным имуществом.

Перечень видов имущества, которое может принадлежать АНО на праве собственности, указан в ст. 25 Закона и является открытым. В ст. 26 Закона приведен перечень источников формирования имущества АНО. Этот перечень так же является открытым, однако законами могут быть установлены ограничения на источники доходов для отдельных видов некоммерческих организаций (пока вряд ли можно привести в качестве примера какое-либо ограничение, установленное законом в этой части).

В части источников формирования имущества АНО следует обратить внимание еще на один очень важный момент, вытекающий из п. 1 ст. 10 Закона: АНО образуется на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц его учредивших. При этом названные взносы передаются АНО на праве собственности. Таким образом, невозможно учредить АНО (как впрочем и любое другое юридическое лицо), не наделив его при этом обособленным имуществом в соответствии со ст. 48 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона. А поскольку п. 3 ст. 14 Закона требует указывать в уставе источники формирования имущества некоммерческой организации, то учредителям следует указать в уставе каким именно обособленным имуществом, в каком размере (стоимость), в какие сроки наделяет АНО каждый из учредителей. Однако в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона, учредители АНО не сохраняют прав в отношении имущества этой организации и, как уже отмечалось, можно сделать вывод, что подобно фонду, учредители АНО не имеют имущественных прав и в отношении самого юридического лица вообще. Поэтому вряд ли возможно будет применить к учредителю АНО (как и фонда) санкцию за невнесение его имущественного взноса, даже если эта санкция будет предусмотрена уставом АНО.

АНО, как и фонд, является собственником своего имущества и отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 25 Закона).

Автономная некоммерческая организация как организация, не имеющая членства

Одной из главнейших особенностей в правовой конструкции АНО (так же как и фонда) является то, что АНО — организация, не имеющая членства. Это вторая (после фонда) разновидность некоммерческих организаций, не имеющих членства, не относящаяся к общественным объединениями в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях.

В отношении организаций, не имеющих членства, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и соотношения понятий, установленных названным законом и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» см. п. 2.3 главы 2 и 5 главу 5 раздела V «Фонд».

По основаниям, изложенным в перечисленных разделах, легальные определения терминам «член организации», «участник», «учредитель», которые даны Федеральным законом «Об общественных объединениях», возможно использовать лишь в целях сравнения, применять же их непосредственно к некоммерческим организациям, которые не являются общественными объединениями — недопустимо.

Как уже отмечалось в главе «Фонд», Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не дал легального определения понятию «организация, не имеющая членства», впервые введенного п. 1 ст. 118 ГК РФ в отношении фонда.

В связи с этим в разделе, посвященной фонду, мы попытались на основе сопоставления и анализа ряда правовых норм сделать выводы о том, какое значение для фонда и его учредителей имеет признак организации, не имеющей членства. В данном же разделе, посвященном автономной некоммерческой организации, мы постараемся показать главные сходства и отличия в юридической конструкции этих двух видов некоммерческих организаций, не имеющих членства.

Что такое отношения членства

Вопросы о том, что, по нашему мнению, является отношениями членства применительно к некоммерческим организациям, не являющимися общественными объединениями, а так же вопросы соотношения понятий «член некоммерческой организации», «участник», «учредитель» достаточно подробно рассмотрены в разделе «Фонд». Поэтому, чтобы избежать излишних повторений, применительно к автономной некоммерческой организации мы будем исходить из выводов, сделанных в указанном разделе.

Характеристика АНО как организации, не имеющей членства

Как уже было показано в п. 2.2, учредители АНО не сохраняют нрав на имущество, переданное ими в собственность автономной некоммерческой организации (п. 1 ст. 10 Закона). В том же разделе было показано, что коль скоро АНО не распределяет полученную прибыль между учредителями, и имущество АНО при ее ликвидации не возвращается учредителям АНО, то можно сделать вывод, что учредители АНО, как и фонда, не сохраняют имущественных прав и в отношении самой автономной некоммерческой организации как юридического лица.

О «выходе из числа учредителей» и о смене состава участников

В отношении АНО так же невозможно говорить об этом, как и в отношении фонда поскольку:

а) ни в ГК РФ ни в Законе нет четкого разграничения понятий «участник» и «член организации», а напротив, они употребляются как равнозначные (см. напр. п. 2 ст. 6 Закона). Таким образом, можно утверждать, что у АНО, как и у фонда нет ни членов, ни участников, поскольку эти термины употребляются в Законе как синонимы;

б) так называемый «выход из числа учредителей» невозможен, т. к. понятие «учредитель» указывает лишь на лицо, создавшее организацию, вне зависимости от того, что в последствии он сохранил или, наоборот, утратил какие-либо отношения с созданной им организацией;

в) при так называемом «выходе из числа учредителей» (участников) организации может возникнуть вопрос о праве на получение какой — либо компенсации за имущество, переданное учредителем (участником) этой организации: Однако, в п. 1 ст. 10 Закона установлено, что в отношении имущества АНО переданного ее учредителями, последние не имеют имущественных прав, и, как было показано выше, учредители АНО не имеют имущественных прав и в отношении самой этой организации как юридического лица.

Вопросы реорганизации АНО

В отличие от фонда, законодателем не замалчивается вопрос о возможности реорганизации автономной некоммерческой организации.

Так, в соответствии со ст. 16 Закона, к АНО применяется общий порядок реорганизации некоммерческой организации в любой из пяти форм, установленных как ст. ст. 57 и 58 ГК РФ, так и п. 2 ст. 16 Закона.

Статья 17 Закона, посвященная одной из пяти возможных форм реорганизации — преобразованию, устанавливает виды юридических лиц, в которые может быть преобразована автономная некоммерческая организация. Так, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона, АНО может быть преобразована в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд. И если возможность преобразования АНО в фонд не вызывает сомнений, поскольку эта не имеющая членства организация наиболее близка по правовой конструкции к АНО, то возможность преобразования АНО в общественную и религиозную организацию (объединение) не только вызывает вопросы, на которые трудно найти ответ, но и прямо противоречит ранее принятому Федеральному закону «Об общественных объединениях».

Первый вопрос вызван неудачным, на наш взгляд, употреблением терминов «общественная или религиозная организация (объединение)» через скобки, как синонимы (п. 3 ст. 17 и ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Во что же все-таки вправе преобразоваться автономная некоммерческая организация: только в религиозную или общественную организацию (которая является всего лишь одной из пяти форм общественных объединений) или же в общественное объединение (то есть в любую из пяти организационно-правовых форм общественных объединений)?

Такой вопрос вызван тем, что Федеральный закон «Об общественных объединениях», в отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях» четко разграничивает понятия:

— «Общественное объединение» — более широкое понятие, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Общественное объединение может быть создано в одной из пяти организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 7 названного закона (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности);

— «Общественная организация» — более узкое понятие, обозначающее всего лишь одну из пяти возможных организационно-правовых форм общественного объединения. «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» (ст. 8 названного закона).

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» это достаточно четкое и обоснованное разграничение напрочь стерто, поскольку в ст. 6 Закона понятия «Общественные и религиозные организации (объединения)» употребляются через скобки, как синонимы, и имеют единое определение (см. п. 1 ст. 6). Названный закон — акт равной (с предыдущим законом) юридической силы, но изданный позже. Встает вопрос о том, какими же нормами права руководствоваться?

Ответ дает п. 3 ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях», где указано, что особенности правового положения общественных и религиозных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами — то есть дана отсылка к специальному закону: Федеральному закону «Об общественных объединениях».

Однако, даже и после такого предельно формализованного анализа, невозможно однозначно ответить на поставленный вопрос: вправе ли АНО преобразоваться в любую из пяти форм общественных объединений или же только в одну из них — общественную организацию? Причина этому — смешение более узкого понятия с более широким в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Второй вопрос связан с тем, что п. 3 ст. 17 Закона дает возможность преобразовать АНО в организации, основанные на членстве.

Коль скоро возможно преобразование АНО в общественное объединение, то следует обратить внимание, что даже при узкой трактовке понятия общественного объединения и сведения его только к общественной организации; как это сделано в ст. 6 и 17 Закона, мы видим, что организация, не имеющая членства, вправе преобразоваться в организацию, основанную на членстве — общественную организацию (ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). На наш взгляд, было бы логичнее допустить преобразование АНО в такие виды общественных объединений, которые так же не имеют членства.

Дозволение на преобразование некоммерческой организации, не имеющей членства, в общественную организацию, основанную на членстве, вообще ставит под сомнение возможность такого преобразования для АНО. Как уже отмечалось выше, п. 3 ст. 6 Закона в части особенностей правового положения общественных объединений отдает приоритет иным федеральным законам. Таким образом, в части порядка создания общественных объединений применяется специальный закон — «Об общественных объединениях».

И если сопоставить нормы:

— ст.25 названного закона: «Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда. или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона»;

— ст. 5 указанного закона: «Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения»;

— ст. 18 того же закона: «Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц» следует вывод, что автономная некоммерческая организация не может быть преобразована в общественное объединение, поскольку, как указано выше, Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части порядка создания общественного объединения имеет приоритет над законом «О некоммерческих организациях», а из вышеприведенного анализа вытекает, что общественное объединение может быть создано либо путем учреждения не менее, чем тремя физическими лицами, либо путем реорганизации другого общественного объединения.

Но даже если допустить возможность преобразования АНО в общественную организацию, то все равно остается открытым вопрос кто же тогда будет ее первыми членами, коль скоро АНО — организация, не имеющая членства?

Еще больше вопросов возникнет при рассмотрении возможности преобразования АНО в религиозное объединение. Считаем, что, несмотря на дозволение Федерального закона «О некоммерческих организациях» на такое преобразование, практически это невозможно ввиду того, что вопросы создания и деятельности религиозных организаций регламентируются специальным законодательством.

Дело в том, что Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» употребляет понятие религиозное объединение, тогда как в соответствии с Правилами регистрации уставов (положений) религиозных объединений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 190115994, различают следующие виды религиозных объединений:

— религиозное общество (община, приход, поместная церковь и т. п.);

— монастырь (лавра, пустынь, скит, дацан);

— централизованное (региональное) религиозное объединение, представляющее собой объединение религиозных организаций;

— духовное образовательное учреждение.

Сложности, кроме того, вызываются также и тем, что в отличие от общественных объединений, религиозные объединения в основном являются организациями, основанными на нефиксированном членстве.

Вопросы ликвидации автономной некоммерческой организации

В отличие от фонда ликвидация АНО производится в общем порядке, установленном ст. ст. 18—21 Закона.

Однако, АНО, так же как и фонд, Организация, не имеющая членства, и для нее, на наш взгляд, следовало бы установить порядок ликвидации, аналогичный порядку ликвидации фонда.

Поэтому нам трудно аргументированно объяснить чем руководствовались разработчики закона, устанавливая для АНО общий порядок ликвидации.

На наш взгляд, налицо явная непоследовательность, когда для юридических лиц со сходной правовой конструкцией устанавливаются различные условия их ликвидации.

И лишь вопрос об имуществе ликвидируемой АНО решен законодателем так же, как и для фонда: при ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20 Закона).

Поскольку, как уже отмечалось в п. 2.1, целью деятельности АНО является оказание различного рода услуг и практически невозможно отграничить предпринимательскую деятельность АНО от ее целей (особенно, если к предпринимательской деятельности будет относиться оказание тех же самых услуг), то при ликвидации АНО открываются широкие возможности по использованию оставшегося после всех расчетов имущества АНО.

В случае, если использование имущества ликвидируемой АНО в соответствии с ее уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Неимущественные права учредителей в отношении АНО

Отсутствие у учредителей автономной некоммерческой организации прав на имущество АНО, и, как было показано в п. п. 2.2 и 2.3.2, и имущественных прав в отношении АНО не лишает, на наш взгляд, ее учредителей неимущественных прав в отношении АНО как юридического лица.

Несомненно, что отношения (как имущественные, так и неимущественные), возникающие между учредителями и АНО, очень сходны с отношениями возникающими между учредителями фонда и самим фондом (см. п. 2.3.6 раздела V «Фонд»).

В идеале автономная некоммерческая организация, подобно фонду, начинает «жить» своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ей в уставе, а сами учредители АНО, после ее создания и передачи ей в собственность определенного имущества, утрачивают все имущественные права в отношении АНО.

Из п. 1 ст. 29 Закона так же, как и в отношении фонда, можно сделать вывод о том, что учредители АНО могут и не участвовать в управлении ее делами.

Такая идеальная ситуация наиболее наглядно описывает особенности АНО как организации, не имеющей членства.

Однако, как уже отмечалось в разделе, посвященном фонду, права учредителей по управлению организацией нельзя отнести к имущественным. Учитывая, что п. 1 ст. 29 Закона для АНО устанавливается обязательное наличие высшего коллегиального органа, но не определяется его состав, ст. 28 Закона предписывает именно в уставе определить порядок формирования органов управления, следовательно, считаем допустимым то, что учредители АНО могут входить в состав органов управления и через эти органы участвовать в управлении АНО, а, следовательно, могут иметь неимущественные права по правлению АНО.

Более того, наличие неимущественных правоотношений между АНО и ее учредителями прямо вытекает из п. 3 ст. 10 Закона, в соответствии с которым учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном уставом АНО.

И хотя АНО, так же, как и фонд, — организация, не имеющая членства, ограничения неимущественных прав учредителей по управлению АНО прямо из Закона не следуют (в отличие от фонда: отсутствие права самостоятельно принимать решение о ликвидации; отсутствие права вносить изменения в устав фонда, если самим уставом не предусмотрена такая возможность, спорна возможность принимать решение о реорганизации фонда). В части неимущественных прав по управлению АНО подобные ограничения отсутствуют, и имеется только одно, более «безобидное» и не затрагивающее напрямую неимущественных прав учредителей: «Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной, некоммерческой организацией».

Учредительные документы автономной некоммерческой организации

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона учредительным документом для АНО является устав, утвержденный ее учредителями. Положения устава обязательны для исполнения самой организацией. Обязательность исполнения устава для учредителей АНО вызывает сомнения, коль скоро АНО — организация не имеющая членства. Как нам представляется, по крайней мере, практически невозможно потребовать от учредителя исполнения его имущественных обязанностей (например, по наделению АНО обособленным имуществом). Однако учредители могут заключить между собой договор в пользу третьего лица (создаваемой организации), в этом случае возможно возникновение права требования надлежащего исполнения такого договора.

В отличие от фонда, для АНО допускается наличие еще одного документа. В соответствии с диспозитивной нормой п. 1 ст. 14 Закона: «Учредители. автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор».

Здесь сразу же возникают вопросы:

Во-первых, является ли такой договор учредительным документом для АНО? Мы склоняемся к отрицательному ответу, поскольку:

— исходя из диспозитивной нормы п. 1 ст. 14 Закона, наличие такого документа (в отличие от устава) не обязательно;

— для тех организаций, для которых учредительный договор определен как учредительный документ (союз и ассоциация), он прямо отнесен, к числу учредительных документов наряду с уставом, причем в этой части норма п. 1 ст. 14 Закона императивна: «Учредительными документами некоммерческих организаций являются: учредительный договор, заключенной их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза. ».

Во-вторых, если имеется законодательное дозволение для учредителей АНО заключать учредительный договор, то, как это соотносится с императивным положением о том, что АНО — организация, не имеющая членства?

В целях установления учредителями АНО (как, впрочем, и фонда) условий и порядка создания организации, не имеющей членства, следовало бы легализовать возможность заключать договор о создании автономной некоммерческой организации (как, впрочем, и фонда), не относящийся к числу учредительных документов. Договор такого рода не противоречил бы юридической природе организаций, не основанных на членстве, и действительно был бы необходим для детального и основанного на законе регулирования отношений между учредителями по поводу создания организации, не имеющей членства.

Устав автономной некоммерческой организации и требования Закона к его содержанию

В первом абзаце пункта 3 ст. 14 Закона указаны общие требования к уставу любой некоммерческой организации. Часть из этих требований повторена в иных статьях Закона.

Итак, в уставе автономной некоммерческой организации должны определяться:

— наименование АНО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму (например: автономная некоммерческая организация здравоохранения;

— место нахождения АНО (см. в этой части п. 2 ст. 54 ГК РФ с учетом того, что формулировка данной нормы важна, скорее, для определения подсудности, то следует указать и почтовый адрес, по которому с АНО осуществляется связь» либо адрес, по которому находятся органы управления АНО);

— порядок управления деятельностью;

— предмет и цели деятельности (см. в этой части п. 1 ст. 10 Закона и п. 2.1);

— сведения о филиалах и представительствах (это должно быть, по нашему мнению, не просто наименование, но и другие данные, которые позволят однозначно идентифицировать конкретное обособленное подразделение: место нахождения, когда создан филиал или представительство и т. п.);

— источники формирования имущества АНО (см. ст. 26 Закона). Кроме того, в части отражения в уставе условий и порядка передачи учредителями своего имущества АНО при ее создании, следует указать, каким именно обособленным имуществом и в какие сроки наделяет АНО каждый из учредителей. Если учредители наделяют АНО не деньгами, а какими-либо вещами, следует указать индивидуализирующие признаки каждой вещи, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо обладает обособленным имуществом. Чтобы это имущество обособить, его необходимо выделить из неопределенного числа подобного рода вещей, то есть индивидуально определить;

— порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;

— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации (см. в этой части п. 1 ст. 20 Закона и п. 2.3.5);

— иные положения, предусмотренные Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

К «иным положениям» следует отнести требования, указанные помимо п. 3 ст. 14 Закона, в частности:

— порядок осуществления учредителями надзора за деятельностью АНО (см. п. 3 ст. 10 Закона и п. 4.5);

— в уставе АНО так же должна быть определена структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления АНО, порядок выступления от имени АНО (то есть следует определить, какие именно органы управления создаются, кем и из числа кого они формируются, какой орган действует от имени фонда без доверенности), компетенция каждого из определенных уставом органов, порядок принятия решений органами АНО — для коллегиального органа это: кворум, каким числом голосов принимается решение, сколько голосов принадлежит каждому члену коллегиального органа.

— компетенция исполнительного органа (см. п. 2 ст. 30 Закона и п. 4.4).

Порядок изменения Устава автономной некоммерческой организации

Для АНО, в отличие от фонда, п. 4 ст. 14 Закона установлен общий порядок изменения ее устава — по решению ее высшего органа. Такое решение в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 29 Закона принимается единогласно или тремя четвертями голосов от присутствовавших на собрании членов высшего органа (при кворуме — более половины членов высшего коллегиального органа управления).

Здесь мы вновь сталкиваемся с очевидной непоследовательностью законодателя, которая выражается в том, что для двух наиболее близких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, не имеющих членства и имеющих сходную юридическую конструкцию, установлен различный порядок внесения изменений в устав.

Управление автономной некоммерческой организацией

Система органов управления автономной некоммерческой организацией. Общая характеристика

В отличие от фонда, система органов управления АНО достаточно детально описана Законом (см. ст. ст. 29; 30).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления, причем, он обязательно должен быть коллегиальным (то есть состоять из нескольких лиц — членов этого органа).

В АНО так же должен быть создан исполнительный орган, который может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Поскольку пунктом 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО учредители осуществляют надзор, в порядке, установленном ее учредительными документами, то отсюда следует, что в АНО может быть создан еще один орган — надзорный. При сопоставлении п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона мы увидим, что по своему назначению этот надзорный орган является аналогом попечительского совета фонда.

Статья 28 Закона устанавливает общие обязательные требования к порядку отражения в уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и автономной.

Так, в соответствии со ст. 28 Закона, в отношении каждого из органов АНО в уставе должны быть определены:

— структура органов управления (то есть, какие органы управления имеются у данной организации, их подчиненность и подотчетность);

— компетенция каждого из органов АНО (при этом следует учесть, что компетенция высшего органа определена п. 3. ст. 29 Закона императивно; кроме того, компетенция одного из органов управления не должна дублировать или противоречить компетенции другого органа управления);

— порядок формирования органов управления (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления);

— срок полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления);

— порядок принятия решений органами управления (для коллегиального органа: кворум, каким числом голосов решение считается принятым, сколькими голосами обладает каждый член коллегиального органа);

— порядок выступления от имени АНО (то есть какой орган представляет организацию во вне и действует от ее имени без доверенности).

Учитывая, что АНО, как и фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что эти организации могут существовать автономно от лиц, их создавших, учредителям АНО (как, впрочем, и фонда) необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав по крайней мере высшего органа управления в порядке, определенном уставом организации.

Высший орган. Порядок его формирования. Компетенция. Порядок принятия решений

Основная функция высшего органа АНО (как и других некоммерческих организаций) определена п. 2 ст. 29 Закона и состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Законом в отношении АНО (в отличие от организаций, основанных на членстве: некоммерческого партнерства, ассоциации (союза)) не определен состав и порядок формирования высшего органа (то есть из числа какого круга лиц он должен состоять, кем избираются (назначаются) его члены). Статья 29 Закона в этой части устанавливает только одно императивное (обязательное) условие: высший орган АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий статья 28 Закона предписывает определить в уставе.

Для высшего органа АНО уставом можно установить какое либо наименование, коль скоро оно не установлено законом.

В связи с изложенным, на наш взгляд, существует несколько возможных способов формирования высшего органа АНО, например:

а) Высший орган может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку, как указано выше (см. п. 2.3.6), права учредителей по управлению не относятся к имущественным. Следовательно, учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа, который бы учитывал случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

б) Высший орган может состоять из конкретных, указанных в уставе, лиц. В этом случае так же следует определить в уставе порядок формирования высшего органа, в случае выбытия из этого органа лица определенного уставом, что на наш взгляд, достаточно сложено.

в) Способ формирования высшего органа, совмещающий случаи а) и б). При создании АНО учредители формируют высший орган управления, состоящий из числа учредителей и (или) Их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа) сам высший орган избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

Уставом могут быть установлены различные условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа.

Следует лишь помнить, что порядок формирования и сроки полномочий высшего органа (его членов) должны быть детально определены уставом. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организацией следует учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, в соответствии с которыми, лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО.

Компетенция высшего органа АНО, в отличие от фонда, императивно определена законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона):

— изменение устава АНО;

— определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств АНО;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация АНО.

Вопросы, выделенные жирным курсивом (то есть предусмотренные абзацами вторым — четвертым и девятым п. 3 ст. 29 Законе относятся к исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Приведенный перечень вопросов компетенции высшего органа АНО (в отличие от фонда), по нашему мнению, не может быть ни изменен, ни дополнен уставом.

Норма п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа АНО: «. заседание. правомочно, если на указанном. заседании присутствуют более половины его членов» так же императивна и не может быть изменена уставом.

Пунктом 4 ст. 19 Закона достаточно детально регламентирован и порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции: «Решение. принимается большинством голосов членов, присутствующих на. заседании».

б) по вопросам исключительной компетенции: «Решение. принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Таким образом, и в части порядка принятия решений высшим органом АНО уставом не может быть установлен иной порядок. Нормы закона только дают возможность выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласие, либо квалифицированное большинство голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа. Уставом так же должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным.

Члены высшего органа управления АНО (как впрочем и других некоммерческих организаций) осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. пунктом 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа являются чьи либо, представители (например, представители учредителей), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе некоммерческой организации.

Возможность создания «промежуточного» органа управления. Его компетенция

Пунктом 3 ст. 29 Закона допускается, что учредительными документами некоммерческой организации (в т. ч. и АНО) может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления (который не является ни высшим, ни исполнительном, ни контрольно-надзорным; поэтому для удобства условно назван автором «промежуточным»), к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым — восьмым п. 3 ст. 29 Закона.

Это вопросы, не составляющие исключительную компетенцию высшего органа, а именно:

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств АНО;

— участие в других организациях.

Как мы видим, перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа, также является исчерпывающим. Зато в части кворума и порядка принятия решений устав может содержать самые различные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления законом не установлены какие-либо условия.

На наш взгляд, такой «промежуточный» орган управления имеет смысл создавать в тех организациях, в которых число членов высшего органа достаточно велико, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако, если наличие такого «промежуточного» органа необходимо, то для этого следует в уставе указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены ст. 28 Закона (см. п. 4.1).

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено несколько вариантов системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе, и автономной).

Так, исполнительный орган может быть:

— коллегиальный и единоличный;

Поскольку в силу ст. 28 Закона в уставе в любом случае должен быть определен порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице Коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организацией.

Если уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального и единоличного органа управления, исходя из ст. 28 Закона, считаем необходимым определить в уставе компетенцию каждого из них.

В части указания в уставе иных сведений об исполнительных органах управления следует руководствоваться требованиями ст. 28 Закона.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

В отличие от фонда, для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, на наш взгляд, и для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган необходим.

Вместе с тем, пунктом 3 ст. 10 Закона прямо предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами.

В этой части уставом АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном уставом) надзорный орган АНО (возможно — по аналогии с попечительским советом фонда).

В любом случае следует предусмотреть в уставе порядок осуществления надзора за деятельностью АНО в случае отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АЦО со стороны ее учредителей (будут ли это периодические или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо надзор осуществляется посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо возможен надзор посредством осуществления внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. насколько обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов; если попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО иди органов управления? Эти вопросы, видимо, придется регламентировать уставом.

Автономная некоммерческая организация как новелла законодателя

В данном разделе мы постараемся сделать обобщение изложенного в главе материала, характеризующего правовую конструкцию автономной некоммерческой организации.

Итак, АНО, как и фонд, является организацией, не имеющей членства. Однако фонд как организационно-правовая форма некоммерческой организации был предусмотрен еще Основами гражданского законодательства Союза ССР, а автономная некоммерческая организация является по сравнению с фондом новеллой законодателя, существование которой легализовано Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

АНО и фонд имеют сходную правовую конструкцию из-за их особого статуса как организации, не имеющей членства. Однако отсутствие легального определения понятия членства для целей закона «О некоммерческих организациях» и его смешение с термином «участник» вызвало непоследовательность законодателя в подходе к правовой конструкции автономной некоммерческой организации. Это выразилось в том, что в отличие от фонда, который так же является организацией, не имеющей членства, для АНО установлены общий порядок внесения изменений в устав и общий порядок ликвидации, допускается возможность преобразования АНО в организационно-правовые формы, основанные на членстве (например, в общественную организацию). В отличие от фонда отсутствует последовательность и в подходе к имущественным правам учредителей АНО. Так, если в отношении фонда в п. 3 ст. 48 ГК РФ указано, что его учредители не имеют имущественных прав в отношении фонда (как юридического лица), то относительно АНО в п. 1 ст. 10 Закона указано, что ее учредители не сохраняют прав на имущества АНО — т. е. можно предположить, что в организации, не имеющей членства, ее учредители, тем не менее, могут иметь имущественные права в отношении самой организации (как юридического лица) и лишь в результате сопоставления целого ряда норм мы приходим к выводу, что учредители АНО не имеют имущественных прав и в отношении самой АНО.

Сопоставляя признаки правовой конструкции фонда и автономной некоммерческой организации можно прийти к выводу, что в отношении фонда законодатель более последовательно и четко следовал принципам организации, не имеющей членства.

В результате сложилась, на наш взгляд, ситуация, которая состоит в том, что фонд является организацией более независимой от своих учредителей, чем АНО.

Тогда встает вопрос: зачем надо было узаконивать такую правовую конструкцию, как автономная некоммерческая организация? Или же, ее легализация вызвана как раз большей, чем хотелось бы, независимостью фонда от его учредителей, и возникла потребность создать нечто промежуточное между фондом и организациями, основанными на членстве? Ответ на этот вопрос, видимо, знает только сам законодатель.

Некоммерческие организации
Образовательные организации
Расходы организации
Саморегулируемая организация
Виды предпринимательства

Назад | | Вверх

Похожие статьи:

  • 44 фз внесение изменений в аукционную документацию О внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе О внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный […]
  • Уголовный кодекс оскорбление представителя власти Статья 319. Оскорбление представителя власти Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или […]
  • Концерн в гк рф Что такое концерн Концерн – наиболее сложный вид объединения с особой структурой. Он объединяет в себе субъекты самых разных организационных форм: промышленные предприятия, банковские учреждения, транспортные компании, торговые предприятия. Объединение […]
  • Банки фирмы регистрация ооо Порядок открытия расчетного счета при регистрации ООО Узнайте стоимость регистрации ООО Точных сроков нет. Причина в том, что открывать счет не всегда обязательно. Без него можно оплачивать услуги или товары, а также принимать оплату в рамках договора на […]
  • Доступный юрист Доступный юрист Законодательная база Украины "Юрист+ЗАКОН" на CD/DVD/USB-флэшке. "Юрист+Закон" - это доступная по цене база нормативных актов Украины. Все Законы и Кодексы Украины, нормативные акты всех министерств и ведомств в последней редакции, а также […]
  • Предварительный договор на покупку автомобиля в салоне Как составить предварительный договор купли-продажи авто? При выборе автомобиля может произойти ситуация, при которой одна из сторон не может в данный момент совершить сделку. Причиной этому может быть отсутствие всей суммы для покупки или же отсутствие […]
  • 227 ук рф пиратство Статья 227. Пиратство 1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. 2. То же деяние, совершенное с […]
  • Грабеж статья ук рф это Ответственность за грабеж - статья УК РФ Самое распространенное преступление против собственности предусмотренных главой 21 Уголовного кодекса РФ наряду с кражей - грабеж. Грабеж, согласно действующему законодательству России, это хищение чужого имущества, […]