Сообщество юристов

Сообщество юристов

Сборник статей

Адвокат налоговый учет

Оглавление:

Порядок постановки на учет в налоговом органе адвокатов

В каком порядке в 2010 г. подлежит постановке на учет в налоговом органе гражданин, которому присвоен статус адвоката?

Правовые основы осуществления адвокатской деятельности регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон N 63-ФЗ).

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее — территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта РФ (далее — региональный реестр). Территориальный орган юстиции ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра. О внесении изменений в региональный реестр территориальный орган юстиции уведомляет адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ в десятидневный срок со дня внесения указанных изменений. Об этом говорится в п. п. 1 и 2 ст. 14 Закона N 63-ФЗ.

О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (п. 1 ст. 15 Закона N 63-ФЗ).

Абзацем 2 п. 6 ст. 83 Налогового кодекса РФ определено, что постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования). Таковы требования п. 2 ст. 85 НК РФ.

Сведения, предусмотренные ст. 85 НК РФ, представляются в налоговые органы по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 10 данной статьи).

Форма А «Сведения об адвокате» утверждена Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/[email protected] согласно Приложению N 2 к данному Приказу.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в п. 2 ст. 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются ФНС России, и в порядке, который утверждается Минфином России. Основание — абз. 4 п. 2 ст. 84 НК РФ.

Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] утверждены формы:

— форма N 2-1-Учет «Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации» (Приложение N 6);

— форма N 2-3-Учет «Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации» (Приложение N 8).

Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н утвержден Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее — Порядок). Указанный Приказ вступил в силу с 10 марта 2010 г.

Из положений п. 13 Порядка следует, что постановка на учет в налоговом органе адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об адвокатах, внесенных в реестр адвокатов субъекта РФ, и избранной ими форме адвокатского образования, сообщенных адвокатской палатой соответствующего субъекта РФ. В тот же срок налоговый орган обязан выдать или направить заказным письмом адвокату уведомление о постановке на учет и свидетельство о постановке на учет по формам, установленным Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected]

При этом датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основаниям, предусмотренным данным пунктом, является дата приобретения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, сообщенных адвокатской палатой субъекта РФ.

Таким образом, с 10 марта 2010 г. при постановке на учет в налоговом органе адвоката уточняются:

— срок, в течение которого налоговый орган обязан выдать или направить заказным письмом адвокату уведомление о постановке на учет и свидетельство о постановке на его учет (в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений об адвокатах, сообщенных адвокатской палатой субъекта РФ);

— дата постановки адвоката на учет в налоговом органе (дата приобретения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, сообщенных адвокатской палатой субъекта РФ).

Частная практика

Исходя из официальной позиции налоговых органов, адвокаты, добросовестно зарегистрировавшиеся как самозанятые лица, стали заложниками законодательства: обязаны платить ЕСВ, не имея доходов и даже приостановив деятельность

Вопрос уплаты единого социального взноса (ЕСВ) в 2017 году прогнозируемо остается одним из наиболее актуальных для адвокатов. Прежде всего для тех, кто имеет индивидуальную практику, зарегистрированную как независимая профессиональная деятельность. Так, поскольку действующий Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» фактически обязывает каждого адвоката работать исключительно в одной из трех возможных организационно-правовых форм, то все адвокаты, не учредившие адвокатские бюро или не вошедшие в состав адвокатского объединения, могут быть исключительно адвокатами индивидуальной практики. Даже те, кто реально работает на условиях трудового договора в адвокатских и юридических фирмах. Но в их отношении налоговые органы давно приняли решение, что регистрироваться плательщиком и соответственно уплачивать ЕСВ не обязаны те адвокаты, которые работают по трудовому или гражданско-правовому договору в рамках такой адвокатской деятельности. Остальные же оказались в заложниках налогового законодательства.

И без ЕСВ в плане налогообложения индивидуальная адвокатская практика является наименее выгодной организационно-правовой формой. В то время как юридические лица могут выбрать упрощенную систему налогообложения, самозанятые лица, не являющиеся предпринимателями, обязаны уплачивать и налог на доходы физических лиц в полном объеме, и ЕСВ за себя в размере не ниже минимального. То, что адвокаты, имея право на занятие адвокатской деятельностью, могут не получать от нее дохода, получать доход ниже ставки минимального ЕСВ, иметь другие источники дохода и уплачивать с них и налоги и ЕСВ, работниками налоговых органов игнорируется. Даже факт приостановления адвокатской деятельности на основаниях, предусмотренных Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», не снимает такой обязанности.

Недавно Министерство финансов Украины, курирующее деятельность Государственной фискальной службы (ГФС), разъяснило по запросу Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ), что адвокаты, приостановившие адвокатскую деятельность, могут не уплачивать ЕСВ. Однако для этого надо не только подать заявление в совет адвокатов своего региона, но и сняться с налогового учета. «Физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность (адвокат), может быть снято с учета на основании поданного контролирующему органу по основному месту учета заявления о ликвидации или реорганизации налогоплательщика по форме 8-ОП при условии внесения в Единый реестр адвокатов Украины записи о смене организационной формы адвокатской деятельности или приостановления или прекращения права на занятие адвокатской деятельностью», — отмечается в письме Минфина № 11220-16-10/10500 от 18 апреля 2017 года, адресованного НААУ.

Звучит, впрочем, как рекомендация адвокатам уйти в тень. А вот подчиненные Минфина из ГФС категоричнее. Так, в письме ГФС Украины от 28 марта 2017 года № 4318/Г/99-99-13-02-03-14 отмечается, что освобождение от уплаты ЕСВ в связи с приостановлением адвокатской деятельности не предусмотрено. При этом в документе напоминают, что лицо, осуществляющее независимую адвокатскую деятельность, не может быть предпринимателем в рамках такой деятельности (но наемным работником может) ввиду того, что адвокатская деятельность не является предпринимательской и не может осуществляться ФЛП. Соответственно, к ней не применима упрощенная система налогообложения, поскольку пунктом 291.3 статьи 291 Налогового кодекса Украины применение упрощенной системы налогообложения физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, не предусмотрено. Вместе с тем в ГФС отмечают, что ничто не препятствует лицу, осуществляющему независимую адвокатскую деятельность, одновременно заниматься предпринимательской (отличной от адвокатской) деятельностью, тем самым намекая, что такой адвокат и предприниматель фактически дважды должен за себя платить ЕСВ. Но ведь украинское законодательство не допускает получения двух пенсий, не говоря уже о том, что никто не возмещает адвокатам периоды временной нетрудоспособности.

Наиболее интересно, что в ГФС, исходя из указанного выше письма, уверены, что лица, успешно оспорившие решения налоговых органов об обязательстве постановки на учет как плательщики ЕСВ, могут ЕСВ не платить: «Постановление Высшего административного суда Украины от 21 января 2016 года по делу № К/800/44702/14 применяется к конкретному физическому лицу, принимавшему участие в деле, и не распространяется на других лиц». Упомянутым решением ВАСУ отменил налоговое уведомление-решение относительно необходимости ФЛП зарегистрироваться как самозанятое лицо и уплачивать налоги с доходов, полученных от адвокатской деятельности. Судьи же сочли, что истец, состоящий на учете в органах ГФС как ФЛП, не обязан дополнительно регистрироваться как самозанятое лицо, а его доходы от адвокатской деятельности в период нахождения на упрощенной системе налогообложения освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц. И налоговые органы не смущает, что лица, имеющие одинаковый налоговый (ФЛП) и профессиональный (адвокат) статусы будут фактически иметь разные обязательства по уплате налогов и постановке на налоговый учет. Но это прямо противоречит положениям статьи 24 Конституции Украины, закрепляющей равенство всех перед законом и запрещающей привилегии по любым признакам.

Еще интереснее позиция ГФС в письме от 21 марта 2017 года № 3782/К/99-99-13-02-03-14. В нем отмечается, что учет плательщиков ЕСВ предусмотрен статьей 5 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (Закон о ЕСВ). ГФС напоминает, что ставка ЕСВ составляет 22 %, а базой его начисления является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц, из чего ГФС делает вывод, что «в случае если такими плательщиками не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такие плательщики обязаны определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом о ЕСВ. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса». Дополнительно в ГФС подчеркивают, что ЕСВ подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика, и делают такой вывод: «С 1 января 2017 лицо, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность и не получает доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года от такой деятельности, обязано определить базу начисления единого взноса, несмотря на наличие статуса физического лица-предпринимателя… освобождение от уплаты единого взноса в связи с приостановлением адвокатской деятельности Законом не предусмотрено. Следовательно, физическое лицо-предприниматель не может осуществлять адвокатскую деятельность, а к доходам, полученным от осуществления адвокатской деятельности, не может быть применена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности».

При этом в ГФС достаточно свободно понимают требования пункта 5 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ, по которому плательщиками единого взноса являются лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, в частности адвокатскую деятельность, и получающие доход от нее, ведь в соответствии с этой нормой квалифицирующим признаком плательщика ЕСВ является получение дохода от такой деятельности, а не факт ее регистрации в налоговом органе.

ГФС разъяснила особенности налогообложения адвокатов

В Государственной фискальной службе разъяснили, что физическое лицо — предприниматель не может осуществлять адвокатскую деятельность, а к доходам, полученным от осуществления адвокатской деятельности, не может быть применена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. Об этом идет речь в письме ГФС от 21.03.2017 №3782/к/99-99-13-02-03-14.

Так, согласно тексту письма, с 1 января с.г. лицо, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность и не получает доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года от такой деятельности, обязано определить базу начисления единого взноса, несмотря на наличие статуса физического лица — предпринимателя. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

В то же время Законом № 2464 для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, предусмотрена процедура снятия с учета плательщиков единого взноса. Освобождение от уплаты единого взноса в связи с приостановлением адвокатской деятельности Законом № 2464 не предусмотрено.

Кроме того, отмечается, что согласно п. 291.3 ст. 291 Кодекса упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется исключительно юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, применение упрощенной системы налогообложения физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, Кодексом не предусмотрено.

«Следовательно, физическое лицо — предприниматель не может осуществлять адвокатскую деятельность, а к доходам, полученным от осуществления адвокатской деятельности, не может быть применена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.Порядок налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, установлен ст. 178 Кодекса, согласно которой с доходов, полученных такими лицами, уплачивается налог на доходы физических лиц», — сообщается в письме ГФС.

Вместе с тем, согласно нормам Закона № 5076 и Кодекса для физического лица, которое осуществляет независимую адвокатскую деятельность, не предусмотрено ограничений по одновременному осуществлению предпринимательской (отличной от адвокатской) деятельности, не запрещенной законом, в случае регистрации такого лица предпринимателем.

То есть физическое лицо, которое осуществляет независимую адвокатскую деятельность, не может быть предпринимателем в рамках такой адвокатской деятельности. Адвокатская деятельность не является предпринимательской и не может осуществляться физическим лицом — предпринимателем.

Налогообложение адвокатов и адвокатских объединений, по мнению ВККА

Реформа налогового законодательства, связанная с принятием Налогового кодекса, коснулась, в том числе, адвокатов и адвокатских объединений. Поэтому Высшая квалификационная комиссия адвокатуры (ВККА) своим решением от 18.03.2011 № VI/4-97 утвердила свои рекомендации относительно налогообложения адвокатов и адвокатских объединений как самозанятых лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, а также перечень расходов, связанных с организацией адвокатской деятельности. Эти документы могут помочь адвокатам и их объединениям как при налоговом планировании своей деятельности, так и в спорах с налоговиками.

К слову, недавно в системах ЛІГА:ЗАКОН появилась единая точка входа в мир налоговых вопросов – информационный ресурс «Налоговый консультант».

Для начала следует отметить, что ВККА не изменила своей позиции относительно сущности адвокатской деятельности и, как и три года назад (см. решение ВККА от 21.03.2008), пришла к выводу, что адвокат и адвокатское объединение не занимаются предпринимательской деятельностью, а следовательно, не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Адвокатское объединение, по мнению ВККА, является профессиональной организацией адвокатов, целью которой является защита прав, свобод и представление законных интересов граждан, удовлетворение потребностей в квалифицированной правовой помощи и т. д. Поэтому оно должно регистрироваться в органах налоговой службы как неприбыльная организация. Адвокат же должен регистрироваться как самозанятое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность.

Исходя из этого правового статуса ВККА и давала дальнейшие рекомендации. Так, адвокатское объединение для подтверждения своего статуса неприбыльности должно быть зарегистрировано в Реестре неприбыльных организаций, Положение о котором утверждено приказом ГНАУ от 24.01.2011 № 37. При этом налогообложение их деятельности будет осуществляться в соответствии с разделом III Налогового кодекса (НК).

Получение статуса неприбыльной организации выгодно адвокатскому объединению тем, что в таком случае согласно п. 157.5 НК освобождаются от налогообложения разовые и периодические взносы основателей и членов АО, средства и имущество, которые поступают им от осуществления их основной деятельности и в виде пассивных доходов, а также дотации и субсидии из государственного и местного бюджетов или в пределах технической или благотворительной помощи. Правда, если доходы от членских взносов и других необлагаемых доходов превысят 25 % от общих доходов, то необходимо будет уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по общей ставке к сумме такого превышения.

Все иные доходы адвокатского объединения должны облагаться по общей ставке налога на прибыль согласно п. 157.11 НК. Также по общей ставки будут облагаться операции по предоставлению товаров, выполнению работ и предоставлению услуг иным, нежели основатели, члены и участники адвокатского объединения, лицам. Такие средства не могут быть классифицированы как доход от осуществления основного вида деятельности.

Что касается налоговой отчетности, то согласно п. 157.14 НК, адвокатские объединения как неприбыльные организации ежеквартально предоставляют Налоговый отчет об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, форма и порядок составления которого утверждены приказом ГНАУ от 31.01.2011 № 56.

Сложнее обстоит дело с налогообложением индивидуальной адвокатской деятельности, отнесенной к независимой профессиональной деятельности. Как отмечает ВККА, адвокат должен стать на учет в налоговых органах в 10-дневный срок с дня получения Свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью. При этом КДКА, осуществляющие регистрацию адвокатской деятельности, должны согласно п. 70.16.5 НК уведомить налоговые органы о выдачи Свидетельства в течение 5 дней.

Обязательным условием регистрации адвокатской деятельности как независимой профессиональной деятельности является получение им справки по форме № 4-ОПП о взятии на учет с указание перед ФИО «Адвокат». При этом, по мнению ВККА, если регистрация адвоката как самозанятого лица была проведена до вступления в силу НК и в ней не указано перед фамилией «Адвокат», то такая справка не соответствует требования действующего законодательства. Соответственно, на основании такой устаревшей справки налоговые органы могут не предоставить адвокату право на учет расходов, а у налоговых агентов должны будут удерживать НДФЛ при выплате доходов адвокату. Так что такие справки следует заменить.

Что касается налогооблагаемого дохода адвоката, то, по мнению ВККА, НК не устанавливает конкретного перечня расходов, которые могут уменьшать доход для признания объекта налогообложения. Поэтому основным критерием для обоснования расходов, на которые уменьшается налогооблагаемый доход, является их принадлежность и необходимость для осуществления независимой профессиональной деятельности. Кроме того, такие расходы должны быть понесены непосредственно в текущем налоговом периоде.

При этом, по мнению ВККА, адвокаты не могут в полной мере учитывать тот перечень расходов, который указан в письме Минюста от 02.02.2006 № 31-35/20, для частных нотариусов. Ведь, во-первых, он относится к расходам частных нотариусов, деятельность которых существенно отличается от адвокатской. Во-вторых, это письмо не является налоговой консультацией, полученной в установленном порядке. В-третьих, в этот перечень не включены расходы на приобретение и ремонт офиса, расходы на приобретение офисной техники, приобретение и ремонт автомобилей; других расходов, носящих капитальный характер; транспортных расходов (железнодорожные, авиабилеты).

Поэтому, ВВКА рекомендует адвокатам самостоятельно обращаться за налоговой консультацией в налоговые органы на предмет возможности отнесения тех или иных расходов. Но при этом в приложении к своему решению указывает перечень расходов, связанных с организацией независимой профессиональной деятельности адвокатов как самозанятых лиц, которые она рекомендует учитывать.

Непросто обстоят дела и с определением ставки НДФЛ, по которой должна облагаться адвокатская деятельность. Как известно, совокупный чистый доход облагается по ставке 15 %, если он не превышает 10-кратного размера минимальной заработной платы (сейчас – 9600 грн.), и 17 % – если такое превышение имеет место. Но дело в том, что адвокаты отчитываются и платят налог только по результатам отчетного налогового года, а прогрессивные ставки налога привязаны к месячному налогооблагаемому доходу.

По мнению ВККА, в такой ситуации годовой НДФЛ надо начислять, учитывая чистый доход, каждый месяц отдельно на основании записей Книги учета доходов и расходов. Ведь согласно приказу ГНАУ от 24.12.2010 р. № 1025 в Книге учета нужно ежемесячно подводить итоги после доходов и расходов. Следовательно, общая сумма НДФЛ адвоката за год будет состоять из суммы НДФЛ, исчисленного за каждый месяц отдельно. То есть за те месяцы, в которых чистый доход не превысил порога в 10 минимальных зарплат, НДФЛ будет взиматься в размере 15 %, а за те, где такое превышение было, – 17 %.

Записи в Книге учета доходов и расходов должны осуществляться ежедневно на основании первичных документов. Сведения о внутреннем перемещении товара согласно пункту 3.7 Порядка, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 р. № 1025, адвокаты заполнять не должны. Декларация о доходах должна подаваться до 1 мая года, следующего за текущем, а НДФЛ уплачиваться до 1 августа. При этом формы новой декларации по НДФЛ Минфин пока не утвердил (за 2010 год налоговые декларации подавались по старой форме). Также при наличии наемных работников адвокаты обязаны подавать налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также суммы удержанного с них налога (форма 1 ДФ). Ежемесячные декларации по НДФЛ, которые указывает ВККА, уже отменены.

Отдельное внимание в рекомендациях было уделено вопросам уплаты адвокатами единого социального взноса (ЕСВ). Ведь согласно п. 5 ст. 4 Закона о ЕСВ плательщиками ЕСВ являются лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, в том числе адвокаты. Кроме того, они являются плательщиками ЕСВ за своих наемных работников. Не останавливаясь на процедуре регистрации адвоката – плательщика ЕСВ, которая описана в решении, вслед за ВККА отметим, что согласно абзацу 2 ч. 3 раздела VIII Закона о ЕСВ перерегистрация адвокатов, которые находились на учете в органах Пенсионного фонда до 01.01.2011 года, не осуществляется.

Размер ЕСВ, уплачиваемого адвокатами за себя, составляет 34,7 % базы начисления, которой согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ является сумма доходов (прибыли), полученная от их деятельности, и подлежит обложению НДФЛ. При этом размер уплачиваемого ЕСВ не может быть ниже минимального страхового взноса (34,7 % минимальной зарплаты) и выше максимальной величины базы начисления ЕСВ (34,7 % от 15 прожиточных минимумов).

Мнение «Ю&З»: К сожалению (а может, и к счастью), в решении ВККА никак не затронута тема возможности пребывания адвокатов и адвокатских объединений на упрощенной системе налогообложения. С одной стороны, раз адвокатская деятельность не является предпринимательской, то и Указ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» к ним применяться не должен. С другой, никаких запретов на применение упрощенной системы налогообложения адвокатами и адвокатскими объединениями законодательство не устанавливает. К тому же ВККА в разъяснении от 05.09.2008, а ГНАУ в письме от 26.01.2010 № 732 уже подтверждали возможность применения адвокатами «упрощенки», и правовой статус адвокатов с того времени не изменился.

Поэтому, на наш взгляд, адвокаты и адвокатские объединения могут избрать упрощенную систему налогообложения. Правда, в таком случае их клиенты не смогут отнести расходы на правовую помощь, полученную от них, в состав расходов.

Для тех же, на кого это решение распространяется, некоторые из его положений будут очень полезны. В частности, это касается утвержденного ВККА перечня расходов, связанных с адвокатской деятельностью, среди которых – расходы на содержание, ремонт и эксплуатацию собственного и арендованного офисного помещения. Ведь налоговые органы, судя из письма ГНАУ от 28.02.2011 № 5673/7/17-0717, придерживаются мнения, что расходы на содержание частной квартиры нельзя отнести в состав расходов, связанных с осуществлением независимой адвокатской деятельности.

ВЫВОД:

Решение ВККА будет полезным для тех адвокатов и адвокатских объединений, которые не перешли на упрощенную систему налогообложения. Среди наиболее интересных его положений:

– определение адвокатского объединения как неприбыльной организации и связанные с этим особенности его налогообложения;

– необходимость замены адвокатами справки по форме № 4-ОПП;

– определение перечня расходов, связанных с адвокатской деятельностью;

– решение вопроса о ставках НДФЛ, по которым облагается чистый доход адвоката;

– рекомендации по учету и уплате ЕСВ.

Консалтинг, аудиторские, юридические услуги

Адвокатская деятельность: учет, налогообложение, отчетность

Правовые принципы осуществления адвокатской деятельности в Украине определены Законом № 5076, а порядок налогообложения доходов для физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность в качестве адвокатов, — Налоговым кодексом. С целью надлежащего налогообложения доходов, полученных от осуществления адвокатской деятельности, рассмотрим порядок ведения учета и представления отчетности, а также критерии обоснования расходов, уменьшающих доход, для определения объекта налогообложения.
Выясним, как адвокатская деятельность применяется одновременно с предпринимательской и какие введены новации относительно уплаты единого взноса осуществляющими их лицами. Кроме того, определим, как облагаются НДФЛ и военным сбором доходы, выплаченные юридическим лицом адвокату.

Признание адвокатской деятельности

Адвокат — это физическое лицо, осуществляющее адвокатскую деятельность на основании и в порядке, предусмотренных Законом № 5076.

Адвокатской деятельностью признается независимая профессиональная деятельность адвоката по осуществлению защиты, представительства и предоставления других видов правовой помощи клиенту.

К другим видам правовой помощи относятся виды адвокатской деятельности по предоставлению правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам, правовому сопровождению деятельности клиента, составлению заявлений, жалоб, процессуальных и других документов правового характера, направленных на обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов клиента, недопущение их нарушений, а также на содействие их восстановлению в случае нарушения (пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 5076).

В соответствии с абзацем вторым пп. 14.1.226 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса независимая профессиональная деятельность — участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов, лица, занятого религиозной (миссионерской) деятельностью, иной подобной деятельностью при условии, что такое лицо не является работником либо физическим лицом — предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц.

Таким образом, физическое лицо, осуществляющее независимую адвокатскую деятельность, не может быть предпринимателем в рамках такой адвокатской деятельности. При этом действующим законодательством не запрещено физическому лицу, осуществляющему независимую адвокатскую деятельность, одновременно быть предпринимателем и осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Адвокатская деятельность не является предпринимательской и не может осуществляться физическим лицомпредпринимателем.

Постановка на учет

Налогообложение доходов физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, осуществляется согласно положениям ст. 178 раздела IV Налогового кодекса.

Пунктом 178.1 этой статьи предусмотрено, что лица, которые намерены осуществлять независимую профессиональную деятельность, обязаны стать на учет в фискальных органах по месту постоянного проживания как самозанятые лица и получить справку о постановке на учет в соответствии со ст. 65 указанного Кодекса.

Абзацем вторым п. 65.1 этой статьи определено, что физические лица, условием осуществления независимой профессиональной деятельности которых согласно закону являются государственная регистрация такой деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получение свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на осуществление независимой профессиональной деятельности, в течение 10 календарных дней после такой регистрации обязаны стать на учет в фискальном органе по месту постоянного проживания.

Согласно п. 1.3 Порядка № 1588 постановке на учет или регистрации в фискальных органах подлежат все налогоплательщики.

Положениями пп. 1 п. 6.7 этого Порядка предусмотрено, что физическое лицо, намеревающееся осуществлять независимую адвокатскую деятельность, для постановки на учет обязано в срок 10 календарных дней после регистрации представить лично (прислать заказным письмом с описью вложения) или через уполномоченное лицо в фискальный орган по месту своего постоянного проживания:

  • заявление по форме № 5-ОПП;
  • копию свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью.

При представлении документов предъявляются оригиналы указанных документов.

Если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя и при этом осуществляет независимую адвокатскую деятельность, такое физическое лицо учитывается в контролирующем органе как физическое лицо — предприниматель с признаком того, что осуществляет независимую адвокатскую деятельность. В таком случае физическое лицо кроме копии свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью подает вышеуказанное заявление с отметкой «Зміни».

Подтверждением регистрации в фискальном органе физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, является справка по форме № 4-ОПП. В этой справке перед фамилией, именем и отчеством такого лица указывается «Фізична особа — підприємець» и вид профессиональной деятельности (например, «Фізична особа — підприємець, адвокат»).

Обратите внимание, что именно эта справка с указанием перед фамилией, именем и отчеством слова «Адвокат» дает право:

  • адвокату, осуществляющему независимую профессиональную деятельность, при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с адвокатской деятельностью (абзац второй п. 178.3 ст. 178 Налогового кодекса);
  • налоговым агентам, выплачивающим доходы, не удерживать налог на доходы физических лиц при выплате дохода адвокату (п. 178.5 этой статьи).

Следовательно, адвокатскую деятельность имеют право осуществлять физические лица, которые надлежащим образом поставлены на учет в фискальных органах в качестве физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность.

Ведение учета и представление отчетности

Порядок налогообложения доходов для физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность в качестве адвокатов, установлен ст. 178 Налогового кодекса, в соответствии с пунктами 178.2, 178.3 которой доходы, полученные в течение календарного года от проведения такой деятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным в п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса, то есть 15 (20)%.

Налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для проведения определенного вида независимой профессиональной деятельности.

Нормами Налогового кодекса не предусмотрен конкретный перечень расходов для физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. Основным критерием для обоснования расходов, уменьшающих доход для определения объекта налогообложения, являются их принадлежность и необходимость, обусловленные требованиями Закона № 5076 для проведения такой деятельности.

В связи с этим утвержден приказ № 1185, согласно которому к расходам адвоката могут быть отнесены, в частности:

  • арендная плата за пользование помещением, являющимся рабочим местом адвоката, в том числе его текущий ремонт, оборудование пандуса для подъезда инвалидов;
  • техническое обеспечение деятельности рабочего места адвоката и его обслуживание (охранная и пожарная сигнализация, огнеупорный сейф, информационная вывеска, металлические двери или металлические ролеты);
  • обслуживание технического оборудования (компьютеры, в том числе их программное обеспечение, принтеры, сканер, ксерокс, факс, телефон и т. п.);
  • расходы на изготовление печатей и штампов, а также их замену;
  • уплата ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления;
  • открытие счетов в банках и их расчетно-кассовое обслуживание (депозитные счета);
  • оплата труда и обязательные начисления на фонд оплаты труда помощников, секретарей, стажеров (наемных работников);
  • прохождение повышения квалификации адвокатом; участие в крат-косрочных семинарах, симпозиумах, научно-практических конференциях; усовершенствование профессионального мастерства; приобретение и подписка юридической литературы (книг, журналов, дисков, программ и т. п.);
  • расходы на сбор доказательств, получение заключений специалистов (экспертов) в соответствии с условиями договора о предоставлении правовой помощи;
  • расходы на пользование электронной базой законодательства;
  • расходы на подключение и пользование сетью Интернет;
  • изготовление бланков (в том числе ордеров) с указанием фамилии, имени и отчества адвоката, номера и даты выдачи свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;
  • приобретение канцелярских принадлежностей;
  • уплата адвокатами взносов в Пенсионный фонд Украины, в том числе в пользу наемных работников, и фонды общеобязательного государственного социального страхования;
  • программное обеспечение;
  • почтовые и курьерские услуги, необходимые для выполнения адвокатской деятельности;
  • расходы на услуги телекоммуникационной связи, электронные цифровые подписи для ведения бухгалтерского и налогового учета и для представления налоговой отчетности, отчетности в органы статистики, Пенсионный фонд Украины, другие фонды общеобязательного государственного страхования.

При этом следует отметить, что в случае неполучения справки о постановке на учет лицом, осуществляющим независимую адвокатскую деятельность, объектом налогообложения являются доходы, полученные от такой деятельности без учета расходов.

Адвокаты ведут Книгу учета доходов и расходов, утвержденную приказом № 481, данные которой используют для заполнения налоговой декларации за отчетный налоговый период (год).

Для регистрации Книги учета доходов и расходов адвокаты представляют в контролирующий орган по месту учета экземпляр Книги в случае избрания способа ведения Книги в бумажном виде.

Окончательный расчет налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый год осуществляется плательщиком самостоятельно согласно данным, указанным в налоговой декларации.

По результатам отчетного года адвокаты представляют до 1 мая года, следующего за отчетным, налоговую декларацию об имущественном положении и доходах, утвержденную приказом № 793, и в соответствии с п. 179.7 ст. 179 Налогового кодекса самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплачивают сумму налогового обязательства, указанную в представленной налоговой декларации.

Осуществление адвокатской и предпринимательской деятельности одновременно

Поскольку нормами Закона № 5076 и Налогового кодекса физическим лицам, осуществляющим независимую адвокатскую деятельность, не запрещено осуществлять и предпринимательскую деятельность, имеет место именно осуществление такой деятельности вместе с адвокатской.

Действующим законодательством предусмотрено несколько способов налогообложения доходов, полученных физическими лицами от осуществления предпринимательской деятельности, каждый из которых имеет определенные ограничения и преимущества, а также разный порядок налогообложения таких доходов, ведения учета и порядок представления отчетности. Рассмотрим налоговые последствия для адвоката, применяющего тот или иной способ налогообложения доходов (см. табл.).

Система
налогообложения

Объект
налогообложения

Расходы

Ставки налога

Ведение
учета

Отчетность

Сроки
представления отчетности

Срок
уплаты налога

независимая адвокатская деятельность

совокупный чистый доход, то есть разность между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления независимой адвокатской деятельности

определенные приказом № 1185

книга, утвержденная приказом № 481

налоговая декларация, утвержденная приказом № 793

до 1 мая года, следующего за отчетным

до 1 августа года, следующего за отчетным

независимая адвокатская деятельность и общая система

совокупный чистый доход, то есть разность между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления независимой адвокатской деятельности

определенные приказом № 1185

книга, утвержденная приказом № 481

налоговая декларация, утвержденная приказом № 793

в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года

в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем представления налоговой декларации

чистый налогооблагаемый доход, то есть разность между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя

документально подтвержденные, определенные п. 177.4 ст. 177

независимая профессиональная деятельность и упрощенная система

совокупный чистый доход, то есть разность между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для проведения независимой адвокатской деятельности

определенные приказом № 1185

книга, утвержденная приказом № 481

налоговая декларация, утвержденная приказом № 793

до 1 мая года, следующего за отчетным

до 1 августа года, следующего за отчетным

доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной);
материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса

без учета расходов

процентные ставки в зависимости от избранной группы плательщика единого налога

книга, утвержденная приказом

налоговая декларация, утвержденная приказом № 1159

для первой и второй групп в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) года

авансовый взнос не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца

для третьей группы в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) года

в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации плательщика

Первый способ: общая система налогообложения и адвокатская деятельность

Порядок налогообложения доходов, полученных физическим лицом — предпринимателем от применения общей системы налогообложения, регламентирован ст. 177 Налогового кодекса, согласно п. 177.2 которой объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.

Такие физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, утвержденную приказом № 481, в которой по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах.

В соответствии с п. 177.4 ст. 177 Налогового кодекса к расходам, непосредственно связанным с получением доходов, относятся:

  • расходы, в состав которых включается стоимость сырья, материалов, товаров, создающих основу для изготовления (продажи) продукции или товаров (предоставления работ, услуг), покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, строительных материалов, запасных частей, тары и тарных материалов, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;
  • расходы на оплату труда физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с таким плательщиком налога (далее — работники), включающие расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на оплату за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, любая иная оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения в соответствии с нормами раздела IV этого Кодекса);
  • обязательные выплаты, а также компенсация стоимости услуг, предоставляемых работникам в случаях, предусмотренных законодательством, взносы плательщика налога на обязательное страхование жизни или здоровья работников в случаях, предусмотренных законодательством;
  • суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размерах и порядке, установленных законом;
  • другие расходы, в состав которых включаются расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности, не указанные в подпунктах 177.4.1 — 177.4.3 этого пункта, к которым относятся расходы на командировки наемных работников, на услуги связи, рекламы, платы за расчетно-кассовое обслуживание, на оплату аренды, ремонт и эксплуатацию имущества, использующегося в хозяйственной деятельности, на транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров), стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг.

Кроме того, такие физические лица — предприниматели самостоятельно рассчитывают авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц, но не менее 100% годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошедший год (в сопоставимых условиях), и уплачивают в бюджет по 25% ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября).

По результатам календарного года физическое лицо — предприниматель в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года, представляет налоговую декларацию об имущественном положении и доходах и самостоятельно уплачивает сумму налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем представления налоговой декларации.

Следовательно, учитывая изложенное, если физическое лицо, осуществляющее независимую адвокатскую деятельность, одновременно занимается предпринимательской деятельностью, применяя общую систему налогообложения, такое лицо обязано вести одну книгу учета доходов и расходов, утвержденную приказом № 481, в которой отражает полученные доходы и понесенные в течение года расходы от осуществления обоих видов деятельности.

По результатам отчетного года указанное лицо представляет одну налоговую декларацию об имущественном положении и доходах в сроки, предусмотренные для физических лиц — предпринимателей (в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года). При ее заполнении наряду с доходами от независимой и предпринимательской деятельности физическое лицо отражает другие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы.

При этом физическое лицо самостоятельно рассчитывает налог на доходы физических лиц и уплачивает его в бюджет в сроки, предусмотренные п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса, то есть в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока представления декларации.

Второй способ: упрощенная система налогообложения и адвокатская деятельность

Для физических лиц — предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, главой 1 раздела XІV Налогового кодекса обусловлены правовые принципы ее применения.

Вместе с тем нужно напомнить, что в связи с введенной с 01.01.2015 г. налоговой реформой оптимизировано количество групп плательщиков единого налога.

Так, физические лица — предприниматели имеют право избрать первую, вторую или третью группу плательщиков единого налога при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 291.4 ст. 291 указанного Кодекса.

Плательщики единого налога ведут учет в порядке, установленном подпунктами 296.1.1 — 296.1.3 п. 296.1 ст. 296 этого Кодекса.

В случае если физическое лицо осуществляет независимую адвокатскую деятельность и одновременно применяет упрощенную систему налогообложения, такое лицо ведет две книги учета: однуутвержденную приказом № 481 (для отражения доходов, полученных от независимой адвокатской деятельности), вторуюутвержденную приказом № 1637 (в зависимости от избранной группы плательщика единого налога).

Представление налоговой отчетности таким лицом также имеет определенные особенности.

Так, по результатам отчетного года представляются две декларации:

  • одна — налоговая декларация об имущественном положении и доходах — для отражения доходов, полученных от независимой адвокатской деятельности (до 1 мая года, следующего за отчетным). Плательщики самостоятельно уплачивают сумму налогового обязательства, указанную в ней, до 1 августа года, следующего за отчетным;
  • вторая — налоговая декларация плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя, утвержденная приказом № 1159, в которой отражаются доходы, полученные от применения упрощенной системы налогообложения. Эта декларация представляется в сроки, определенные в ст. 296 Налогового кодекса:
  • для плательщиков единого налога первой и второй групп — в сроки, установленные для годового налогового периода, то есть в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) года;
  • для плательщиков единого налога третьей группы — в сроки, установленные для квартального налогового периода, то есть в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) года.

Плательщики первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. При этом такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Плательщики единого налога третьей группы уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя за налоговый (отчетный) квартал.

Уплата НДФЛ при выплате юридическим лицом дохода адвокату

В соответствии с п. 178.5 ст. 178 Налогового кодекса при выплате субъектами хозяйствования — налоговыми агентами (понятие налогового агента определено пп. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса) физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, доходов, непосредственно связанных с такой деятельностью, налог на доходы у источника выплаты не удерживается в случае предоставления таким физическим лицом копии справки о постановке его на налоговый учет в качестве физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность. Это правило не применяется при начислении (выплате) дохода за выполнение определенной работы и/или предоставление услуги согласно гражданско-правовому договору, отношения по которому установлены трудовыми отношениями, а стороны договора могут быть приравнены к работнику или работодателю согласно подпунктам 14.1.195 и 14.1.222 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса.

Таким образом, если физическое лицо осуществляет независимую адвокатскую деятельность и в соответствии с вышеуказанной нормой представляет налоговому агенту справку о постановке его на налоговый учет, при выплате дохода налоговый агент не удерживает с него налог на доходы физических лиц, а физическое лицо включает такой доход в годовую налоговую декларацию об имущественном положении и доходах и самостоятельно начисляет и уплачивает налог на доходы физических лиц.

Обложение военным сбором доходов, выплаченных адвокату юридическим лицом

В соответствии с пп. 1.1 п. 16 1 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 этого Кодекса (то есть физическое лицо — резидент, физическое лицо — нерезидент и налоговый агент).

При этом ст. 18 Налогового кодекса установлено, что налоговым агентом признается лицо, на которое этим Кодексом возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика. Налоговые агенты приравниваются к плательщикам налога, имеют права и выполняют обязанности, установленные указанным Кодексом для налогоплательщиков.

Вместе с тем пп. 1.2 п. 16 1 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса установлено, что объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 этого Кодекса, в частности: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении); иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.

Общий годовой налогооблагаемый доход равен сумме общих месячных налогооблагаемых доходов, иностранных доходов, полученных в течение такого отчетного налогового года, доходов, полученных физическим лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность в соответствии со ст. 178 Налогового кодекса (пп. 164.1.3 п. 164.1 ст. 164 этого Кодекса).

Согласно п. 178.3 ст. 178 указанного Кодекса налогооблагаемым доходом физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, считается совокупный чистый доход, то есть разность между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для проведения определенного вида независимой профессиональной деятельности. В случае неполучения справки о постановке на учет лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, объектом налогообложения являются доходы, полученные от такой деятельности, без учета расходов, и в таком случае военный сбор будет начисляться на годовой доход без учета расходов.

В соответствии с п. 178.5 указанной статьи при выплате субъектами хозяйствования — налоговыми агентами физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, доходов, непосредственно связанных с такой деятельностью, налог на доходы у источника выплаты не удерживается в случае предоставления таким физическим лицом копии справки о постановке его на налоговый учет в качестве физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность. То есть субъекты хозяйствования, выплачивающие доходы адвокатам за проведение ими своей деятельности, не являются налоговыми агентами относительно таких доходов.

Таким образом, во избежание двойного налогообложения военный сбор не удерживается субъектом хозяйствования при выплате дохода адвокату за осуществление им деятельности в случае предоставления таким адвокатом копии справки о постановке его на налоговый учет в качестве физического лица, осуществляющего независимую адвокатскую деятельность.

По результатам отчетного налогового года адвокат самостоятельно рассчитывает военный сбор в размере 1,5% чистого налогооблагаемого дохода, отражает его в годовой налоговой декларации и уплачивает в сроки, предусмотренные для уплаты налога на доходы физических лиц за соответствующий период.

Первым отчетным налоговым периодом для начисления военного сбора с доходов адвокатов является 2015 г. Срок уплатыдо 01.09.2016 г.

Уплата единого взноса адвокатом, одновременно осуществляющим предпринимательскую деятельность

Рассмотрим, является ли физическое лицо, осуществляющее независимую адвокатскую деятельность, плательщиком единого взноса по результатам профессиональной деятельности за 2014 г., если оно одновременно осуществляло предпринимательскую деятельность на упрощенной системе, и какие правовые новации по уплате такими лицами единого взноса введены Законом № 77.

В течение 2014 г. правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос), определение круга плательщиков, условия и порядок его начисления и уплаты регулировались Законом о ЕСВ. Исключительно этим Законом определялись принципы сбора и ведения учета единого взноса, порядок начисления, исчисления и уплаты единого взноса.

Согласно п. 4 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ плательщиками единого взноса являются физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 5 этой части плательщиками единого взноса являются лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно — занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, а именно научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, либо лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, иную подобную деятельность и получающие доход непосредственно от этой деятельности, при условии, что такие лица не являются наемными работниками либо предпринимателями.

Таким образом, физическое лицо, являющееся предпринимателемплательщиком единого налога и одновременно занимающееся независимой адвокатской деятельностью, является плательщиком единого взноса в качестве физического лицапредпринимателя. Такое лицо не имеет обязанности по учету, отчетности и уплате единого взноса из сумм дохода, полученного от его независимой адвокатской деятельности, по результатам 2014 г.

01.01.2015 г. вступил в силу Закон № 77, которым внесены изменения в Закон о ЕСВ.

В частности, согласно внесенным в п. 5 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ изменениям плательщиками единого взноса являются лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, либо лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, иную подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности. В предыдущей редакции указанного пункта плательщиками единого взноса были определены лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (с детализацией видов деятельности), при условии, что такие лица не являются наемными работниками или предпринимателями.

Таким образом, отменена норма, фактически не позволявшая лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, религиозную (миссионерскую) деятельность, иную подобную деятельность и получающим доход от этой деятельности, одновременно быть наемными работниками либо предпринимателями.

Абзацем первым части второй ст. 7 Закона о ЕСВ установлено, что базой начисления единого взноса для лиц, определенных п. 5 части первой ст. 4 этого Закона, является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

Следовательно, в соответствии с указанными изменениями физическое лицо, занимающееся независимой адвокатской деятельностью и одновременно являющееся предпринимателемплательщиком единого налога, должно стать на учет в качестве плательщика единого взносафизического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельнозанимающегося независимой адвокатской деятельностью, и уплачивать единый взнос с доходов, полученных от независимой адвокатской деятельности в течение 2015 г.

Отнесение адвокатом сумм единого взноса к расходам соответствующего периода

Базой начисления единого взноса для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль) (абзац первый части второй ст. 7 Закона о ЕСВ).

Поскольку этим Законом четко определено, что базой начисления единого взноса для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц за месяц, в котором получен такой доход (прибыль), то месяцы, в которых доход (прибыль) не был получен, не является базой начисления единого взноса.

Вместе с тем положениями вышеуказанного абзаца установлено, что в случае, если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом о ЕСВ. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Указанная норма может использоваться лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, при начислении единого взноса за 2015 г.

В соответствии с положениями приказа № 1185 физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, при определении совокупного чистого дохода имеют право на включение в перечень расходов уплаченной суммы единого взноса.

Согласно части первой п. 4.2 Инструкции № 455 уплата единого взноса, начисленного за календарный год физическими лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно, осуществляется в национальной валюте путем внесения соответствующих сумм единого взноса на счета органов доходов и сборов, открытые в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, до 1 мая следующего года на основании данных годовой налоговой декларации.

Следовательно, сумма единого взноса, уплаченная физическим лицом, обеспечивающим себя работой самостоятельнозанимающимся независимой адвокатской деятельностью, включается в расходы того отчетного периода, в котором она уплачена.

Прекращение адвокатской деятельности в связи с назначением на государственную службу

Рассмотрим, может ли физическое лицо, которое на основании свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью осуществляет независимую деятельность, временно приостановить адвокатскую деятельность в связи с назначением на государственную службу. Должно ли такое лицо представлять отчетность и уплачивать налоги на период приостановления адвокатской деятельности?

Правовые принципы организации и деятельности адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности в Украине регулируются Законом № 5076, ст. 1 которого определено, что адвокат — это физическое лицо, осуществляющее адвокатскую деятельность на основаниях и в порядке, предусмотренных этим Законом; адвокатская деятельность — это независимая профессиональная деятельность адвоката по осуществлению защиты, представительства и предоставления иных видов правовой помощи клиенту.

Статьей 7 Закона № 3206 установлены ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, а именно лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления), запрещается заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в сфере спорта) либо предпринимательской деятельностью.

Требования относительно несовместимости закреплены также ст. 7 Закона № 5076, в частности несовместимой с деятельностью адвоката является работа на должностях лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления).

Таким образом, назначение на государственную службу лишает возможности осуществлять независимую адвокатскую деятельность.

Кроме того, нормами вышеуказанной статьи предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств несовместимости адвокат в трехдневный срок со дня возникновения таких обстоятельств подает в совет адвокатов региона по адресу своего рабочего места заявление о приостановлении адвокатской деятельности.

Право на занятие адвокатской деятельностью приостанавливается в случае подачи адвокатом заявления о приостановлении адвокатской деятельности (часть первая п. 1 ст. 31 Закона № 5076).

Адвокат не имеет права осуществлять адвокатскую деятельность в течение всего срока приостановления права на занятие адвокатской деятельностью. Такой адвокат также не может принимать участие в работе органов адвокатского самоуправления, кроме случаев, когда такое право приостановлено в связи с назначением лица на должность в орган государственной власти съездом адвокатов Украины (п. 5 указанной статьи).

Сведения о приостановлении права на занятие адвокатской деятельностью вносятся в Единый реестр адвокатов Украины.

Следовательно, законодательством Украины предусмотрено полное прекращение адвокатской деятельности на период государственной службы.

Согласно пп. 67.1.2 п. 67.1 ст. 67 и пп. 65.10.4 п. 65.10 ст. 65 Налогового кодекса основанием для снятия с учета в контролирующих органах самозанятого лица является регистрация прекращения независимой профессиональной деятельности физического лица в соответствующем органе (с даты регистрации).

Процедура снятия с учета налогоплательщиков в контролирующих органах установлена разделом ХІ Порядка № 1588, пп. 2 п. 11.32 которого определено, что физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, снимаются с учета после прекращения такой независимой деятельности при наличии документально подтвержденной информации соответствующего государственного органа, который регистрирует такую деятельность либо выдает документы о праве на занятие такой деятельностью (свидетельства, разрешения, сертификаты и т.п.), и/или представленных в контролирующий орган по основному месту учета:

  • заявления по форме № 8-ОПП;
  • справки по форме № 4-ОПП и других документов, которые выдаются контролирующими органами налогоплательщику и подлежат возврату в контролирующий орган.

В соответствии с п. 11.17 раздела ХІ Порядка № 1588 после проведенной документальной внеплановой проверки налогоплательщика в случае отсутствия возражений контролирующего органа относительно осуществления государственной регистрации прекращения налогоплательщика, определенных п. 11.27 этого раздела, и установления факта отсутствия задолженности налогоплательщика перед бюджетом по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы, контролирующий орган составляет справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП.

Лицо, не осуществляющее независимую адвокатскую деятельность и не получающее от нее доходов, а также снявшееся с учета в контролирующих органах в качестве налогоплательщика и получившее справку по форме № 22-ОПП, не имеет обязанности по представлению отчетности и уплате налогов относительно такой деятельности.

Если после внесения в Реестр самозанятых лиц записи о прекращении независимой профессиональной деятельности физическое лицо продолжает осуществлять такую деятельность, считается, что лицо начало такую деятельность без постановки на учет в качестве самозанятого лица, и это приведет к налогообложению доходов без учета расходов (абзац второй п. 178.3 ст. 178 Налогового кодекса).

Похожие статьи:

  • Бийск адвокат щербакова Щербакова Елена Анатольевна Реестровый номер: 22/687 Адвокат, Алтайский край Подразделение(адрес): Коллегии адвокатов, Алтайская краевая коллегия адвокатов, г. Бийск Телефон: (8-385-4) 44-93-51; 8-905-980-1680 Страница на портале об Адвокате сделана в […]
  • Процент разводов в россии левада центр Россияне считают главными врагами РФ США и Украину – опрос 68% опрошенных "Левада-центром" россиян причислили к врагам России США, 29% назвали врагом РФ Украину. НАТО выбрали 6% опрошенных. 1% респондентов назвали врагом страны действующего президента […]
  • Налоговый кодекс статья 83 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) с комментариями к статьям Статья 83. Учет организаций и физических лиц См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 83. Учет организаций и физических лиц Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 […]
  • 83 статья налогового кодекса Статья 83. Учет организаций и физических лиц Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в статью 83 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного […]
  • Сколько платят пособие до 15 лет на второго ребенка Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Сегодня 26 октября 2018 г., 10:24 Калькулятор расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет поможет правильно определить ежемесячную сумму выплаты, полагающуюся работнице, находящейся в отпуске по уходу […]
  • Конституция рф 2 глава 17 статья Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Содержание главы 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в […]
  • Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 n 63-фз 2014 Юридические вопросы и ответы Расчет пеней по налогу на прибыль в 2018 Расчет пеней по налогу на прибыль в 2018 году калькулятор Расчет пеней по налогу на прибыль в 2018 году калькулятор Она действует вплоть до 9 февраля 2018г. Дальше она может измениться, […]
  • Врачебная тайна адвокат В медицинское учреждение поступил запрос от адвоката о предоставлении сведений о состоянии здоровья матери его подзащитного. Вправе ли учреждение предоставлять такие сведения? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Учреждение здравоохранения вправе […]